Комплексная воспитательная программа «Юный салаватец в атмосфере Заботы и Творчества»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ДД(Ю)Т
г. Салавата
__________ С.Н. Свечникова
Пр. № 61 от 02.09.2013 г.
Комплексная воспитательная программа
«Юный салаватец в атмосфере
Заботы и Творчества»
Срок реализации: 3 года
Авторы – составители: творческая группа:
Руководитель: Свечникова Светлана Николаевна, директор МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата;
Составители: Иванова Мария Клавдиевна, зам. директора по УВР МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата;
Петрова Нэлли Ивановна, методист МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата;
Трунова Валентина Михайловна, зав. отделом МБОУ ДД(Ю)Т г. Салавата;
Емельянова Зинаида Викторовна, методист МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата;
Матвеева Ольга Андреевна, методист МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата.
Салават
2013
СОДЕРЖАНИЕ
I. Паспорт программы………………………………………………………….
II. Пояснительная записка…………………………………………………….
III. Информационная справка о деятельности Учреждения……………….
IV .Основные цели и задачи……………………………………………………
V. Ожидаемые результаты……………………………………………………..
VI. Концепция воспитательной системы ………………………………….
VI.1. Сущность образовательно – воспитательного пространства в атмосфере Заботы и Творчества……….………………………………………
VI.2. Концептуальные основания программы……...…………………………
VI.3. Модель реализации комплексной воспитательной программы…….…
VI.3.1. Управление образовательным учреждением как воспитательной системой…………………………………………………………………………
VI.3.2. Создание модели обучающегося и обучающегося - выпускника МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата……………………………………………...
VII. Содержание реализации комплексной воспитательной
программы………………………………………………………………………
VIII. Критерии эффективности функционирования воспитательной программы………………………………………………………………………
IX. Условия реализации комплексной воспитательной
Программы…………………………………………………………………….
IX.1. Методическое обеспечение программы………………………………...
IX.2. Ресурсное обеспечение программы…………………………………….
X. Возможные векторы дальнейшего развития воспитательной системы МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата……………………………………………..
XI. Список используемой литературы при составлении
Программы ……………………………………………………………………
XII. Список литературы, рекомендуемый педагогам при реализации данной Программы……………………………………………………………
Приложения.
3
5
6
9
9
10
10
11
14
14
16
18
19
19
19
20
20
21
21
I. Паспорт программы
1.Наименование Программы Комплексная воспитательная программа «Юный салаватец в атмосфере Заботы и Творчества»
2. Основания для разработки Программы Конвенция о правах ребенка,
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12. 2012г.№ 273
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
Республиканская программа развития образования на 2009-2013 гг. (постановление Правительства РБ от 30.12.2008 г.
№ 477),
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования от 07.03.1995 № 233 (от 10.03.2009 № 216),
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг. от 07.02.2011 г. № 61,
Федеральные государственные образовательные стандарты: начального общего образования от 06.10.2009 № 337, 26.11.2010 г. № 1241, основного общего образования от 17.12.2010г. № 1897,
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1251-03 от 01.04.2003 г. (введены с 20.06.2003г.),
Программа развития образования городского округа город Салават Республики Башкортостан от 14.12.2011 № 2-52/604,
Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата, Учреждение) на 2012-2016 годы
3.Авторы-составители Творческая группа:
руководитель: Свечникова С.Н., директор МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата;
составители: Иванова М.К., заместитель директора по УВР; Трунова В.М., заведующая отделом; Петрова Н.И., методист; Караулова З.В., методист; Матвеева О.А., методист.
4.Цель Программы Создание атмосферы Заботы и Творчества в образовательно - воспитательном пространстве МБОУ ДОД ДД(Ю)Т
г. Салавата для формирования активной, творческой, мыслящей личности юного салаватца.
5.Задачи Программы
1.Определить и обеспечить условия эффективности воспитательной деятельности Учреждения
2.Обновить методику проведения тематических периодов работы с коллективом детей и взрослых.
3.Оказать методическую помощь в планировании и в проведении
творческих дел в объединениях Учреждения.
4. Создать условия для совершенствования профессионального мастерства педагогов в качестве воспитателей
5.Разработать модель обучающегося и обучающегося – выпускника в соответствии с требованием времени.
