Урок по литературе Мое литературное открытие ( по творчеству Ольги Киевской)
Учащиеся поделены на несколько групп:
Ведущий 1 и Ведущий21– исследователи жизни Киевской
2– Учащиеся, изучающие стихи о
3 – Учащиеся, изучающие стихи о
4- Учащиеся, изучающие стихи о
Учитель учащиеся
Учитель: Наш сегодняшний разговор на уроке я хочу начать с высказываний известных писателей.
(на доске высказывания)
- Творчество - это загадка, которую художник задает сам себе.(Станислав Лец)
- Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. (А. Чехов)
-Нет творчества без самоотдачи и без страдания.(Г. Лансон)-Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение. (С. Моэм)
-...Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце.Паустовский Константин Георгиевич-Подумайте, что объединяет эти высказывания?
-О чём они?, творчестве, предназначении поэзии)- Ребята,как вам кажется, о чём было бы интересно поразмышлять на сегодняшнем уроке? О творчестве,о его предназначении
Так как мы на уроке литературы, то я думаю, что мы будем говорить о творчестве ?????
А для создания творческой атмосферы мы наш урок начинаем с проверки домашнего задания.
Ребята, вы должны были подумать, что для вас означает понятие творчества, какие составляющие оно включает.
( При этом можно было использовать не только высказывания поэтов и прозаиков, но и привлекать музыкальные произведения, репродукции картин и т. д. Поэтому урок начинается с высказываний ребят, с их размышлений)
Учащийся: (сочинение)Мне кажется, что творчество – это некое озарение, которое посещает не многих, избранных. Душе человека вдруг открываются тайны мира, и он эти открытия пытается донести до других. Так рождаются чудесные мелодии Шопена и Листа, Вивальди и Штрауса, покоряющие полотна Левитана, Айвазовского. Другие люди творят из дерева и из камня, из глины и из крошки, из песка, соломки и даже из снега. В любом случае словом «творение» мы называем то, что не просто нас поразило, но помогло что-то понять, будто приоткрыть завесу непонимания и глухоты к миру.
Учащиеся:
художественно одаренные дети выразили свое понимание творчества в красках. Интересно, что в основном это были не сюжетные картины, а цветовые палитры, где соседствовали пограничные цвета. Такие свои цветовые ощущения ребята объясняли причудливым, с их точки зрения, соединением в творчестве муки и блаженства.
Учащиеся приводят примеры творчества в искусстве, музыке, изделиях из дерева и т.д., поэзии
Учащиеся: (сочинение) Творчество – это особый дар, который, возможно, ниспослан человеку свыше. Это реализация способностей, которые создают уникальный продукт. Но полностью познать природу творчества невозможно, оно всегда облечено некой тайной.
Есть люди, которые творят словом. Это писатели, поэты . Под их пером те чувства и переживания, которые мы испытываем, обретают оболочку и становятся достоянием, выраженным в слове. И мы удивляемся: «Это будто про меня сказано! Я чувствовал и наблюдал то же самое».
На первый взгляд может показаться, что творить легко, но на самом деле это изнуряющая работа, «амортизация сердца и души», по словам В. В. Маяковского.
Каждой группе было дано задание познакомиться с высказываниями и афоризмами о поэзии и выбрать одно, которое по вашему мнению раскрывает всю полноту этого слова
.
1 –группа Поэзия - музыка слов. Томас Фуллер2- группа Поэзия - это живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи3- группа Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия. Иван Сергеевич Тургенев4-Поэзия - это форма любви. Михаил Михайлович Пришвин
Эпиграфом нашего урока являются стихи Ольги Киевской:
О, женщины мира, вас звонкая лираКольнёт золотой иголкой. С дуэтом святыней, да, с Анной, МаринойСпоёт трио с чувством Ольга!
-Как вы думаете, о чем и о ком мы с вами будем говорить на уроке?
- Ребята, а как вы узнали о стихах Ольги Николаевны?
- И говорить мы будем о ней, о её творчестве. Кто же она такая Ольга Киевская? О творчестве поэтессы, о её жизни известно очень мало.
Но её стихи поражают своей искренностью, правдивостью, любовью к людям.
-Какова цель нашего исследования?
Я предлагаю назвать наш урок «Моё литературное открытие»
Кто же она такая Ольга Киевская?
Мы послушаем наших биографов, которые провели небольшое исследование по данному вопросу.
Мы будем говорить о поэзии и о поэтессе Ольге Киевской.
В прошлом году наша одноклассница Янина Муханова
Принимала участие в конкурсе чтецов и читала стихотворение «Баллада о матери» О.Киевской. Нам оно очень понравилось,и мы решили познакомиться с её творчеством.
