Рабочая программа курса Речевой этикет
Мирошниченко Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ №19» г.Абакана Республики Хакасия
Рабочая программа курса «Речевой этикет»
Программа курса «Речевой этикет» для обучающихся 7 классов представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся 7 классов, календарно-тематическое планирование. Данный предмет поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в речевом самосовершенствовании.
Пояснительная записка
Программа курса «Речевой этикет» для обучающихся 7-х классов составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного общего образования (приказ МОиН РФ от 05. 03. 2004г. №1089);
Примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263);
Программы факультативных и элективных курсов С.И.Львова. Русский язык: 7 – 11 классы
Учебного плана МБОУ «СОШ №19» г.Абакана.
Содержание дисциплины. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в речевом самосовершенствовании.
Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.
Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Речевой этикет» является усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете.
В число задач курса входит:
познакомиться с историей русского речевого этикета;
уметь употреблять этикетные формулы в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, отказа, благодарности и т.д.;научиться правильно вести спор, в том числе со взрослыми;
выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);
на основе наблюдений над речевыми особенностями человека уметь выявить и некоторые черты его характера;
уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах;
составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы;
использовать различные языковые средства, с помощью которых можно установить и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.
Место предмета в Учебном плане МОУ «СОШ №19»
Согласно Учебному плану МБОУ «СОШ №19», на изучение предмета «Речевой этикет» в 7 классе предусмотрено в год – 34 часа, в неделю – 1 час.
Данная рабочая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся 7 классов. Основная часть обучающихся имеет средний уровень обучаемости. Работоспособность средняя, в пределах нормы, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой. Отмечается недостаточный уровень развития самостоятельности мышления, рефлексивных навыков, долговременной памяти.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По результатам изучения дисциплины обучающиеся должны:
усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;
иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете, а также некоторых особенностях речевого этикета других народов;
знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту;
владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;
уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;
уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.
Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются смоделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность, составление памяток и рекомендаций.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пДата проведения Кол-во часов Раздел
Тема урока Результаты обучения (ключевые и предметные компетенции) Содержание
урока Примечание
План Факт 1 1 Что такое этикет? Знать: для чего нужны правила речевого этикета, этикетные слова; понятие речевой ситуации; вежливость и этикет.
Использование предметов или действий для передачи какой-либо информации. Правила поведения, касающиеся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Важность роли речи в этикетном выражении отношений к людям. Словесные и несловесные формы этикета Беседа, лингвистический анализ текста, сочинение «вредных» советов 2 1 Из истории русского этикета Знать: историю развития русского этикета («Домострой», 16век; «Юности честное зерцало», 1717г.); дореволюционные этикетные формулы; речевой этикет в советское время Сообщения учащихся, работа со словарями различных типов.Письменный аргументированный ответ на проблемный вопрос. 3 1 Этимология наиболее употребительных этикетных слов Знать: краткую информацию об этимологии некоторых наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, пожалуйста, спасибо, прощай и т.д.) Работа с этимологическим словарем 4 1 Из истории русских имён, отчеств и фамилий Знать: историю некоторых русских имён, отчеств и фамилий; варианты личного имени; употребление их в официальной и разговорной речи, в разных ситуациях общения; правильное произношение русских отчеств. Работа с этимологическим словарем, текстами художественных произведений 5-6 2 Сферы речевого общения Знать: сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая Обучение конспектированию, работа со схемами, выделение особенностей каждой сферы речевого общения 7 1 Культура речевого общения Знать: составляющие культуры речевого общения: 1) как умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать её содержание; 2) как владение вербальными и невербальными средствами общения в разнообразных речевых ситуациях. Работа в группах. Составление диалога. Решение проблемных ситуаций. 8 1 Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях. Ситуация знакомства. Уметь: использовать этикетные формулы в различных речевых ситуациях (ситуация знакомства, беседа, телефонные разговоры, письма, вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе); уместно использовать местоимения ТЫ и ВЫ Составление предложений и диалогов с использованием обращений, вводных слов. Работа в группах. Составление диалога. Решение проблемных ситуаций. Написание писем. Ролевые игры. 9 1 Беседа, телефонные разговоры, письма. 