Урок истории в 5 классе по теме Древний Египет
Урок по истории Древнего мира в 5 классе. Учитель – Жижина Н. Л.
( МОО «СОШ №9 г. Сыктывкара.)
Тема урока: «Путешествие по стране Большого Хапи» (повторительно-обобщающий урок по истории Древнего Египта).
Тип урока: урок закрепления и комплексного применения знаний.
Форма урока: урок-игра (заочное путешествие).
Методы и технологии обучения:
- описания (словесный), описание картин, рассказ с использованием аппликаций;
- наглядный (работа с исторической картой, картиной);
- практический (найти ошибки в тексте, разгадать чайнворд, шарады, ребусы);
- интерактивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: настенная карта «Древний Египет», картины по истории Древнего Египта, аппликации: труд крестьян, египетское войско, природа Египта.
Цель урока: повторить и обобщить знания по истории древнего Египта.
Задачи урока: развиваются умения работать с исторической картой, картиной, аппликациями, текстами, применять знания при решении познавательных задач.
Эпиграф « О гордый фараон, безжалостный кумир. Твой страшный мир погиб, развеялся, исчез. Но в памяти Земли навеки сохранился «.
Оргмомент. Учитель: сегодня мы проведём смотр знаний по теме «Древний Египет» в форме урока путешествия по стране большого Хапи, так называли Египет соседние народы. « Хапи»- у египтян означает « река», так называли и бога реки Нил. Река Нил играла огромную роль в жизни египтян, недаром Геродот называл Египет даром Нила».
Ход урока.
*1 конкурс «Бортпроводник». Задание: показать на настенной карте путь из России в Египет, описать местоположение Египта.
*2 конкурс « Экскурсовод». Учитель: своё путешествие мы начнём с древней столицы Египта – города Мемфиса, здесь находится одно из чудес света. Продолжите стихотворение Василия Брюсова: « Меня с земли судьба сотрёт, как плесень, но след не минет скорбного труда и простоит близ озера Мерида века веков святая…( пирамида). Ученик должен рассказать о египетских пирамидах и их строительстве.
*3 конкурс « Чайнворд». Учитель: давайте « зайдём» в одну из пирамид, но она не совсем обычная, а многоступенчатая, как пирамида Джосера.
Вопросы к чайнворду:
Приспособление для поднятия воды ( шадуф).
Царь в Египте (Фараон).
Человек, который следит за работой рабов (надсмотрщик).
Чтобы отвести лишнюю воду и затем воспользоваться ею, египтяне строили дамбы и рыли многочисленные…(каналы).
Священный цветок в Египте, цветы, бутоны, листья этого растения служили мотивом для различных орнаментов (лотос).
Злой бог пустыни, он убил своего брата Осириса? (Сет).
Известный фараон-завоеватель, достигший реки Евфрат (Тутмос).
Мастер, украшавший храмы изображениями из камня, металла…(скульптор).
Бог солнца (Ра).
Искусство счёта, одна из древнейших наук (арифметика).
Уважаемый человек в Египте, он по звёздам мог предсказать разливы Нила (астроном).
Столица объединённого Египта в 3000 Г. до н. э. (Мемфис).
Статуя льва с головой человека (сфинкс).
Ветры, дующие почти 50 дней с пустыни, приносящие пыль и песок (суховеи).
Знаки рисунки для письма (иероглифы).
Новая столица Египта в середине 2000 г. до н. э. (Фивы).
*4 конкурс «Пахари». Учитель: Мы плывём по Нилу. А вот и местные жители. Кто это? Какое главное занятие было в Древнем Египте? Почему именно земледелие? Ребята, представьте себя в роли египетских крестьян и расскажите о своём труде, используя аппликации.
*5 конкурс «Исторический зоосад». Учитель: а вот и « коренные жители» Египта. В Египте очень почитали животных, это отразилось в египетской религии. Вопрос: с какими сторонами жизни древних египтян связаны эти животные?
Кошка – богиня Бастет изображалась в виде кошки. Бог солнца Ра с головой кота. Кошка спасала урожай от грызунов.
Корова – в образе коровы изображалось небо. На быках пахали землю.
Сокол – бог Гор с головой сокола. Соколов использовали на охоте.
Ибис – бог Тот с головой птицы Ибис. Ибис водится в тростниках папируса, на котором писали в Египте. Тот научил египтян писать и читать.
Змея – раньше в Египте было много болот, а в них водились змеи. Бог земли Геб изображался с головой змеи. Богиня плодородия Рененут изображалась в виде змеи.
*6 конкурс «Египетский храм». Пристанем к берегу Нила и войдём в египетский храм. Чем он отличается от русских церквей?
Ученик описывает египетский храм по настенной картине «Храмовое хозяйство в Египте».
*7 конкурс «Найди ошибки в тексте». Учитель: в храме находилась библиотека с древними свитками. Прочитаем один из них. Не подделка ли он?
Текст «Завоевания египтян».
«Обратите своё сердце к книгам! Я, писец Падиусет, записываю этот текст на бумаге (папирусе) о походе царя Верхнего и Нижнего Египта Тутмоса Первого в Европу (западную Азию) в 2500 году до н. э .(1500 г. до н.э.) 9 числа месяца жатвы отправились мы от Нильских порогов (от дельты Нила) на Синайский полуостров. Богатый золотым песком и слоновой костью (этим славилась Нубия, а на Синае – медь). Блестели на солнце железные (бронзовые) наконечники копий. Впереди на колеснице – повозке на 4-х (2-х) колёсах, ехал фараон. Рядом со мной шёл старый воин Сенмут, который рассказывал какую большую добычу получил каждый воин после похода (простые воины ничего не получали, их хозяйство разорялось). Клянусь, что всё мной написанное истинная правда, да не даст мне соврать богиня правды Исида (Маат).
*8 конкурс «ребусы». Учитель: при храмах находились школы, где готовили писцов. А сможем ли мы прочитать египетские иероглифы?
1 рисунок: мешок муки, ноты (ми), буква «я» - мумия. Что это?
2 рисунок: сарай, буквы «ко», флаг (саркофаг).
3 рисунок: факел, рама, конь (фараон).
4 рисунок: буквы «ко», лес, лестница ( колесница).
5 рисунок: буква «д» маленький рот (дротик).
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «моё путешествие по Древнему Египту».
Источник: Кулагина Г. А. «Сто игр по истории» Просвещение, 1983.