Эссе. Интерес – основной стимул деятельности ребенка.
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 города Георгиевска
Дахкурян Татьяна Николаевна
Эссе
Интерес – основной стимул деятельности ребенка.
«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».
Бернард Шоу
В русле новых требований общества к школе разговор будет вестись об использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе. Интерес- основной стимул деятельности на уроках русского языка и литературы?
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его развития, обучения.
Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями, как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:
Адамского (раскрепощение личности ученика),
B.Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя),
А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития).
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
соответствие концепции гуманизации образования,
преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания,
использование личностно ориентированного обучения,
поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика,
соответствие социокультурной потребности современного общества;
самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся,
формирование личностных качеств учащихся,
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества,
развитие различных типов мышления,
формирование качественных знаний, умений-навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
оптимизация учебно-воспитательного процесса,
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя,
выработка долговременной положительной мотивации к обучению,
включение учащихся в креативную деятельность,
тщательный отбор материала и способ его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
развивающее обучение,
проблемное обучение,
развитее критического мышления,
дифференцированный подход к обучению,
создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
креативность (ориентация на творчество),
усвоение знаний в системе,
нетрадиционные формы уроков,
использование наглядности.
И, может быть, именно на таком уроке «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».