10 1 Вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе. 11-12 2 Этикетные формулы в различных ситуациях общения Знать: формулы сочувствия, утешения, вежливого отказа, просьбы, извинения, поздравления, пожелания, приглашенияБеседа.Приглашение на день рождения от лица людей различного происхождения и времени или дружеские поздравления в форме акростиха. 13-14 2 Умение спорить. Спорим или ссоримся? Знать: о влиянии характера на культуру поведения; черты характера, способствующие полноценному общению: тактичность и сдержанность, принципиальность, уступчивость, общительность, доброжелательность, умение слушать и желание понять другого человека, уважение его мыслей, настроения.Беседа, словарная работа, решение проблемных ситуаций.Составление текста примирения. Риторическая (коммуникативная) игра. Памятка “Как отстоять своё мнение в обсуждении со взрослыми”. 15 1 Спор со взрослыми 16-17 2 Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений Знать, что процесс общения – одновременное получение и передача разнообразной информации. Темы для беседы (широкие, узкие, открытые, личные). Жесты, телодвижения, мимика. Беседа, работа со словарями. Работа с фразеологизмами. Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов. 18 1 Роль интонации в речевом общении Знать: особенности устной речи, её разновидности. Средства устной речи: темп, тембр, громкость, тон. Наблюдение над интонационными особенностями речи, анализ текста, интонационные тренинги. Индивидуально: расставить паузы и логические ударения в тексте. 19 1 Виды комплимента
Знать: виды комплимента (комплименты человеческим достоинствам, качествам, характеру, внешнему виду собеседника и др.). Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов. 20-21 2 Речевой этикет других народов. Заочное путешествие Знать: особенности речевого этикета некоторых народов, уважительно относится к национальным традициям. Сформулировать практические рекомендации туристам, выезжающим в Японию и США. 22-24 3 Использование этикетных ситуаций в художественных произведениях Уметь: наблюдать за поведением героев художественных произведений, оценивать их речь и поведение с точки зрения соблюдения речевого этикета Анализ художественных текстов.Самостоятельно: анализ невербальных средств общения во фрагменте художественного произведения. 25-26 2 Телефонные разговоры, письма Знать: основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного: лаконичность, логичность, информативность, отсутствие повторов и длиннот, дружелюбный тон, чёткое произношение слов, особенно фамилий и чисел; средний темп речи и нейтральная громкость голоса. Ролевые игры, сценки. Составление памятки «Если ты звонишь по телефону…» 27-28 2 Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Знать: основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Лекция, конспектирование, работа в Интернете, составление памятки 29-30 2 Новое в русском речевом этикете Знать: современные правила речевого этикета, появившиеся в нем изменения и их причины Лекция, конспектирование, работа в Интернете. Написать заметку “Новое в русском речевом этикете” 31 1 Речевой этикет современной молодежи. Знать: речевой этикет современной молодежи; молодежный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему. Сформулировать практические рекомендации своим ровесникам о правилах общения 32 1 Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Знать: виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Уметь: избегать эти неудачи в собственном общении
Лекция, конспектирование 33 1 Толковые словари русского речевого этикета Уметь: пользоваться справочной литературой, регламентирующей правила русского речевого этикета Работа со справочной литературой 34 Речевой этикет – культура общения – воспитанность Уметь: делать обобщения и выводы после изучения курса «Речевой этикет»; оценивать своё поведения с учетом новых знаний. Семинар по итогам изучения речевого этикета. Индивидуальные сообщения, эссе. Список литературы
Для учащихся
Быстрова ЕЛ. Диалог культур на уроках русского языка. — СПб., 2002.
Горелов И., Еталычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.
Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.
Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.
Львова С.И. Речевой этикет. — М., 1995.
Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
Мирзояп А. Мир этикета. Энциклопедия. — Челябинск, 2000.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — М., 1982.
Словари
Акишина А.А., Кано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 1991.
Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.
Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.
Для учителя
Акишина А.А. Речевой этикет русского телефонного разговора. - М., 2000.
Введенская Л.А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успеху. — СПб., 1999. лГойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете.// Русская словесность. – 2003. - №5.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1988.
Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.
Мы живем среди людей: Кодекс поведения // Авт.-сост. И.В.Дубровина. – М., 1989.
Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.
Федосеева П.А. Давайте поспорим! // Русская словесность. – 2003. - №6.
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2006.
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.
Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет: Русско-английские соответствия. — М., 1990.
Читать человека как книгу / сост. Е. Знак. — М., 1998.
Язык жестов / сост. А. Мельник. — М., 2003.