Внеурочная деятельность изостудии «Волшебный карандашик» 1-2 классы.








Внеурочная деятельность
изостудии
«Волшебный карандашик»












Руководитель: Митрохова О.А.







ст. Барабинск
2012 – 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), Примерной программы по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
Кружок «Волшебный карандашик» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель кружковой работы: Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Содержание программы
Программа «Волшебный карандашик» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой "деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художестве нно – творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.

I год обучения (33 ч)
Первый год обучения определяет начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Знакомство с выразительными средствами графического станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как о трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

В результате I года обучения программы учащиеся:
Должны знать:
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, перспектива, горизонт, художник, художник-анималист, линия, узор, орнамент, симметрия, асимметрия.
- значение понятий: живопись, пейзаж, натюрморт,
- материалы и технические приемы;
- название инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- пользоваться гуашью, акварелью.
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- пользоваться материалами;
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- выполнять орнамент в круге, квадрате.

I1 год обучения (34 ч)
Второй год обучения определяет углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и черной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами – углем, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представления о значении ритма, контраста темного и светлого пятен в создание графического образа.
Развитие навыка использования основных приемов работы ( защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами – глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приемов передачи в объемной форме фактуры.


В результате II года обучения программы учащиеся:

Должны знать:
- название основных и составных цветов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, шликер, обжиг, роспись, лепка, керамика;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приемы оформления;
- название инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешиванием;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами;
- лепить игрушки на основе приемов дымковской игрушки;
- применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности.








































Тематический план занятий
1 год обучения (1 час в неделю)


Тема занятия
Изобразительные
материалы и техники
Кол-во часов

1
Чем я рисую
Знакомство с инструментами, материалами. Техника безопасности. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

2
«Как я рисую».
Проба инструментов и красок. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

3
«Ее величество линия»
Знакомство с видами линий. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

4
Знакомство с основными формами.
Знакомство с геометрическими формами: квадрат, круг и т.д. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

5
Как нарисовать любой предмет.
Знакомство с построением рисунка через геометрические формы.
1

6
Натюрморт. Самостоятельная работа.
Творческая работа. Изображение стакана и яблока. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

7
Композиция рисунка. «Солнышко»
Знакомство с композицией. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

8
«Цветок».
Творческая работа. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

9
«Елочка».

Творческая работа. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1



10
План рисунка.
«Ночной город»
Знакомство с планом рисунка. Выполнение рисунка «Ночной город». Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

11
«Дождик над лужайкой».
Творческая работа. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

12
«Грибная семья».
Творческая работа. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

13
Я рисую дом.
Продолжение знакомство с построением рисунка. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

14
«Дворец».
Творческая работа. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1


15
Близко и далеко.
Знакомство с линией горизонта, перспективой.

1

16
Дорога идущая в даль.
Творческая работа. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1





17
Как рисуют деревья.
Продолжение знакомства с построением рисунка, через геометрические формы. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

18
Пальма, дуб и береза.
Творческая работа. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

19
Что такое пейзаж.
Знакомство с пейзажем. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

20
«Весна». «Лето». «Осень». «Зима».
Выполнить пейзаж одного рисунка в разные времена года «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

21
Как рисуют цветы.
Знакомство с разновидностями цветов и их построением. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

22
«Цветы»
Творческая работа. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

23
Что такое узор.
Знакомство с узором. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

24
Узоры в круге, квадрате.
Творческая работа. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

25
Узор и орнамент.
Знакомство с орнаментом. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

26
«Праздничная скатерть».
Творческая работа. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

27
Рисунок посуды.
Знакомство с разнообразием форм посуды. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

28
Фрукты и овощи.
Знакомство с формами фруктов. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

29
Что такое натюрморт.
Знакомство с натюрмортом. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.

1

30
Уроки художника-анималиста.
Знакомство с художником-анималистом. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

31
Симметрия.
Знакомство с законом симметрией. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.
1

32
Рисунок бабочки.
Рисование бабочки. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.


33
Рисунок птицы.
Рисование птиц. Кисти, карандаши, акварель, гуашь, палитра, баночка с водой, резинка.









































Тематический план занятий
2 год обучения (1 час в неделю)


Тема занятия
Изобразительные
материалы и техники
Часы

1.