6.Этапы реализации Программы 1-й этап – 2013г. - подготовительный (разработка, принятие и внедрение Программы); Цель - выявление позитивного опыта работы МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата; оказание методической помощи в повышении профессионального мастерства педагогам в качестве воспитателя; определение условий эффективности воспитательной работы в творческом объединении детей; разработка модели обучающегося, модели обучающегося – выпускника МБОУ ДОД ДД(Ю)Т;
2-й этап –2014г. – основной. Цель – реализация данной Программы: создание условий эффективности воспитательной системы на занятиях в творческих объединениях детей; обновление содержания и методики проведения тематических периодов, используя знания, умения, навыки ключевых компетенций обучающихся.
3-й этап - 2016 гг. - заключительный (подведение итогов и анализ работы по реализации Программы). Цель - определение соответствия содержания воспитательной работы и модели обучающегося, модели обучающегося – выпускника МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата, корректировка, обобщение позитивного опыта реализации Комплексной воспитательной программы.
7.Исполнители Программы Педагогический коллектив и администрация МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата
8.Ожидаемые результаты реализации Программы
Создание атмосферы Заботы и Творчества в МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата для формирования юного салаватца как личность, творческую, высококультурную, способную реализовать себя в современном мире, имеющую потребность в здоровом образе жизни, владеющую навыками самовоспитания и безопасного поведения.
II. Пояснительная записка
В настоящее время система образования города работает в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.
Федеральные, республиканские, городские программы развития системы образования определяют для нас основные стратегические ориентиры: достижение нового качества обучения и воспитания должно быть сопряжено с максимальным обеспечением условий для развития духовности детей, приобщением их к ценностям отечественной и мировой культуры, профессиональным и жизненным самоопределением, гражданским и нравственным самоосуществлением.
В данных документах определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию у детей мотивации к познанию и творчеству; укрепление здоровья; профессиональное самоопределение и организация творческого труда, социализации детей, укреплению семейных отношений, формированию общей культуры и организации содержательного досуга.
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство. Она способна влиять на качество жизни, так как приобщает юных ребят к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования  способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.
Воспитательное пространство Дворца неотделимо от образовательного и представляет собой совокупность воспитательного процесса на занятиях в творческих объединениях детей и тематических периодах. Системообразующей основой данного процесса является ЗДОРОВЬЕ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ, ЭКОЛОГИЯ, ДОСУГ, СЕМЬЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Сегодня, воспитание во Дворце – это процесс совместной выработки ценностей, норм, приоритетов социальной деятельности, обращенный к задаче жизнетворчества, через сотрудничество и сотворчество поколений.
Воспитательная система Дворца наполняется, обогащается и обновляется в условиях:
- поддержки педагогического мастерства, через актуализацию, развитие, реализацию творческих идей, принимаемых как ценность во всем их многообразии;
- обновления современных образовательных программ;
- усиления взаимодействия с родителями, с образовательными учреждениями города, с социумом;
- участия в городских, республиканских, российских, международных соревнованиях, конкурсах, конференциях различной направленности всех категорий детей;
- увеличения количества детей в городской детской общественной организации «Пионеры Башкортостана»;
- стабильной посещаемости и сохранности контингента детей;
- приведения в соответствие нормативно-правовой базы.
Данные условия определяют образ жизни Учреждения и его психологический климат.
III. Информационная справка о деятельности учреждения

МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, Законом “Об образовании в Российской Федерации”, Законом РБ “Об образовании”, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативно-правовыми актами Министерства образования, социального развития, молодежной политики и спорта, органов местного самоуправления, Программой развития МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г.Салавата на 2012-2016 годы.
Тип: бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей.
Вид учреждения: Дворец детского (юношеского) творчества.
Юридический адрес: 453263, Республика Башкортостан, г. Салават,
б. С. Юлаева, 21.
Тел (83476) 33-06-00, 33-06-10, 33-06-22
E-mail: Dvorec.72@mail.ruКоллектив Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» городского округа город Салават Республики Башкортостан на протяжении 40 лет своей деятельности помогает десяткам сотен ребят найти своё призвание в объединениях, секциях, студиях. Ежегодно во Дворец детского (юношеского) творчества приходит новое подрастающее поколение, где каждый ребёнок находит дело по душе в многогранном, ярком, наполненном творческим поиском, мире детства. Об этом свидетельствует таблица достижений:
Уровни достижений 2010-2011
уч. год 2011-2012
уч.г. 2012-2013
уг.г.
Международный 10 12 35
Всероссийский 25 27 57
Зональный Республиканский 43 75 82
Городской 41 129 175
Существование и развитие МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата определяется, прежде всего, интересами и запросами различных категорий детей и подростков, а также их родителей.
В МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата представлена возможность свободного выбора направлений деятельности:
- физкультурно-спортивной,
- естественнонаучной,
- социально-экономической,
- художественно-эстетической,
- научно-технической,
- спортивно-технической,
- туристско-краеведческой,
- эколого-биологической,
- социально-педагогической,
- культурологической.
Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с учебным планом, образовательными программами и расписанием занятий.
Учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.
Деятельность детей в Учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, ансамбль, студия, театр, секция и др.).
Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность учебного года устанавливается не менее 36 недель. Однако педагоги при необходимости (подготовка и участие к городским, республиканским, российским соревнованиям, конкурсам) продолжают работу с детьми и в летние каникулы, организуют профильные и оздоровительные лагеря в каникулярное время.
Занятия детей в Учреждении могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулярные дни.
Всего в МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата на 1.09.2013 года обучается 1512 детей, что составляет 28 творческих объединений, 114 групп.
Кадровый состав МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата на 1.09.2013 года:
Всего педагогических работников – 51;
Из них совместителей – 13;
Основной состав – 38.
Количество педагогических работников, имеющих квалификационную категорию:
высшая –28;
первая – 10;
вторая – 3;
не имеет категории – 10 (молодые специалисты)
Количество педагогических работников, имеющих образование:
высшее – 33;
с/специальное – 18.
Количество педагогических работников, имеющих педагогический стаж:
до 5 лет – 8;
5-10 лет – 2;
10-20 лет – 15;
свыше 20 лет – 26.
Коллектив МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата работоспособный, педагогически грамотный, находится в постоянном поиске современных технологий, методов образования.
Воспитательная система Дворца находится на этапе стабильного развития, что характеризуется:
способностью педагогического коллектива выдвигать и обосновывать цель воспитательного процесса;
способностью организовать яркую жизнедеятельность сообщества детей и взрослых, благоприятную для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога и родителя;
способностью создать в образовательном учреждении дополнительного образования детей и за его пределами нравственно эмоционально насыщенную развивающую среду;
способностью диагностировать развитие личности обучающегося, развитие детского и педагогического коллективов, социума.
Из публичного отчета о деятельности Учреждения можно выделить
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
-выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей: положительная динамика показателей призовых мест участия детей, занимающихся в объединениях, в республиканских, зональных, всероссийских, международных конкурсах, соревнованиях;
-удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
-массовые костюмированные творческие дела, проводимые для обучающихся и их родителей, социума;
- мероприятия, организаторами и участниками которых стал МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата, стали традиционными в городском масштабе;
- стабильный творческий коллектив.
Результаты анализа воспитательных планов работы педагогов в объединениях выявили, а именно:
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
-отсутствие качественной воспитательной деятельности в творческих объединениях, секциях;
- недостаточна на занятиях роль педагога в роли воспитателя.
Основа данных недоработок в воспитании – это формализм, невнимательное отношение к реальному ребенку.
Проанализировав, осмыслив данные недоработки, вскрылись следующие проблемы:
-превращение планов воспитательной работы из набора обособленных формальных разделов и воспитательных мероприятий в планы, которые составляются, реализуются совместно взрослыми и детьми, создается в объединениях обстановка заботы и взаимодоверия.
-превращение воспитательных мероприятий (форм передачи детям готового опыта) в творческие дела (участие обучающегося в различных видах и формах общей творческой жизненно-практической деятельности).
Предлагаемая программа направлена  на дальнейшее развитие воспитательной системы Учреждения, на развитие потенциальных возможностей ребенка, формирование его  социального опыта.
IV. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Создание атмосферы Заботы и Творчества в воспитательном пространстве МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата для формирования активной, творческой, мыслящей личности юного салаватца.
Задачи:
1. Определить и обеспечить условия эффективности воспитательной деятельности Учреждения.
2. Обновить методику организации и проведения тематических периодов работы с коллективом детей и взрослых.
3. Создать воспитательную систему в творческих объединениях детей.
4. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов на занятиях в качестве воспитателей.
5. Разработать модель обучающегося и обучающегося – выпускника в соответствии с требованиями времени.
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Создается атмосфера Заботы и Творчества, которая определяется разработанными критериями и показателями:
- разработана система отслеживания динамики уровня воспитанности, самоуправления обучающихся: (отслеживание результатов мониторинга воспитанности ребенка, ученой группы, объединения, отдела, Учреждения);
- использованы педагогические методики: личностно - ориентированный подход, компетентностный, методика коллективно – творческой деятельности (общей заботы) и др. в организации тематических периодов воспитательного процесса и на занятиях в объединении детей;
- организованы циклы семинаров, консультаций и других форм методической помощи: «Организация занятий в творческих объединениях по проблеме: «Обучая – воспитывай»;
- разработаны показатели: «Уровень самоуправления обучающихся», «Количество продуктов творческой деятельности педагогов и обучающихся»; «Количество победителей соревнований, конкурсов»; «Психологический комфорт» и др.