Мы поставили перед собой цель:
-Познакомиться с фактами биографии Ольги Николаевны и доказать, что каждый писатель в своих произведениях выражает свою мысль, хочет что-то донести до читателей. И сама она – летящий поэт, обвитый всеми страстями.
Для достижения цели мы поставили задачи:
Пробует ли Ольга Киевская себя в разных поэтических параметрах?
С чего началось расширение тематического диапазона в ее стихах?
В каких направлениях пишет свои произведения?
Ученик 1
На одном из сайтов интернета услышала песню «Баллада о матери» на стихи Ольги Киевской. Я никогда прежде не слышала имени этой поэтессы и поэтому с большим удовольствием решила поподробнее узнать о её жизни, её творчестве. Мне захотелось познакомиться с её творчеством, прикоснуться к «художественным родникам, питающим сердца читателей», увидеть и почувствовать «мощь человеческого духа, любящего свою Родину и народ»
Итак, объектом нашего исследования стало изучение творчества Ольги Киевской,. Ученик 2-
Родилась Ольга Киевская в Новосибирске 3 июля 1957 года. Окончила лечебный факультет Новосибирского медицинского института. Более двадцати лет проработала в «скорой помощи», где была врачом выездной и кардиологической бригад, заведовала одной из крупнейших в Новосибирске подстанций «скорой помощи».
Ученик 1
С 2005 до 2011 года Ольга Николаевна была членом и руководителем литературного объединения «Этнос» , а также членом редколлегии поэтического альманаха «Тайна исповеди». С 2012 года — она литредактор литературно-художественного журнала «Спешу домой».
Ученик 2-
Член Русского литературного клуба. Лауреат многих литературных премий и конкурсов, финалист премии "Поэт года 2011", г. Москва, участница Новосибирского поэтического марафона 2005, 2007, 2009, 2011, 2013гг, дипломант 9-го НПМ «Дыхание III тысячелетия»,дипломант 7-го НПМ «Дыхание III тысячелетия» в номинации «Останься…» в 2009 году, дипломант творческого вечера «Ради жизни на Земле» в рамках международной акции «100 минут поэзии», организованного Союзом женщин Новосибирской области в 2009 году, лауреат поэтического конкурса фестиваля поэзии «Есть имена и есть такие даты…» к 100- летию А.Твардовского, 65 -летию Победы в Великой Отечественной войне, Всемирному Дню поэзии 2010 года, лауреат творческого конкурса Радио «Слово», посвящённого 65 -летию Великой Победы, 2010 года
Ученик 1
Кроме того, произведения О. Киевской вошли в коллективные сборники, журналы и альманахи: альманах«Тайна исповеди», вестник «Дыханье III тысячелетия», журнал «Новосибирск», альманах «Ради жизни на земле», альманах «Я люблю тебя, жизнь», альманах«Жарки Сибирские», альманах «Суровые годы войны», альманах «Рифмы с Морского», литературный альманах «Автограф», сборники«Поэт года-2011» и «Поэт года-2012», сборник «100 поэтов», газета «Парадный подъезд», литературно-художественный альманах «Синильга», литературно–художественный журнал «Спешу домой», альманах «Лики Кольцово», журнал«Сибиряки», альманах «В добрый путь!», сборник стихов о Новосибирске «Мой город» и другие.
Её любимыми поэтами в детстве были Лермонтов и Ахматова. Первый поразил её демоническим накалом страстей, вторая ввела в мир простых строф и сложных чувств. Так что писать стихи Ольга Киевская начала еще с юных лет.
Однако в большую литературу пришла по разным причинам уже на пороге своего пятидесятилетия. Зато и ворвалась в начале «нулевых» годов в поэзию стремительно и бурно, став за какой-то десяток лет известной далеко за пределами родного города.
Ольга Киевская интуитивно выбрала самую верную дорогу: её ведут стихи, она следует за ними. Если она на что-то и жалуется, то лишь на обилие одолевающих её образов. Они буквально преследуют её. Они неодолимы. И сама она – летящий поэт, обвитый всеми страстями.
Ольга Николаевна является автором 5 сборников стихов:
1.«Мои неистовые птицы», изд. «Общество книголюбов»,2005г.
2. «Два ангела» , изд. «Свиньин и сыновья», (2006)
3. «Мышиный бархат верб» изд. «Свиньин и сыновья», (2008)
4. «Пиры ирониады» (2009)
5. «Хворост надежд» (2012Но прежде всего она ПОЭТ. Сама Киевская о себе говорит: «Я не поэтесса, я - поэт».
