Развитие УУД в УМК Н.И. Сонина Сфера жизни (5 класс)
Развитие универсальных учебных действий в учебно-методическом комплексе Н. И. Сонина «Сфера жизни»
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося
Универсальные учебные действия- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
ВИДЫ УУД1. Личностные2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 3. Познавательные, включая общеучебные и логические4. Знаково-символические5. Коммуникативные
Личностные УУД
Личностные УУДдействие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
§ 2. Наука о живой природе. Какую роль в вашей жизни уже сейчас играют биологические знания?§ 28. Как человек изменил Землю.Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решению других проблем?Р.т. – С какими экологическими проблемами вы сталкиваетесь в своём городе?§ 31. Здоровый человек и безопасность жизни.- Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым? Что нужно в нём изменить , чтобы он таким стал?- Почему курящий человек не может быть хорошим спортсменом?- Объясните, по какой причине запрещено водить автомобиль в нетрезвом состоянии.
Регулятивные действияцелеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Регулятивные действияконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия.общеучебныелогические поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)Сравнение;Опознание;анализ- выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;Синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;
Сравнение;Опознание;анализ- выделение элементов и «единиц» из целого;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;Сравнение;
Озаглавьте список. Установите один «лишний» объект.ОленьКлеверЛьдинкаПчелаЕльОзаглавьте список. Установите один «лишний» объект.ПитаниеТаяниеДыханиеРазвитиеВыделениеПодведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
Установите верную последовательность перечисленных природных зон Земли в направлении от полюсов к экватору.Широколиственный лесТундраВлажный тропический лесТайгаСаванна
Знаково-символические универсальные учебные действияЗнаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
С помощью вертикальных отрезков изобразите в тетради относительные размеры различных динозавров и человека.
Рассмотрите диаграммы на с. 36-37 учебника. Чем различается химический состав тел живой и неживой природы? Существуют ли элементы, которые встречаются только в живых организмах?
Коммуникативные УУД