- выпущен сборник: «Только личность воспитывает личность» (из опыта работы педагогов – воспитателей);
- создан электронный банк по проблеме воспитательной деятельности: «Главное – быть Человеком».
- разработана модель обучающегося и модель обучающегося – выпускника, где в основу положено формирование ключевых компетенций и ценностные ориентации обучающихся.
- гарантирован оптимальный уровень мотивации и стимулирования всех участников воспитательного процесса.
Воспитательная система Дворца находится в стадии рефлексивного осмысления и апробации.
VI. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
VI.1. Сущность образовательно – воспитательного пространства в атмосфере заботы и творчества
Образовательно - воспитательное пространство Учреждения - это пространство жизнетворчества, представляющее собой систему условий и возможностей для саморазвития  личности, которые создаются отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами и родителями. Воспитательное пространство соединяет в себе совокупность развивающих сред творческих коллективов, определяет способы организации и основные события образовательно-воспитательного процесса.
В условиях образовательно – воспитательного пространства Учреждения каждый ребенок имеет возможность получения духовного, интеллектуального, физического социального развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей, формирования гражданской позиции. Реальная практика соотнесения творческих потребностей и гражданской позиции возникает в условиях детского самоуправления. Самоуправление в МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата – это реальная возможность для детей вместе с педагогом участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе образовательно-воспитательного процесса.
Ребенок, педагог, родители взаимодействуют в развивающей среде коллективов Дворца, главная функция которых – творение новой культуры через обновление содержания образования, воспитания в комфортной обстановке общей заботы.
Главное, чтобы ребенок успел погрузиться в уникальный мир сотворческих отношений, вобрать все его лучшие традиции, проникнуться духом уважения, поддержки и заботы. Чтобы на этом пути ему открылись собственное творческое «Я», дух творческих усилий, «падений» и дерзаний, чтобы он нашел своего педагога-Мастера, прикоснулся к живительным истокам природы, к духовному и культурному наследию родного края. Отсюда миссия МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата: «Сохранение и развитие уникальности каждого юного салаватца»
Педагоги Дворца, ставя и решая конкретные воспитательные задачи, находятся в постоянном поиске путей уникального воплощения своей педагогической миссии, стремятся к расширению своих педагогических и человеческих возможностей, повышению своей компетентности и готовы представить плоды педагогического поиска.
Воспитательная система ориентирована на формирование у родителей позитивного отношения к учреждению дополнительного образования детей, на их активное участие в образовательном процессе - в силу своих возможностей развивать и поддерживать ребенка. Вовлечение родителей в развивающую среду детского коллектива позволяет семье стать активным субъектом воспитательной системы образовательного учреждения.
VI.2. Концептуальные основания программы
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», (ст. 2, п. 2.) сказано: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Воспитание в МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата – это процесс совместной выработки ценностей, норм, задач социальной деятельности через сотрудничество и сотворчество поколений. В процессе воспитания соотносится жизненный опыт детей с бытующими в современном обществе моральными и культурными образцами (нормами), происходит понимание смыслов человеческого существования, жизнетворчества
Одной из задач деятельности Учреждения является - максимально поддержать ребенка в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами, идеями.
Педагогическая миссия в процессе воспитания - педагогическая поддержка, общение, взаимодействие.
Результаты и эффективность воспитания в условиях Дворца определяются готовностью ребенка к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ему ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений, на основе усвоенных и воспроизведенных ребенком, подростком культурных ценностей и социального опыта. Воспитываясь в атмосфере творчества, ребенок убеждается в том, что только творческий труд становится любимым.
Актуальным является то, что пространство дополнительного образования сегодня доступно широкому кругу его потребителей: дети могут выбрать себе подходящее объединении, спортивную секцию, художественную или музыкальную студию и т.п. При этом для всестороннего развития детей важны не только сама по себе возможность получать новые знания или проявлять себя в любимом деле, но и шанс освоить жизненно важные компетентности в условиях партнёрских взаимоотношений в детском разновозрастном коллективе и в общении с взрослыми, имеющими опыт творческой деятельности.