-Как вы думаете, почему она так «страшится» слова поэтесса и себя называла поэтом?
- Главная черта Ольги Киевской -любовь к жизни, к людям, к близким. Она умеет не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.
Первой группе было дано задание – познакомиться со стихами О.Н о любви.
Испокон веков человечество задавало себе вопрос: «Что такое любовь?» Поэты, писатели во все века писали о любви. А какой была любовь для Ольги Киевской?
(читает стихотворение)
Вопросы задаются 2 и3 группам (стих распечатано)
- Какова тема этого стихотворения? (тема любви)
-А от чьего лица ведется повествование в стихотворении? (Лирическая героиня стихотворения женщина, именно она рассказывает о своем чувстве).
- Что вы можете сказать о героине стихотворения?
-Что показывает поэт?
Каждая группа, изучив стихи о любви,выбрала понравившийся стих, и мы сейчас его послушаем
Поэтесса – это звуки нежные, мелодичные, это воспевание чувств. Поэт – это сила, мощь, призыв. К Голосу Поэта должны прислушиваться.
1 группа
Ты – спасенье моё от жажды,
Но я жаждою наслаждаюсь.
Каждой жилкой, улыбкой каждой
Я влюбляюсь в тебя, влюбляюсь.
(«Влюбляюсь»)
В поэзию она вошла с любовной лирикой. О любви О. Киевская пишет много и охотно, и ей удается находить в этой древнейшей теме все новые повороты, коллизии, краски, образы, доказывая раз за разом, говоря словами другой поэтессы Н. Закусиной, что для истинного таланта, «Сколько б ни писали о любви, все будет каждый раз неповторимо».
Мой милый, я характер свой не скрою:Серьёзной быть могу и озорною,Заносчивой, язвительной и строгой,Застенчивой, наивной, недотрогой.Могу я быть любой попеременно,И чуткой, и глухой одновременно,Красавицей, простушкою, святыней,Царицею, служанкою, рабыней.А ты мне говоришь, я – неземная,Любимая, бесценная, родная…Порою - я смешна, порой – велика.Люби, какая есть. Я – многолика!
Её лирическая героиня то жертва, то захватчица, то победительница, то побежденная. Сама же она — натура горячо страстная, пылкая, чувственная, эмоциональная, темпераментная, полная душевного огня. И многоликая.
Любовь у Ольги Киевской почти никогда не предстает в спокойном пребывании…
Ты не любима. Только и всего?Люби сама. Будь несказанно рада.Почувствуй меру счастья своего.Быть нелюбимой — высшая награда.О, пусть не разведённой будет кровь, Колокола в душе живут подольше. Зачем напополам делить любовь?Неразделённая — она в два раза больше.
Вывод
Лирическая героиня Ахматовой: страстная, чувственная, независимая, гордая, свободная, своевольная, своенравная, имеющая чувство собственного достоинства и глубину переживаний,Автобусный роман
Я помню, как-то раз, слепой стрелой Амура
Прострелена насквозь была моя душа.
В автобусной толпе взвилась температура,
Когда меж двух парней я встала не спеша.
Едва я к одному в той давке обернулась,
Мне сердце опалил его чеканный лик.
Он место предложил – я грустно улыбнулась.
Ведь он, как дикий яд, в мои глаза проник.
Нет, я не погляжу – в ответ. Он без сомненья
Свою почуял власть и верит в свой успех.
Глядеть в его глаза – почти что преступленье,
Глядеть в его глаза – невыносимый грех.
И я борюсь с собой отважно, бестолково.
К его лицу хочу мучительно взлететь,
Чтоб только разглядеть, ну что же в нём такого,
Что трудно на него мне больше не смотреть?
Всей кожей ощутив ответное движенье,
Я вскинула свой взгляд – и вспыхнула тотчас.
Как солнечный удар, как головокруженье,
Я встретила восторг чуть удивлённых глаз.
Нет! Повода – не дам, молчанья – не нарушу.
Пусть незнакомец мой по правилам игры
В мою ворвался жизнь – и забирает душу,
Исследуя мои невинные миры.
О, наважденье, прочь! Не повернусь я боле.
Уставилась в окно под сердца перезвон…
Душа рвала с ним связь и плакала от боли,
Когда он покидал автобусный салон.
С тех пор о встрече той я вспоминаю тайно.
Течёт постылых дней пустая череда.
Чего же я боюсь? Столкнуться с ним случайно…
Ещё сильней боюсь – не встретить никогда.
Стихи Киевской наполнены жизнью, жизнью деревни, природы – жизнью России. Расширение тематического диапазона началось у нее со стихов о природе. Со стихами этого направления познакомит нас 2 группа.
