Урок-проект по сказке-были М. М. Пришвина Кладовая солнца. Великий храм природы.
Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
«Великий храм природы»
Личностные УУД: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей, интерес к творчеству писателя.
Регулятивные УУД: планирование деятельности (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана будущего сочинения).
Познавательные УУД: получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать; выдвижение гипотезы и решение поставленной проблемы, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ОБОРУДОВАНИЕ:иллюстрации к сказке-были, изображение на экране мультимедийной установки картин природы, музыка П. И. Чайковского («Времена года. Апрель»).
Эпиграф: Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. (К. Паустовский.)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня у нас заключительное занятие по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». К сожалению, творчество данного писателя не вошло в программу по литературе 6 класса, но изучать литературу и не прикоснуться к творчеству замечательного русского писателя, открывшего миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии, невозможно. Мы детально проанализировали произведение, и, я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы.
Нам предстоит раскрыть метафоричность пришвинского произведения, показать единство человека и природы, и, наконец, понять, что человек – совершенство природы, её высшее творение, и он должен быть достойным той высоты, которую занимает.
Итак, начнём.У нас три группы: «Филологи», «Ученые», «Искусствоведы» . Каждая группа получила предварительное задание по своему направлению.
Посмотрим, что получилось.
11. Учитель: Ребята, что вы уже знаете о сказке-были М. Пришвина? Предлагаю вам заполнить «Бортовой журнал». А в конце урока мы заполним второй столбик и посмотрим, что же вы узнали новое.
«Бортовой журнал»
Что я знаю?
Что я узнал?
Учитель: Итак, посмотрим, что же у вас получилось.
111. Работа по группам.
Выступление группы «Филологи»
1.Какой представлена природа в сказке-были «Кладовая солнца»?
2.Какие изобразительно-выразительные средства использует Пришвин, описывая природу?
Какова роль данных художественных приемов?
3.Как вы считаете, почему жанр данного произведения писатель определил сказка-быль?
Учитель: Филологи, вы можете выбрать тот вопрос, на который вам хочется ответить.
1. В сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» достаточно ярко и аргументировано раскрывается тема взаимодействия человека и природы. Центральным происшествием сказки становиться поход Митраша и Насти в лес за клюквой. С особым трепетом автор описывает читателям природу села, леса и даже два одиноких дерева у болота восстают перед читателем как два живых существа, которые навеки сплетены друг с другом. Читатель наблюдает всю роскошь лесной природы, представляет звуки, которые издают лесные жители, и переживает, дабы герои не угодили в страшное болото, где пропало немало животных и людей.
Природа на страницах произведения представлена как живое существо. Она принимает активное участие в жизни героев : природа предупреждает детей об опасности; собака Травка спасает Митрашу, попавшего в беду; Настя вспоминает о брате, увидев змею; природа помогает детям стать добрыми и дружными.
2. М. Пришвин в своем произведении использует много изобразительно-выразительных средств.
Примеры сравнений и олицетворений: «Очень волновались старушки-ели»; «Ветер поиграл с домиком»; «Ветер-сеятель принес два семечка»; «Деревья зарычали, завыли, застонали»; « елка нажала на сосну, и сосна простонала»; «Трава белоус показывала направление обхода елани»; «неподвижные, как изваяния» и т.д.
Благодаря изобразительно-выразительным средствам языка природа одушевлена. Ветки деревьев напоминают человеческие руки, а сами деревья как живые существа.
Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа; жизнь природы изображена в сказочных образах.
Учитель: А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?(Сказка – быль)
3. В толковом словаре С.И.Ожегова даётся такое значение этих слов:
Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.
Учитель:Что же можно считать былью в этом произведении?
(Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли: «В одном селе, возле блудова болота, в районе города Переславля-Залесского»; « изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза.»; каждое утро Настя «выгоняла стадорастопляла печь, чистила картошку, заправляла обед»; « на Митраше «лежит все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях»; дети умеют пользоваться компасом)
– В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
(Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа (старушки-елочки угрожают Митраше; злой ветер, сталкивающий между собой деревья; борющиеся друг с другом ель и сосна. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.)
