Открытый урок математики в 1б классе по теме «Решение задач и выражений»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»
Открытый урок математики
в 1б классе
по теме
«Решение задач и выражений»
Са Людмила Михайловна,
учитель начальных классов,
МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования с. Ныда»
2015/2016
Тема: Решение задач и выражений
Педагогическая цель: Создать условия для закрепления умений решать задачи и выражения изученных видов, сравнивать числовые выражения, именованные числа; развития навыков счёта, мышления.
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний
Планируемые результаты (предметные): Уметь решать задачи и выражения изученных видов, составлять краткую запись задачи; сравнивать числовые выражения, именованные числа.
Личностные результаты: Будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика); основные моральные нормы поведения; положительное отношение к математике как предмету изучения; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалуи способам решения новых учебных и практических задач; осознание себя частью (членом) классного коллектива.
Получит возможность для формирования способности к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:уметь осуществлять предварительный анализ текста задачи; представлять информацию в виде схем; переводить текст задачи на знаково-символический язык, который можно осуществлять вещественными или графическими средствами.
Коммуникативные:уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Образовательные ресурсы Интерактивная доска, компьютер, карточки для самостоятельной работы, учебник «Математика» 1 класс 2 часть. Авторы М. И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, картинки с изображением оленьих упряжек, чумов, оленей, нарт, звёздочки для награждения, сигнальные карточки, названия команд.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы занятия Длительность этапа Задачи Методы и приёмы работы Формы организации деятельности
учащихся Деятельность
учителя Деятельность обучающихся
I.
Мобилизующий этап
II. Этап мотивации 1
мин
2 мин Настроить учащихся на работу
Создать ситуацию
успеха
Побудить учащихся к активной работе на уроке.
Побуждающий метод;
Побуждающий метод
Визуализация
И-индив.
Ф – фронт.
Г –групп.
Ф
Словесный.
Слово учителя
Слайд 1
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости и мы покажем, как мы умеем работать, чему мы научились.
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наша игра, девиз которой:
«Хочу всё знать!»
Сегодня на уроке мы будем играть. Представим, что мы с вами на празднике «День Оленевода». У нас две оленеводческих бригады. Назовём их: Тундровичок и Оленёнок. На уроке будут проходить соревнования бригад. В конце путешествия мы посчитаем баллы и узнаем, чья бригада будет называться «Лучший математик». Итак, начинаем.
Учащиеся приветствуют учителя и гостей.
Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных рабочих принадлежностей на парте.
.
III. Постановка учебной задачи
2 мин
Сформулировать тему и учебную задачу урока.
Побуждающий метод
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке математики?
Для чего нужно уметь считать и решать задачи?
Где это пригодиться в жизни?
Тема урока «Решение задач и выражений»
Учащиеся формулируют тему и задачу урока, отвечают на вопросы учителя.
Во время нашего путешествия мы будем считать, сравнивать, решать примеры и задачи.
IV.
Этап актуализации знаний
1.Каллиграфическая минутка
2.Устный счёт
.
10
мин
4
мин Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме;
вызвать интерес к изучаемойтеме;
мотивировать учащихся к учебной деятельности.
. Словесный
Визуализация
Технология критического мышления
Практический
Деятельностный метод
Побуждающий метод
Игровой
И
Г
Ф
Слайд 2
Слайд 3
Ф
Г
I раунд «Каллиграфическая минутка»
Откройте тетради. Запишите число. Пишем красиво числа:
1 ряд число 11,
2 ряд - число12.
Дайте характеристику этим числам и состав чисел.
2 раунд «Составь числа»
Как получить эти числа?
11=10+1 12= 10+2
11= 9+2 12= 9 + 3
11=8 +3 12= 8 + 4
11=7+4 12= 7 + 5
11=6+5 12= 6 + 6
«К какому чуму прибежит олень?»
На доске чума с номерами от 11 до 20 и олени, которые пасутся возле чумов. Надо взять оленя, на олене написан пример. Решите пример и узнаете, в какой чум прибежит олень.