- Какие цвета использует поэт?
-Как назывется такой приём в литературе?
-Для чего О.Н. использует приём цветописи?
(Чтение стих)
Нам вслед сирень отчаянно махала,
Стелились низко травы вдоль дорог,
И вдруг… гроза нас яростно объяла,
И дом ближайший – взял под козырёк.
- Природа в стихотворениях Киевской предстаёт чем-то живым, интересным, живописным.
Лес весенний, молодойНавевает грёзы:Под зелёною фатой Прячутся берёзы.Подрастающих рябин Хорошеет тело –Для взыскательных смотрин Времечко приспело.
Когда читаешь и слушаешь стихотворения этого замечательного поэта, невольно представляешь картины природы нашего края. Кажется, что это о нашей природе говорил поэт
В розоватой акварели
Золотятся небеса,
Спит в цветочной колыбели
Ароматная роса.
Влажным носиком уткнулась
В бархатистый лепесток,
Задрожала, покачнулась
Соскользнула на листок,
А потом в траву упала,
И земля впитала сок…
Может с капли этой малой
Речка свой возьмёт исток.
- Перед нами яркая палитра, состоящая из оттенков розового ,цветочного и золотого цветов. Мир природы становится более насыщенным.
Такой приём в литературе называется – цветопись.
Нам кажется, что так ярко, красочно, с чистой душой, открытым сердцем, любовью к родному краю мог обращаться только Сергей Есенин.
- Цвет в жизни человека значит многое. Выбор цвета показывает его душевное состояние, мир его эмоций, его настроение.
У непогоды свой черёд
Ольга КиевскаяУ непогоды свой черёд.У бога всё – по расписанью.Вниз покатился небосводСырым яичком мирозданья.Вот подхватив цветной подол,Несётся ветреная осень,Затрепетали лес и дол,И небеса – упали оземь!Мгновенно неба скорлупа Покрылась трещинами молний,Иерихонская труба Гремит всё ближе и разгромней.По капле влагу свысокаЦедили пористые тучи…И вдруг небесная рекаНа землю хлынула могуче.Низверглась бурною водойЗемной природе на потребу.Что ж мы встревоженно с тобойГлядим в расколотое небо?Последней тучки островок Идёт потерянно на донце… А вот – и выскользнул желток Столь ослепительного солнца
-Какой бы вы выбрали цвет, если бы хотели показать своё настроение в данную минуту после прочтения этого стихотворения? (карточки 3-х цветов)
Любовная тема в творчестве О. Киевской остается основной, но ею творчество поэтессы не ограничивается. Оно вообще очень многогранно.
Пробует О. Киевская свои силы и в стихах для детей. К этому виду поэтического творчества обращаются многие, но редко кому оно бывает подвластным. Здесь нужен и особый талант, и состояние души, и нечасто встречающаяся способность взрослого человека быть своим в мире ребенка. Всем этим О. Киевская наделена сполна.
И с этим направлением работала 3 группа Наша группа познакомилась со стихами для детей. Чтобы рассказать вам об этих стихах, мы подошли к этому заданию с другой стороны и решили дать каждой группе задания:
Выберите стихотворение и прочтите его или проинсценируйте. На выполнение задания 2 минуты.
А так же мы создали книжку- малышку стихов для детей с нашими иллюстрациями.
Много поэтов писали о Великой Отечественной войне. Множество замечательных стихотворений, трогательных, трагичных, страшных по-своему драматизму породила война. Переживания людей выплескивались в строфы, строки, рифмы.
Эта женщина создала стихи на военную тему.Тема эта весьма сложная… И не всем даётся, надо признать, в наше уже давно мирное время. Да и мало кто пишет на эту тему…Однако здесь как раз тот счастливый случай, когда в этих стихотворениях тема войны звучит очень ярко, искренне и необычно!
- Ребята, вы еще юные, но мне хочется задать вам вопрос, а как бы вы поступили на месте матери?
У каждого народа есть свои отличительные особенности и национальные черты, которые выделяют его среди представителей других наций. Для русских людей такой чертой является природное миролюбие, желание жить спокойно и неконфликтно. Это подтверждается многими историческими фактами, ведь с момента основания Руси племена, ее населяющие, только и делали, что оборонялись от внешних врагов. Угроза вторжения на территорию России существует и по сей день, хотя все мы живем в цивилизованном мире.