Задания филологов другим группам.
Природа в произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца»Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа.
Какой представлена природа в данном отрывке?
Какие изобразительно-выразительные средства использует Пришвин, описывая природу?
Какова роль данных художественных приемов?
Учитель: Вопрос филологам. Какой смысл имеет данная притча?
(Если перенести смысл притчи на человеческую жизнь, то Пришвин хотел показать, что человек должен в любой ситуации идти на компромисс о своим врагом, иначе он погубит себя. Когда нет возможности разойтись и приходится существовать бок о бок, нужно искать компромисс и идти на уступки, иначе выход только один, сильный уничтожит слабого. А также описание взаимоотношений ели и сосны словно предупреждает детей о предстоящей ссоре.).
Выступление группы «Ученые».
Почему произведение называется «Кладовая солнца»?
Правда ли, что болото - кладовая солнца и как это понять?
Известный советский писатель и природовед М.М. Пришвин называл болота "кладовой солнца". Богата болотная растительность. А ведь каждое растение - это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, "не разряжаются", формируя торфяные залежи.
Торф - темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах. Торф применяется как дешевое топливо.
Прежде торф использовался преимущественно для отопления. Теперь он считается очень важным комплексным сырьем.Торфяники имеют также большое научное значение.
Учитель:Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших «Ученых». Они нашли научное описание этих ягод.
(Группа подготовила научное описание ягод по материалам энциклопедического словаря, сделала несколько слайдов о клюкве, траве белоусе.)
Описание растения клюква.
Клюква - вечнозеленый полукустарник со стелющимися тонкими побегами до 80 см длины. Стебли гибкие, одревесневающие, темно-бурые, с приподнимающимися цветоносными веточками.Листья очередные, кожистые, блестящие, темно-зеленые. Цветет в мае-июне, плоды созревают в конце августа и в сентябре, сохраняются под снегом до весны.
В качестве лекарственного сырья используют зрелые ягоды клюквы, которые собирают осенью в три срока. Фармакологические свойства ягоды оказывают противовоспалительное, жаропонижающее, антибактериальное, общеукрепляющее, ранозаживляющее. В военные годы клюкву давали раненым солдатам, чтобы повысить иммунитет.
Ученые: Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание. Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в словаре? Какой же мы делаем вывод?
(У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.)
А как автор рассказывает об образовании торфа? Найдите в тексте.
"...болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство".
Представление рисунков группы «Искусствоведы».
– Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках?
Я хотела показать, что деревья срослись и переплелись друг с другом, кажется, что они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за жизнь.
Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют.
Искусствоведы: Мы нашли на сайте слайдфильм иллюстраций И. Бруни к произведению М. Пришвина. Предлагаем всем присутствующим познакомиться с творчеством художника-иллюстратора.
Учитель: А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего занятия. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?
(Я думаю, что Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.)
-Как вы думаете, чему учит сказка «Кладовая солнца»?
М. Пришвин учит нас ценить своих родных и близких, свой отчий дом, быть трудолюбивыми и уважать мнение старших, не падать духом в самых сложных ситуациях, выносить пользу из уроков которые нам преподносит жизнь. Автор учит любить и ценить природу, уметь обращаться с нею. Кто умеет обращаться с природой, тому она дарит свои богатства. Надо считаться с природой , бережно пользоваться ее благами.
Учитель: Предлагаю вам заполнить второй столбик нашего Бортового журнала. Что же нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Ребята, а как вы считаете, к какому предмету ближе наш сегодняшний урок: литературе, искусству, биологии?
Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
Какое у вас настроение?
Как вы оцениваете свою работу?
Составить синквейн «Природа»
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Природа
Живая, загадочная
Существует, восхищает, завораживает
Нашу природу надо беречь
Волшебница