Конспект урока по географии на тему Озера, водохранилища, болота (8 класс)
Урок географии в 8 классе
по теме «Озера, водохранилища, болота».
Цели: познакомить учащихся с озерами, водохранилищами, болотами нашей страны, их особенностями и значением для хозяйственной деятельности и человека.
Задачи урока:
продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах внутренних вод России, их зависимости от других компонентов природы.
развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать и делать выводы.
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:
крупные озёра и их происхождение;
зависимость размещения озер;
причины создания водохранилищ и их роль в хозяйственной деятельности;
причины образования болот и их роль в природе.
Учащиеся должны научиться:
определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам;
наносить на контурную карту разные виды озёр России;
определять водохранилища;
определять основные районы распространения болот.
Оборудование: физическая карта России, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.II. Этап мотивации.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Предлагаю начать урок с музыкальной композиции («Гляжу в озера синие», Е. Шаврина). Как вы думаете, о каких географических объектах пойдет речь на уроке?
Ответ учащихся: внутренние воды. Озера.
Учитель. Вспомните, что еще относится к внутренним водам?
Ответ учащихся: реки, болота, подземные воды, ледники, мерзлота, водохранилища, пруды, каналы.III. Изучение нового материала.
Учитель. Тема сегодняшнего урока: «Озера, водохранилища, болота».
Природа России удивительна и разнообразна. На всей территории страны содержится огромное количество уникальных водных объектов, природные богатства нашей страны.
Предлагаю восхититься красотой наших озер и узнать о них больше.
Презентация. «Удивительные озера России».
Пусть слово «море» не вводит никого в заблуждение – это чистейшей воды озеро. Просто его масштабы столь внушительны, что называют его исключительно морем. Озеро объединяет Европу и Азию, находясь на стыке сразу нескольких государств: России, Казахстана, Туркмении, Ирана, Азербайджана. Большая часть его береговой линии проходит вдоль России, потому мы условно включаем его в наш список, но технически оно не «принадлежит» ни одному из государств. Его площадь равняется 371 000 квадратных километров, что делает его крупнейшим бессточным озером в мире. Ответ учащихся: Каспийское море.
Что значит бессточное?
Ответ учащихся: реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает.
Не только уникальной природой славится это озеро. Оно является ещё и наиболее глубоким на планете – необходимо погрузиться на 1640 метров, чтобы просто достичь его дна. Более того, это крупнейшее хранилище пресной воды в мире. Тут содержится порядка 90% всей пресной воды России. Интересно, что впадают в озеро 336 рек, а вот вытекает только лишь одна-единственная, Ангара. Это сточное озеро. Что касается возраста озера, то он составляет 25 миллионов лет.
Ответ учащихся: Байкал.
Что значит сточное?
Ответ учащихся: реки впадают в озеро, и из этого озера река берет свое начало.
Учитель. Ребята, как вы думаете, сточные озера чаще всего бывают пресные или солёные?
Ответ учащихся: Сточные озера, как правило, пресные, т.к. реки, вытекая из озера выносят соли. Бессточные озера – соленые, в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются.
Один из самых интересных природных объектов на территории Волгоградской области. Соленое озеро огромных размеров, сравнимое разве что с израильским Мертвым морем. Озеро представляется самым большим и богатым из всех известных в мире соляных озер. Самое главное в озере - его целебные свойства. Когда-то здесь даже был Музей оставленных костылей: люди, приезжавшие сюда на костылях, через месяц-другой возвращались домой, оставив костыли в местном санатории. Давно было подмечено, что к концу лета поверхность озера окрашивается в загадочный пурпурно-золотистый цвет.
Ответ учащихся: озеро Эльтон.
- Каким цветом на карте окрашено озеро Эльтон?
Ответ учащихся: окрашено розовым цветом.
- Почему?
Ответ учащихся. Оно соленое.
- Назовите озера, окрашенные в розовый цвет.
Ответ учащихся: озеро Чаны, озеро Баскунчак.
Этот удивительный водоём в Мурманской области уникален. Дело в том, что у этого озера имеются четыре различных уровня солёности. На разных уровнях обитают разные создания. Например, рачки и дафнии наверху, морские звёзды посередине, внизу – пурпурные бактерии. И вот что интересно, обитатели средних слоёв из-за разницы в солёности оказываются в своего рода ловушке, ведь они не могут перебраться ни в верхний слой, ни в нижний. Вот такая получается солёная тюрьма.
