Мастер-класс по сказке-были М.М.Пришвина Кладовая солнца 6 класс
Одухотворенность природы, её участие в судьбе героев (По сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца») Урок-проект для учащихся 6 классавыполнен учителем русского языка и литературы Бахмуцковой Ириной Владимировной Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять- их надо открывать и показывать. М.М. Пришвин 3. Цель урока: показать взаимодействие природы и человека.показать роль и значение художественных средств и приемов в изображении природы, в её одухотворении; раскрыть замысел писателя; показать единство человека и природы. 4.Основополагающий вопрос: Можно ли оказать влияние на развитие грамотной и эмоциональной речи обучающихся, используя образцы художественных текстов, фотографии картин природы и различные виды языковедческой работы? 5. Виды исследования на уроке Задуматься об ответственности человека за судьбу природы.Воспитывать бережное отношение к художественному тексту и к родной природе, научить «вслушиваться» и «вдумываться» в окружающий мир. - 6. Посмотрите на статью, взятую из «Словаря живого великорусского языка В.И. Даля».ПРИРОДА, – ы, ж. 1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир). 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. . 7. Посмотрите на статью, взятую из «Словаря живого великорусского языка В.И. Даля».ПРИРОДА, – ы, ж. 3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания. По природе — по характеру, по натуре. По природе он добр. От природы — от рождения, от начала существования. 8. «Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М. Пришвин 9. Жанр произведения – сказка - быль Быль- рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности.Сказка- фольклорная (народная)-занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.(Зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты, олицетворение, победа добра над злом).Сказка- литературная (авторская) тесно связана с народной сказкой , но имеет автора, выражает его взгляд на мир. 10. Блудово болото 11.Вопросы по рассказу:-Какое событие является завязкой повествования?-Какую роль в развитии событий играет природа?- Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели? 12. Солнце над елями Найдите в тексте описание, наиболее близкое этому изображению.Выделите в нём средства художественной выразительности.Как пейзаж помогает нам представить настроение героев? 13. Вывод Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы.В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности. 14. Найти ответы на вопросы Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.Как война вторглась в жизнь детей.Одухотворение природы, её участие в судьбе героев.Сказка и быль в «Кладовой солнца».Отношение автора к героям и событиям, в чем это проявляется.Философская глубина и художественное своеобразие произведения. 15. План сказки – были «Кладовая солнца»:а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей.б) За клюквой.в) Восход солнца в лесу; у Лежачего камня. г) История Травки.д) Блудово болото.е) Путь Митраши.ж) Путь Насти.з) Закат солнца в лесу.и) Спасение Митраши.к) Счастливый конец.Какой из пунктов предложенного плана вы могли бы назвать по-другому? 16. История про лесника, старого охотника Антипыча.«что есть правда, какая она, где живет и как ее найти»«ужасное несчастье в жизни Травки» Почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни?Что же такое счастье, по мнению автора? Тетерев-косач Найдите в тексте описание тетерева-косача.С какой целью введено это описание в сказку-быль?Обратите внимание на эпитеты и сравнения, которые использует Пришвин. 18Трудолюбивый как отец Сильный Задиристый Добрый Мужичок-в-мешочке Упрямый Мастерство Митраши Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. <…> он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами. Бочонок Шайка Лохань 20. Митраша в бедеКак природа предупреждает мальчика об опасности?Как автор относится к Митраше? Опасный путь «Мужичка-в-мешочке» 21.«Довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Из-за упрямства пошёл по слабенькой тропе Оказался на Блудовом болоте Если бы не Травка, то погиб бы в болоте Встретился с волком Серым Помещиком, застрелил его 23Трудолюбие Насти Как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она своё любимое стадо Растопляла печь Чистила картошку Заправляла обед Хлопотала по хозяйству до ночи 24Приключения Насти в лесу. Почему Настя забыла о брате?Как относится к Насте автор?Как животные реагируют на появление детей в лесу? Трудные испытания Золотой Курочки Благоразумие Насти столкнулось 25с упрямством Митраши Решила доказать брату свою правду Увлёкшись сбором ягод, забыла и о брате, и о себе На палестинке «передвигает за собой большую корзину, вся мокрая и грязная». Лось не боится её, не видя в ней человека Очнулась, когда увидела шипевшую на пне змею. Ей представилось, будто она вышла из шкуры змеиной. Лось, «узнав в ней человека, прыгнул из осинника». Вспомнила о Митраше Услышала близкий выстрел и закричала. Митраша ответил ей. Настя «вмиг к нему прибежала» Вспомните пословицы о природе, животных, птицах.1. Собака человеку неизменный друг.2.Не бей собаку - и она была человеком.3.Коли попал волк в собачье стадо, так хоть лай не лай, а хвостом виляй.4.Природа наш дом, нам её беречь.5.Природа и царю воевода.6.Лес и вода - родные брат и сестра.7.Земля - хранилище, вода - сокровище. Какие пословицы находят отражение в сказке – были?26 Домашнее задание Напишите сочинение на тему «Чудеса природы», «Загадки природы», может кто-то из вас придумает свою тему, но ваше сочинение будет посвящено именно природе. Эпиграфом к сочинению послужат пословицы найденные вами. М.М. Пришвин утверждал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи и горы.Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину». Спасибо за урок!