Приоритетом современного дополнительного образования детей выступает социализация и самореализация личности, выявление, раскрытие и сопровождение творческих способностей, формирование здорового образа жизни, содействие личностному и профессиональному самоопределению и самовоспитанию обучающихся. Особенно ценно, если это происходит в обстановке заботы и творчества.
Программа ориентирована на решение значимых проблем по обновлению воспитательной деятельности МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата через совершенствование имеющегося опыта работы, она может дать максимально возможный положительный эффект.
При организации воспитательного процесса детей опираемся на приоритетные принципы:
Признание права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на возможность выбора индивидуального маршрута на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата для удовлетворения своих интересов, потребностей,
Развитие индивидуальности предполагает создание социокультурной среды для максимально свободной реализации заданных природой качеств. Индивидуальность человека основывается на природных факторах, наследственных задатках и одновременно развертывается и пополняется в процессе социализации, саморазвития, самореализации, сознательного самовоспитания. Если индивидуальность закрепляется и устойчиво проявляется в деятельности человека, в его образе жизни, то можно говорить об индивидуальном стиле деятельности, жизни.
Единство и целостность образования предполагает, что обучение не замыкается на отдельных знаниях, умениях и навыках, а выходит на формирование личности и становится средством воспитания, видом активной социокультурной самодеятельности ребенка.
Доверие и поддержка - вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений; это отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям добровольного содействия, сотворчества, живой коммуникации, где дети вместе с взрослыми становятся проектировщиками и творцами своих замыслов и проектов.
Сохранение здоровья детей - представляется вполне справедливым предположением о том, что на здоровье детей оказывают влияние не только избранная образовательным учреждением стратегия образования, но и создание образовательно-воспитательного пространства в атмосфере заботы и творчества.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
В МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата признаются системообразующими такие ценности как:
ценность уникальной жизнетворческой среды – Дворца детского и (юношеского) творчества;
ценность жизни, ценность человека;
ценность личности ребёнка – Творца;
ценность личности педагога – человека, Мастера, способного нести высокую воспитательную миссию;
ценность человеческого общения и взаимной поддержки;
ценность общей заботы и ценность гуманности в человеческих отношениях;
ценность культуры, созидаемой человеком;
ценность творчества;
ценность развития;
ценность традиций.
Рассматриваются следующие объекты (мотивации): отношение ребенка к миру (Мир); отношение его к человеку как таковому (Человек как таковой); отношение к человеку как Другому (Человек как Другой); отношение к своему телесному Я (Я – телесное); отношение обучающегося к своему внутреннему миру, своему душевному Я (Я – душевное).
Ключевые компетенции, которыми должен обладать ребенок, занимающийся в объединениях МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата и их результаты формирования:
социально - экономические: готовность брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать самостоятельно без постоянной опеки и руководства, проявлять организаторские способности лидера;
коммуникативно-адаптивные: готовность жить и уживаться в обществе с людьми иных культур, языков и религий, продуктивно действовать на основе толерантного отношения и уважения к культурам и традициям других народов.
информационные: готовность использовать информационно-коммуникационные технологии в решении задач, критического мышления в отношении информации. Способность анализировать и продуктивно ориентироваться в разнообразном содержании информационных потоков;
образовательные: готовность осваивать знания по собственной инициативе, учиться на протяжении всей жизни, участвовать в профессиональной деятельности, на основе освоения общечеловеческих ценностей и профессионально-личностного развития
здоровьесберегающие: будет знать:
- о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
- о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
- о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы, наркотиков, алкоголя и др. и т.п.;
- об отрицательной оценке неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
- о влиянии слова на физическое состояние, настроение человека;
- правила гигиены и здорового режима дня.
Результат образования представляется в виде общей модели личности ребенка МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата с определенными качествами в идеальном варианте. Модель личности позволяет определить и содержание образования - развивающаяся культурная личность.
Формирование ценностей, отношений, ключевых компетенций в практической деятельности является основой миссии Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» городского округа город Салават Республики Башкортостан создание образовательно – воспитательного пространства с атмосферой Заботы и Творчества для сохранения, воспитания и развития уникальности каждого ребенка, предоставление услуг в интересах личности, организацию досуговых и массовых мероприятий и творческих дел, способствующих саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению, подготовке детей к полноценной жизни в социуме.

VI.3. Модель реализации комплексной воспитательной программы
VI.3.1.Управление образовательным учреждением
как воспитательной системой.