«Знакомство с королевой кисточкой»
Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу).
1


2.

«Что могут краски».

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок.
1


3.

«Радуга над лужайкой».

Знакомство со спектром. Обработка приема: проведение красочных непрерывных линий.
1


4.

«Разноцветные шарики».

Акварель, отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».
1


5.

«Осенний, Листопад».

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приема: примакивание кисточки боком. Ход работы: от светлого к темному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала.
1


6.

«Грустный дождик».

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
1


7.

«Узор снежинок».

Ритм . орнамент в круге. Гуашь. Отработка приема: смешивание цвета с белилами.
1


8.

«Зимний лес»

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.
1


9.
«Портрет снегурочки».
Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
1

10.

«К нам едет Дед Мороз».

Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.
1


11.

«Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.
1


12
«Дом снежной птицы»
Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.
1


13.

«Елочка-красавица».

Впечатление о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материалов.
1


14.

«Кто живет под снегом».

Урок игра на развитие воображения. Холодные и теплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).
1


15.
«Золотая рыбка».
Гуашь. Отработка приема: волнистые линии. Закрепление навыка: примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.
1


16.
«Веселый поезд»

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и поем.
1

17.
«Моя мама».

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстрации по иконописи.
1


18.
«Цветы и травы».
Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий.
1


19.

«Волшебная птица весны».
Теплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
1

20.

«Цветы и бабочки».

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.
1


21.

Знакомство с чудо помощниками: ножницами, клеем, кисточкой.

Условия безопасной работы. Отработка навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник.
1


22.
«Коврик для котика».
Орнамент в квадрате. Отработка навыка аккуратной работы. Ритм цветовых пятен.
1

23.

«Путешествие – полет в геометрическую страну».

Развитие воображения. Выклей-ка планом местности с полями и озерами. Коллективная работа.
1


24.

«Перышки для сказочной птицы» .
Воспитание чувства ритма. Отработка приема: надрезание. Коллективная работа.
1


25.

«Бабочки».

Отработка приема: вырезание путем складывания. Композиционный прием: выделение главного. Цветная бумага. Черный и белый фон. Контраст.
1


26.

«Смешные человечки».

Составление фигурок животных, людей из простых геометрических фигур. Развитие воображения.
1


27.

«Превращение прямоугольника в цилиндр».
Игрушка на основе цилиндра. Индивидуальная работа. Воплощение образа.
1


28.
Вводное занятие.

Беседа: «Условие безопасной работы». Знакомство с материалами (пластилин, глина), инструментами.
1


29.

Урок-игра: «Как накормить ослика».
Лепка корзины с фруктами. Формообразование движения: шар, овал, колбаска и т.д.
1


30.

«Сад динозавриков»
Формообразующие движения. Лепка от целого куска с добавлением деталей.
1

31.
«Мишка очень любит мед».
Лепка – отработка приема: целое из частей. Создание образа. Глина, стеки, палочки.
1


32.
«Орнамент в круге».

Рельеф. Природные растительные материалы: семена, плоды, кисточки. Основа - пластилина на картоне. Понятие - симметрия, ритм.
1

33.
«Подарок маме».

Творческая работа. Предложить на выбор: рельеф «Корзинка с цветами», «Цветы и бабочка». Глина. Соленное тесто.
1

34.
Аттестационная работа: «Абракадабрик – фантастическое существо».
Рельеф. Применение приемов: прищипывание, использование штампиков, процарапывание.
1









ЛИТЕРАТУРА

Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
Михейшина М. В., Уроки рисования для младших школьников. Мн.: Юнипресс, 2000.
Александрова А. Г., Капустина Н. В., Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского. Волгоград: Учитель, 2007.
Агеева И. Д., Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2007.
Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006.
Маркелова О.Н., Поделки из природного материала. Волгоград: Учитель, 2009.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
Красильников И., Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
И. П. Волков. Художественная студия в школе.
Утробина К. К., Увлекательное рисование методом тычка. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.






















13 PAGE 14415



Cambria MathVersion 1.02Cambria Math Заголовок 215