Ответ учащихся: Могильное озеро.
Немногие знают это озеро по названию, но у него есть одна крайне интересная особенность, которая делает его по-настоящему необычным. Это – географический центр страны, её центральная точка. Размещается эта точка к северу от Архангельска и к востоку от Красноярска.
Ответ учащихся: озеро Виви.
На этом озере произошло знаменитое «Ледовое побоище», в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена.
Ответ учащихся: Онежское озеро.
Озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной. Зимой по льду озера была проложена автомобильная дорога, получившая название «Дорога жизни». Всего за период блокады через озеро было эвакуировано в тыл около 1 миллиона человек и перевезено 1,7 миллиона тонн грузов.
Ответ учащихся: Ладожское озеро.
Практическая работа.
Учитель. Найдите озёра в атласе и подпишите их на контурной карте.
Физпауза. «Путешествие по озерам России».
Я называю озеро. А вы показывает направления движения к озеру.
Учитель. Итак, что такое озеро?
Ответ учащихся: озера – это замкнутые котловины, заполненные водой.
Учитель. Как называются искусственные водоемы?
Ответ учащихся: водохранилища.
Учитель. Каково значение водохранилищ?
Ответ учащихся: водохранилища создают накопления воды, они делают реки удобными для судоходства и строительства ГЭС.
Практическая работа.
Проведите исследование. Определите: на каких реках построены водохранилища. Заполните таблицу. (Графа субъект заполняется по желанию).
Места по объему воды А.16 Название водохранилища Субъект РФ Река
Места по объему воды А.16 Название водохранилища Субъект РФ Река
1 Братское водохранилищеИркутская областьАнгара
6 Иркутское водохранилищеИркутская областьАнгара
4 Усть-Илимское водохранилищеИркутская областьАнгара
7 Вилюйское водохранилищеЯкутская республикаВилюй
8 Волгоградское водохранилищеВолгоградская областьВолга5 Куйбышевское водохранилищеСамарская областьВолга
10 Рыбинское водохранилищеЯрославская областьВолга
Цимлянское водохранилищеРостовская областьДон
2 Красноярское водохранилищеКрасноярский крайЕнисей9 Саяно-Шушенское водохранилищеКрасноярский крайЕнисей3 Зейское водохранилищеАмурская областьЗеяУчитель. Определите места крупнейших водохранилищ.
Учитель. Есть ли водохранилища в Московской области? Назовите их.
Ответ учащихся: самое большое Иваньковское (Талдомский район), его называют Московское море, водохранилище – Истринское, Клязьминское.
Учитель. Пользуясь учебником, Интернетом дайте определение болоту и назовите причины образования болот?
Ответ учащихся: Болота - это переувлажненные участки местности.
Причиной образования болот является избыточное увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод, близость водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).
Учитель: Где встречаются болота?
Ответ учащихся: самую большую площадь в России болота занимают на Западно-Сибирской равнине, много болот на северо-западе Русской равнины.
Учитель. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.
В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу. И сделайте вывод: какое значение имеют болота? Надо ли их осушать?
Вред болот Польза болот
территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;
опасное место для жизни людей. болото – место обитания птиц;
на болотах образуется торф;
на болотах растут ценные ягоды;
болота дают начало многим рекам;
на болотах идет очистка воды
Учитель. Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы сохранить красоту и чистоту водных объектов нашей местности?
Ответ учащихся: Водные ресурсы – важная составная часть природных богатств, они не постоянны и изменяются со временем. Бережное отношение к ним особо важны, поскольку они жизненно необходимы для существования людей, растительного и животного мира.
IV. Закрепление.
Игра «Лото».
V. Рефлексия.Учитель. Ребята, как вы думаете – где могут пригодиться знания, приобретенные сегодня на уроке?
Нарисуйте контур водохранилища и заполните его водой настолько, насколько продуктивно вы работали на уроке.
Благодарю вас за активную работу на уроке.
VI. Выставление отметок.
VII. Домашнее задание.
§ 28. Подберите песни, в которых есть информация о водных объектах России.
Источники:
http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/11516-interesnye-fakty-ob-ozerah-rossii.html