Управление воспитательной системой Учреждения - это организованное целенаправленное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса, каждый из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления, в основе данного процесса - поддержка, мотивация, стимуляция. Особое внимание уделяется планированию и контролю.
Планирование процесса воспитания.
При планировании процесса воспитания МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата учитываются следующие компоненты:
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Современные педагогические технологии в обучении (Портфолио воспитанника, проектная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты, информационно-коммуникационные технологии).
Деятельность органов детского самоуправления.
Инструктивно-методическая работа с ПДО
Координация воспитательной работы с заведующими отделами
Организация взаимодействия с родителями обучающихся.
Организация мероприятий, творческих дел,
Организация взаимодействия с образовательными учреждениями, с социумом.
Обращается особое внимание на педагогическое планирование воспитательного процесса в детском творческом объединении, оно осуществляется по следующим направлениям:
- организация жизнедеятельности коллектива;
- диагностика интересов, потребностей, возможностей детей;
- организация коллективного планирования;
- сотрудничество с родителями в достижении воспитательных результатов;
- сотрудничество с учреждениями, способными помочь в достижении воспитательных результатов.
Контроль процесса воспитания.
Цель контроля за учебно-воспитательным процессом: достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, республики, городского Управления образованием, Дворца детского (юношеского) творчества.
Основные направления контроля:
- создание атмосферы Заботы и Творчества в образовательно – воспитательном пространстве МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата (Педсовет);
- работа с одаренными детьми (семинар);
-выполнение планов воспитательной деятельности в детских объединениях (тематическая планерка);
- совместная деятельность Учреждения, социальных партнеров по обеспечению атмосферы Заботы и Творчества для духовного, интеллектуального и физического развития ребенка (Педсовет);
- развитие воспитательной системы Учреждения как фактора повышения качества дополнительного образования (Педсовет);
- организация партнерских отношений с семьями обучающихся (родительское собрание);
- воспитательная работа с обучающимися МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата на занятиях в объединениях (семинар);
- детское самоуправление во Дворце Опыт и предложения (Заседание Методического совета).
Вопросы контроля рассматриваются на Педагогических советах, совещаниях при директоре, Методическом совете.
VI.3.2. Формирование модели обучающегося и обучающегося - выпускника МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата
На основе изучения, анализа формирования ключевых компетенций, ценностей, отношений создается банк данных качеств, характеризующих модель личности.
В результате были отобраны следующие качества:
Мотивационные качества. Личность должна иметь положительную, устойчивую мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию, широкие интересы к познанию, искусству, культуре. Она должна быть мотивирована на активную трудовую деятельность, на позитивное поведение в обществе. У нее должны быть устойчивые и ясные интересы.
Духовно-нравственные качества. Это должна быть духовно богатая, гуманная, честная, совестливая, отзывчивая, скромная, искренняя, добрая, справедливая, заботливая, милосердная, порядочная, самосовершенствующаяся личность.
Физические качества. Это должна быть здоровая, крепкая, энергичная, спортивная, некурящая и непьющая, оптимистическая, способная к физическому саморазвитию личность.
Интеллектуальные качества. Это должна быть масштабно мыслящая, творческая, эрудированная, с развитым интуитивным и логическим мышлением, критически мыслящая, изобретательная, умная, сообразительная личность.
Деловые качества. Это должна быть трудолюбивая, предприимчивая, оперативная, расчетливая, дисциплинированная, ответственная, способная к деловому риску, доводящая начатое дело до конца личность.
Организационно волевые качества. Это должна быть целеустремленная, собранная, упорная, требовательная к себе самокритичная, организованная, настойчивая, волевая, способная к достижению намеченной цели личность.
Социальные качества. Это должна быть личность имеющая гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию, способная понять другого, уважающая старших, бережно относящаяся к национальным традициям, патриотическая, ценящая семейную жизнь, способная продуктивно и творчески работать в коллективе.
Общекультурные качества. Это должна быть личность обладающая культурой умственного и физического труда, культурой общения и поведения, правовой, экономической, экологической, политической, эстетической, музыкальной и художественной культурой. Личность – организатор, личность – лидер.
Эта модель описательна, а, следовательно, легко воспринимается. То, что она описана в терминах и представлена перечнем качественных изменений характеристик, делает ее доступной для сравнения с качествами реального ребенка. То есть, эта модель может быть своеобразным эталоном – стандартом и служить моделью для воспитания или самовоспитания личности обучаемого..
В результате реализации программы предполагается наличие у обучающегося определенных качеств.
