Конспект литературного чтения М.Пришвин Ребята и утята (2 класс)


Тема: М. Пришвин: «Ребята и утята».
Цель: 1. Развивать навыки правильного сознательного чтения;
2. Учить составлять план к тексту, озаглавливать части текста;
3. Воспитывать бережное отношение к родной природе;
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина,
Выставка книг М. Пришвина, аудиозапись голоса утки
Чирка-свистунка, медиапроектор, показ слайдов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
2. Проверка домашнего задания.
( учитель раздаёт тесты с выбором ответов по вариантам)
1-вариант.
Допишите слово
Грянул веселый майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу ___________________!
А) Июнь Б) Май В) Март
…………………………………………………………………………………
Зазвучало все, что может звучать. Бормочут хмурые молчаливые ______________. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.
А) Филины Б) Вороны В) Совы
…………………………………………………………………………………
Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят _________________________________.
А) От зари до зари Б) С утра до вечера В) От заката до рассвета
…………………………………………………………………………………
А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, где золотые ивы загляделись в воду, где черемуха перекинула с берега на берег белые трепетные мосты, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых _______________ прозвучали чуть слышно.
А) Одуванчиков Б) Подснежников В) Ландышей
………………………………………………………………………………..
Давно пронеслась гроза, но на березах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные _____________________. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.
А) Дождевые капли Б) Зеленые кузнечики В) Солнечные зайчики
………………………………………………………………………………..
6) А в лужах __________________________ ворочаются и блаженно урчат.
А) Кабаны Б) Утки В) Лягушки
…………………………………………………………………………………
Даже перезимовавшие на земле скрюченные _____________ сухие ожили: то шмыгают и шуршат по земле, как мыши, то вспархивают, как табунки быстрых птиц.
А) Сучья Б) Листья В) Ветки

2-вариант.
1)Допишите слово. Грянул веселый майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу ___________________!
А) Июнь Б) Май В) Март
…………………………………………………………………………………
2)Зазвучало все, что может звучать. Бормочут хмурые молчаливые ______________ . Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.
А) Филины Б) Вороны В) Совы
…………………………………………………………………………………
3)Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят _________________________________.
А) От зари до зари Б) С утра до вечера В) От заката до рассвета
…………………………………………………………………………………
4)А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, где золотые ивы загляделись в воду, где черемуха перекинула с берега на берег белые трепетные мосты, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых _______________ прозвучали чуть слышно.
А) Одуванчиков Б) Подснежников В) Ландышей
………………………………………………………………………………..
5)Давно пронеслась гроза, но на березах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные _____________________. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.
А) Дождевые капли Б) Зеленые кузнечики В) Солнечные зайчики
3-вариант.
Допишите слово.
Грянул веселый майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу ___________________!
А) Июнь Б) Май В) Март
…………………………………………………………………………………
2. Зазвучало все, что может звучать. Бормочут хмурые молчаливые ______________. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.
А) Филины Б) Вороны В) Совы
…………………………………………………………………………………
3. Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят _________________________________.
А) От зари до зари Б) С утра до вечера В) От заката до рассвета
3. Изучение новой темы. Произведение М. Пришвина «Ребята и утята»
Слайд. Портрет М. Пришвина. (1873 - 1954)
Русский писатель. Михаил Михайлович Пришвин родился в купеческой семье.
Начал печататься в 1898. В 1906, в журнале "Родник", был опубликован первый рассказ Пришвина - "Сашок". Известными публикациями являются очерки: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком».
Выставка книг.
Учитель: - Может кто-нибудь читал эти книги?
- А какие произведения Пришвина мы уже читали на уроке литературного чтения?
Дети: - « Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу».
Учитель:- Произведение, с которым мы будем знакомиться сегодня, называется «Ребята и утята».
Работа в тетрадях. Запись темы урока.
4. Чтение текста учителем.
Учитель:- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?
Дети: - Жалость, страх, облегчение.
Учитель: - О ком мы прочитали?
Дети: - Об утке.
Слайд. Чирок – свистунок (Звучит голос утки ).
Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. Предпочитает водоемы с густыми зарослями камыша. Гнездо обычно находится поблизости от воды. Птенцов высиживает самка. Птенцы с первого же дня жизни прекрасно ныряют и хорошо бегают по земле. В месячном возрасте поднимаются на крыло.
Учитель: - Посмотрите, какие утки ещё обитают в водоёмах нашего края?
Слайды. Кряква, Серая утка, Обыкновенный гоголь, Красноголовый нырок.
Учитель: - Ребята, а кто такой селезень?
Дети: - Это утка мужского пола.
5. Игра «Селезень и утица».
Игра сопровождается различными движениями.
Водящий: – У селезня головка болит?
Дети: - Ой, болит, болит, болит.
У селезня ручки болят?
Ой, болят, болят, болят.
У селезня ножки болят?
Ой, болят, болят, болят.
У селезня спинка болит?
Ой, болит, болит, болит.
Хватит селезень хворать, иди утицу выбирать.
6. Составление плана текста.
- Сколько абзацев в тексте?
Дети: - Три.
Чтение первого абзаца детьми.
Учитель:
Куда вела уточка своих утят?
- А почему?
- Далёкий ли был путь?
Слайд. Верста́ — русская единица измерения расстояния, равная 1 066 метрам.
- Почему утка шла позади утят?
- Как озаглавим первую часть?
Дети: - Дальний путь.
Чтение второго абзаца.
Какую картину увидел автор?
- Как вела себя в это время мама- утка?
- Где находилась утка? Зачитайте.
Слайд. Холм — форма рельефа в виде небольшой возвышенности, в плане округлой или овальной формы. Относительная высота до 200 м. На холмах часто строились города.
- Как поступил автор?
- Как озаглавим вторую часть?
Дети: - Утята в опасности.
Чтение третьего абзаца.
3) Как отнеслись ребята к приказу автора отдать детей утке? Зачитайте.
- Почему ребята кидали вверх шапки?
Дети: - По совету автора.
Учитель: - Озаглавьте 3 часть.
Дети: - Утята на свободе.
Учитель: - Ребята, посмотрите на иллюстрацию. К какой части текста подходит эта иллюстрация. Найдите в тексте предложения, которые соответствуют иллюстрации?
Слайд. Овсяное поле – поле засеянное овсом. Овес – зерновая культура.
- А что могло бы произойти, если бы не пришёл взрослый человек?
Дети: - Беда.
7. Закрепление.
Учитель: - А теперь поработаем в парах.
1) Выбери ответ.
А) осудил Б) бранил В) хвалил Г) просил Д) требовал

Как ты представляешь уточку-мать? Запиши.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Что дети закричали утятам на прощанье? Запиши.
……………………………………………………………………………………
8.Подведение итогов.
Ребята! Кто справился с работой, помашите мне ладошкой.
Если вам понравился урок, то помашите утятам на прощание двумя ладошками!