7 + 4
10 + 5
9 + 5
7 + 6
10 + 10 5 + 7
9 +10
16 + 1
10 + 6
19 – 1
3 раунд «Оленьи гонки».
Узнаем, чья упряжка придёт первой. В примерах есть ошибки. Команды должны решить примеры и найти ошибки.
5 раунд«К какому чуму прибежит олень?»
На доске чума с номерами от 1 до 10 и олени, которые пасутся возле чумов. Надо взять оленя, на обратной стороне оленя написан пример. Решите пример и узнаете, в какой чум прибежит олень.
8 – 5
11 – 10
9 – 7
3 + 3
9 + 0 4 + 3
7 – 2
6 + 2
10 – 6
18 – 8
6 раунд
Решить задачу №1
В одном стойбище было 3 чума, а в соседнем на 5 больше. Сколько чумов было в двух стойбищах?
Нарисуйте схему. Можно ли сразу узнать, сколько было чумов в двух стойбищах? Что можно узнать сначала?
Решить задачу №2
В одном стойбище было 7 чумов, а в соседнем 5. На сколько было больше чумов в первом стойбище, чем во втором?
Решить задачу №3
1) Оленевод срубил для чум-палок7 деревьев на прошлой неделе и столько же на этой неделе. Сколько всего деревьев он срубил? 2) Другой оленевод срубил 10 деревьев. На сколько меньше деревьев срубил он?
7 раунд «Пересчитай оленей».
- Давайте сядем на упряжку и поедем в стадо. Наши олени разбрелись по тундре. Их надо пересчитать. На каждом олене номер. Надо назвать все числа по порядку, начиная с наименьшего, затем назвать числа, начиная с наибольшего. Учащиеся слушают, вникают в смысл того, о чём говорит учитель, выполняют задания
Дают характеристику числам 11 и 12.
Рассказывают состав чисел 11 и 12.
Проверяют себя по таблице.
Решают примеры и находят ошибки.
Решают задачи устно.
Физкультминутка.
V. Основной этап
Разбор и решение задач изученных видов.
VI.
Закрепление знаний и способов действий.
Физкультминутка
VII. Самостоятельная работа
VIII.
Рефлексивно-оценочный этап
2 мин
10
мин
5 мин
2 мин
5
мин
3 мин
Осуществляют профилактику утомления
Активизировать познавательную деятельность учащихся Развивать речь, мышление,
Расширять
кругозор
Обогащать словарный запас
Формировать умение работать в группе.
Осуществляют профилактику утомления
Рефлексия группового взаимодействия
Организация самооценки и самокоррекции Соотнести задачу и результаты своей деятельности
Наметить дальнейшие задачи своей деятельности
Словесный;
игровой;
побуждающий метод; метод продуктивного чтения;
технология критического мышления.
Практический
Деятельностный метод
Визуализация;
словесный метод;
игровойметод;
метод продуктивного чтения;
работа с источником.
Деятельностный
.
Визуализация. Словесный метод
Игровой
метод
Метод продуктивного чтения
Словесный.
Технология критического мышления.
Визуализация
Игровой.
Практический
Словесный
Деятельностный
Фронтальная, индивидуальная, словесный, беседа Коллективная
И
Слайд7
И
Ф
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
И
Слайд 12
Коллективная
Ф
И
Ф
Г
И
Слайд
13
Слайд
14
6 + 3=9
4+4=7
7– 2=4
10 – 7=3
7 – 0=0
5 + 5=9 8 + 2=9
7 + 3=10
8 – 2=5
10 – 4=6
3 + 3=6
2 – 0=0
Первой пришла упряжка бригады … получите приз.
Гуси серые летели, на лужайку тихо сели.
Походили, поклевали, потом быстро побежали.
4 раунд «Устные задачи»
Вася поймал 10 рыб, а Коля на 2 рыбы меньше. Сколько рыб поймал Коля?
На озеро опустилось 4 утки и 6 лебедей. Сколько птиц опустилось на озеро?