Обучающийся – это:
- воспитанник Дворца детского (юношеского) творчества, знакомый с его историей, традициями, активно участвующий в создании атмосферы общей заботы во Дворце;
- человек, член детского, подросткового, молодежного сообщества, организатор, владеющей культурой межличностных отношений, построенных не на приоритете силы, а на приоритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения; готовый реализовать свои права, интересы в социальном окружении; способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.
- семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций;
- патриот своего города, республики, с любовью относящийся к месту, в котором он живет; знающий и поддерживающий его исторические и культурные традиции; прилагающей силы к его развитию и процветанию;
- гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуру, не теряя национальной самобытности;
- человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы XXI века; носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира
Обучающийся - выпускник – это:
личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях;
личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению;
личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами;
личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем;
личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни;
личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью, организатор, лидер.
Формирование данных моделей достигается благодаря созданию в образовательном учреждении условий эффективности воспитательной системы и атмосферы заботы и творчества.
VII. СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Организуя образовательный процесс, педагог создает условия для саморазвития и самовоспитания ребенка, знакомя с высокими образцами культуры, поддерживая детскую инициативу. Творит сегодняшнюю и завтрашнюю культуру вместе с ребенком на занятиях в объединениях, реализуя образовательные программы, и при проведении творческих дел вне занятий. При этом педагог развивается сам. В этом заключается уникальность содержания образовательно-воспитательного процесса во Дворце. Здесь признаются такие бесценные понятия воспитания как: Жизнь, Человек, Ребенок, Педагог – человек – Мастер, Забота, Общение, Поддержка, Сопереживание, Признание успеха, Творчество, Культура, Традиции, Труд, Семья. Целостная реализация данных ценностей определяет образ обучающегося – выпускника Дворца, который является заказом ребёнка, семьи, государства и социума
Определяющими в реализации целей воспитательной системы и возникновение во Дворце гуманистических отношений является идея событийности. Идея событийности помогает прогнозировать, реализовывать, отслеживать развитие и систематизировать результаты реализации идей, проектов. Дворец предоставляет детям, родителям, педагогам возможность творческого, созидательного, продуктивного общения с людьми, увлеченными, с теми, кто занят тем же делом.
У педагогов помимо этого общения предусматриваются самые разнообразные формы организации личностно значимого общения взрослых и детей (от радости по поводу дня рождения друга, ликования от собственного успеха или успеха друга, до общей ответственности и сопереживания в многодневном походе, в поездках, на гастролях). Забота друг о друге, проживание событий в коллективе во Дворце на уровне эмоций, чувств, способствует тому, что педагог и ребенок начинают говорить на общем языке - языке сопричастности к действу, способствующему единению детей, педагогов, родителей. Вместе они создают особую атмосферу Заботы и Творчества, общего успеха и взаимного благодарения.
Содержание данной идеи реализуется через организацию тематических творческих периодов:
Сентябрь «Приходи к нам, друг!»
Октябрь «Люблю тебя, Башкортостан!»
Ноябрь «Толерантность. Дети разных народов»
Декабрь «С Днем рождения, Дворец!»
Январь «Возьмемся за руки, семья!»
Февраль «Защитникам Отечества - Слава!»
Март «Красота спасет мир!»
Апрель «Я – Салаватец!»
Май «Салют, Пионерия!»
Здравствуй, лето!
Знаменательные даты, общедворцовские события, городские, республиканские, российские программы, акции, месячники, вносят в содержание воспитательной работы и в жизнь Дворца определенный ритм, организационную упорядоченность, при этом каждое из них создает условия эффективности и результативности воспитательной системы, можно увидеть через несколько параметров:
-удовлетворенность детей содержанием и методами предоставляемых воспитательных услуг, уровнем психологического комфорта и атмосферы общей заботы, взаимного доверия и в проведении творческих дел, и на занятиях
-самореализация педагогов в профессиональной деятельности, высокий уровень мотивации и готовности к совместной творческой деятельности;
-непрерывность и комплексность образовательно - воспитательной деятельности и детей, и взрослых (уникально).
Именно, в этом огромную роль играет педагог в качестве воспитателя. Программа комплексная, рассчитана на три года.
VIII. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности:
-наличие плана воспитательной работы в объединении;
-система мониторинга результатов воспитанности (использование педагогических диагностик, систематическое ведение рабочей тетради у педагога).
2. Объективные статистические показатели:
-количество конфликтных ситуаций в объединении (с родителями, среди обучающихся);
- посещаемость обучающихся, сохранность контингента;
-участие (результаты) обучающихся в конкурсах и проектах;
-эмоциональный настрой ребенка (наблюдение, опрос), объединения (анкетирование).