Стих «Баллада о матери»
"Баллада о матери" (Муханова Я)
Нас заинтересовал вопрос: а сколько времени потребовалось поэтессе, чтобы написать эту балладу. В интернете мы нашла литературно- художественный портал «Изба - читальня», где на наш вопрос ответила сама Ольга Николаевна: «Извините за задержку с ответом. Была причина.
Сколько писалось? Да писалось мгновенно! Это вынашивалось всю жизнь...
Ведь сюжет мне знаком с детства(из рассказов мамы).
Как-то год назад, в поисках темы, я спросила себя:
"Есть ли что-нибудь, что тебя действительно волнует?"
И память услужливо подсказала: "Есть..."
Но как передать то потрясение, которое я испытала в детстве,
когда примеряла ситуацию на себя, когда, вся в слезах, пытала маму:
кого бы она выбрала - меня или мою старшую сестру?
Вот и попыталась воплотить...»
В стихах Ольги Киевской «Баллада о матери…» сюжет построен крепко и сам по себе более сложен.
У Ольги Киевской сюжет более трагический, более страшный…
По сути такой сюжет не может не затрагивать читательской души!
Вот просто расскажи такое – и слушатели заплачут…
Но Ольга этот сюжет еще и облекает в стихотворную форму, что невероятно трудно…
Самое сложное дело – это создавать сюжетные стихи.
Но самыми сильными и самыми яркими надо признать последние строки!Последняя строфа – это маленький шедевр…
Два века нашу Русь топтали азиаты.
Оставила свой след кочевников орда:
Спаленные хлеба, обугленные хаты
И павшие к ногам Батыя города.
Хан был не одинок в стремлениях, однако…
Других царьков влекли чужие берега,
Чтоб пить под стон гонца, посаженного на кол,
Червлёное вино из черепа «врага».
О, сколько раз потом пытались иноземцы
Подставить наш народ под свой фальшивый флаг,
И кто б со злом ни шёл: татары или немцы,
Россия всем дала - понюхать свой кулак!
Ольга Киевская, пишет не только о войне, но и событиях, происходящих сейчас. Актуальность её произведений очевидна:
Народ, Всевышнего не зли,
Он терпелив не слишком…
В больницу как -то привезли
Трёхлетнего мальчишку.
Сирийский мальчик. Он попал
В район военных действий
И жертвою обстрела стал,
Свидетелем всех бедствий.
С обидой глядя на народ
Своим недетским оком,
Он будто чувствовал: вот-вот
Предстанет перед Богом.
Врачи над раненым мальцомКружили безуспешно,
А тот с заплаканным лицом
К ним обращался, грешным.
Повергли в шок хирургов тех
Слова мальца, ей-богу:
«Всё Богу расскажу! На всех
Пожалуюся Богу».
Так взрослым дядям он сказал
И Богу отдал душу…
Ну что же ты притих, мой зал?
Не рвётся крик наружу?Известно мне, о чём молчишь,
В душе тая тревогу:
А вдруг и вправду тот малыш
Пожалуется Богу?
Актуальность её произведений очевидна: последнее стихотворение написано о боли за её Украину:
Народ Одессы пламенем разъят.
Он виноватым сделался безвинно.
Не знаю я, кто в этом виноват…
Но крайней оказалась - Украина.
Кому венки заботливо плела,
Когда сама по краешку ходила?
Так много сил разрухе отдала,
А на своё единство - не хватило.
О чём младенцы в ужасе кричат,
Увидев вместо города - руины?
Пока Донецк безжалостно бомбят,
Играют в прятки дети Украины.
Кровавой мове учатся сполна,
В другие игры больше не играют.
Как пишется - «война» они не знают,
Но ведают, как слышится - война.
Не сосчитать страданий и утрат,
А Киеву, и Богу - всё едино.
Не знаю я, кто в этом виноват…
Но крайней оказалась - Украина.
Поэт призван помогать. «Меня зачали и родили, Потом растили и лепили, воспитывали и учили, а я хотела, чтоб любили». Под признанием Ольги Киевской могут подписаться многие. Но написать - смогла только она сама.
Собственно, за это невольное, часто неосознаваемое умение ощутить нас мы и любим поэтов.
Я хочу закончить наш урок строками стихотворения
Чужим умом не запасёшься впрок,
Ольга Киевская
Чужим умом не запасёшься впрок,
Но ошибаясь, кротко и смиренно
Благодари ошибки за урок.
Ошибки наши – все благословенны.
Не спотыкаясь, кто из нас шагал?
И стойкий неваляшка – оступался,
Но главное – не то, что ты упал,
А главное – что всё-таки поднялся!
Д.З Написать сочинение – рассуждение на тему «
Но главное – не то, что ты упал,
А главное – что всё-таки поднялся!»