На полянке играли зайцы. 5 зайчиков ускакали, осталось 3 зайца. Сколько зайцев было сначала?
У оленевода было 14 оленей. 10 оленей он продал. Сколько оленей осталось у оленевода?
5 раунд «В стойбище»
Мы с вами сделаем остановку в стойбище. Решим задачу. Прочитайте задачу.
1)В одном стойбище было 3 чума, а в соседнем на 2 больше. Сколько чумов было в двух стойбищах?
Составим схему к задаче.Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему? Что для этого нужно знать?
- Каким действием узнаем, сколько чумов в соседнем стойбище?
- Почему?
- Сколько действий в задаче?
- Как узнаем, сколько чумов в двух стойбищах?
Запишем решение с комментированием.
2)В одном стойбище было 7 чумов, а в соседнем 5. На сколько было больше чумов в первом стойбище, чем во втором?
Что известно в задаче?
Что надо узнать?
Какие основные слова необходимы для краткой записи?
Составим краткую запись.
I – 7ч.
на ? меньше
II – 5ч.
Каким действием нужно решать задачу?
Почему? Какое правило мы знаем?
Запишите решение задачи.
Запишите ответ задачи.
Зайка серенький сидит
и ушами шевелит.
Вот так, вот так
и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
надо зайке поскакать.
6 раунд «Аргиш».
Оленеводы кочуют с места на место, для того, чтобы у оленей всегда был корм. Сейчас мы тоже будем каслать. Поиграем в игру «Аргиш». Аргиш – это караван из нескольких нарт, которые идут друг за другом. На доске вы видите нарты, их надо поставить по порядку от самого маленького числа до самого большого. Чтобы узнать номер нарты, надо решить пример:
9+2= 8+4=
14+1= 15+2= 17+1=
8+5= 5+9= 17-1= 10+9=
10 + 10=
- Выходите по одному, берёте нарту, читаете громко пример, решаете, говорите ответ и ставите нарту на своё место, т.е. под нужной цифрой, Ребята, которые сидят за партами, проверяют. Если всё правильно, покажите зелёный кружок, если есть ошибки, красный кружок. Правильно решившие пример, получают жетон. Вот мы собрали аргиш и перекочевали на новое место.
7 раунд «Перетягивание палки»
Работаем самостоятельно по карточке.
№1
7+4
6+5
9+4
8+6 7+7
9+9
8+8
6+6
№2
12 – 10 … 3
16 – 6 … 9
9 + 2 … 10 1 дм … 12 см
10 дм … 10 см
17 см … 1 дм
Проверьте свои ответы и оцените свою работу.
По заснеженным просторам,
По дороге тундровой,
На своей упряжке быстрой
В чум вернулись мы родной...
Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Узнали ли вы что-нибудь новое? Где эти знания пригодятся вам в жизни?Чему вы можете научить других ребят после сегодняшнего занятия? Справились ли мы с нашей задачей? Какие задания вызвали у вас затруднения?
Оцените свою работу, поднимите карточку, которая соответствует вашей оценке. Смайлик улыбается – занятие понравилось, вы работали на всех этапах, узнали что-то новое. Смайлик грустный – вы ничего нового не узнали, вам было неинтересно. А теперь посчитайте свои жетоны, и мы узнаем, кто победил в этой игре.
Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
Учащиеся подходят к доске, читают пример, решают его, ставят нарту на нужное место. Остальные учащиеся проверяют ответы своих товарищей, оценивают их, используя сигнальные карточки.
Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
Проверяют ответы товарищей и оценивают их с помощью сигнальных карточек.
Учащиеся выполняют разно уровневые задания самостоятельно и сравнивают свои ответы с образцом выполнения.
Учащиеся осуществляют взаимоконтроль и оценку результатов своей деятельности.
Учащиеся отвечают на вопросы, даютсамооценку, соотносят задачу и результаты своей деятельности, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие задачи деятельности.
Бригады подсчитывают свои жетоны и узнают победителя игры.