IX. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ САЛАВАТЕЦ В АТМОСФЕРЕ ЗАБОТЫ И ТВОРЧЕСТВА»
IX.1. Методическое обеспечение
При планировании воспитательной работы используются:
передовой педагогический опыт В.А.Караковского (модель гуманистической воспитательной системы),
гуманно-личностную технологию Ш.А.Амонашвили;
личностный подход по Г.К. Селевко;
гуманистическую педагогику Я.Корчака;
педагогику сотрудничества;
коммунарскую методику И.П. Иванова;
личностно-ориентированную технологию;
компетентностный подход;
социальное проектирование.
Методы воспитания:
- применяемые для достижения воспитательных целей. Основные из них:
рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитывающих ситуаций;
- методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций);
- методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование,
поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий);
- методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчёт, самоодобрение, самоосуждение и др.);
- методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, опросы).
IX.2. Ресурсное обеспечение воспитательной системы:
- профессионализм педагогов, наличие возможностей для их профессионального совершенствования;
- гарантийность доступности дополнительного образования для детей различных социальных слоев;
- наличие материальной базы, способствующей оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса;
- поддержка родителей и общественности;
- информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;
- реализация Программы развития МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. Салавата на 2012-2016 годы.
X. ВОЗМОЖНЫЕ ВЕКТОРЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МБОУ ДОД ДД(Ю)Т г. САЛАВАТА
Осознание каждым педагогом своей функции как субъекта воспитательной деятельности - стратегическая задача педагогического коллектива Дворца.
1. Воспитательная деятельность педагога реализуется в организации образовательной деятельности на занятиях, а также в досуговых формах взаимодействия и общения.
2.Воспитание пронизывает всю профессиональную деятельность педагога и является концептуальной основой системы педагогической деятельности.
3. Эффективность воспитательной работы определяется качеством проведенного мероприятия, то эффективность воспитательной деятельности определяется качественными изменениями в развитии детей, педагогов, родителей их личностном росте, что является результатом функционирования воспитательной системы.
XI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М: Знание, 1982.
Воспитательная система «Дворца творчества детей и юношества» города Петрозаводска. [Электронный ресурс]. URL: http://www.petrdvorec.narod.ru
Законы и нормативно – правовые документы (см. Паспорт Комплексной воспитательной программы)
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990
Концепция воспитательной системы «Дворца детского (юношеского) творчества» города Богородицк. [Электронный ресурс]. URL: http://ddytbogorodick.ru/vospitanie/konzepziy vc v ddyt.doc
Корчак Я. Как любить ребёнка. М., 1990.
Макаренко А.С. Воспитание гражданина, М.: Просвещение, 1989
Пикалова М.С. Формирование у учащихся ключевых компетенций базового и дополнительного образования. [Электронный ресурс]. М., 2002. URL: http://www.podelise.ru/docs/index-24665923.html
Программа по реализации воспитательной системы «Дворца творчества детей и молодежи» города Саратова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvorectvorchestva.ru/about/official.htm
Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.: Детская литература, 1979.
Урин М.Б. Главное – быть человеком. Методические рекомендации и проведение занятий осердечивания ума. г.Ипатово. 1988
XII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕДАГОГАМ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ
Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М: Знание, 1982. Белкин А.С. Ситуация успеха: как её создать. М., 1991
Воспитательная система «Дворца творчества детей и юношества» города Петрозаводска. [Электронный ресурс]. URL: http://www.petrdvorec.narod.ru
Законы и нормативно – правовые документы (см. Паспорт Комплексной воспитательной программы)
Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990
Концепция воспитательной системы «Дворца детского (юношеского) творчества» города Богородицк. [Электронный ресурс]. URL: http://ddytbogorodick.ru/vospitanie/konzepziy vc v ddyt.doc
Корчак Я. Как любить ребёнка. М., 1990.
Макаренко А.С. Воспитание гражданина, М.: Просвещение, 1989
Пикалова М.С. Формирование у учащихся ключевых компетенций базового и дополнительного образования. [Электронный ресурс]. М., 2002. URL: http://www.podelise.ru/docs/index-24665923.html
Программа по реализации воспитательной системы «Дворца творчества детей и молодежи» города Саратова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvorectvorchestva.ru/about/official.htm
Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Просвещение, 1987.
Урин М.Б. Главное – быть человеком. Методические рекомендации и проведение занятий осердечивания ума. г.Ипатово, 1988.