Программа элективного курса Олимпиадная подготовка по английскому языку
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Академический лицей» города Магнитогорска
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
« 29» августа 2014.
протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «Академический лицей»
______________ Л.Н.Смушкевич
«29» августа 2014года
приказ № 97-п от «29» августа 2014года
Образовательная программа
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
(ГУМАНИТАРНОЙ) направленности
олимпиадной подготовки
(Возраст детей – 10-11 класс)
Срок реализации программы – 1 ГОД
Программу разработала: учитель английского языка 1 категории Чубарова К.В.
город Магнитогорск
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Образовательная программа гуманитарной направленности является нормативно-управленческим документом муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Академический лицей» города Магнитогорска, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом МАОУ « Академический лицей» г. Магнитогорска.
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Законе «Об образовании в РФ» подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая
максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,
обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся,
дает шанс каждому открыть себя как личность,
предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе,
налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма,
активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи,
побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,
обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации, позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Дополнительное образование детей необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана образовательная программа. В программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система художественного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.
Цели и задачи программы.
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании;
расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам;
создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и интересов;
развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта;
создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей,
воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве;
сохранение психического и физического здоровья учащихся.
Концептуальная основа дополнительного образования школы.
Основное назначение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация образовательных программ в интересах личности, дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка. Дополнительное образование – проектно-проблемный тип деятельности, который является базовой сферой развивающего образования. Дополнительное образование – непрерывность, системность в образовательной системе, форма реализации педагогического принципа природосообразности.
Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовывать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:
- принцип непрерывности и преемственности,
- принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования,
- принцип вариативности,
- принцип гуманизации и индивидуализации,
- принцип добровольности,
- принцип деятельностного подхода,
- принцип творчества,
- принцип разновозрастного единства,
- принцип открытости системы.
Функции дополнительного образования:
образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию.
интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Олимпиадная подготовка по английскому языку проводится по следующей программе:
Пояснительная записка
За последние годы произошли кардинальные изменения в области преподавания и изучения иностранных языков. Предмет «Иностранный язык» занимает соответствующее место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание молодого поколения. Изучение иностранного языка является одним из приоритетных направлений в модернизации школьного образования. Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, желающих упрочить собственные знания английского языка и принять участие в школьных и городских олимпиадах. В последние годы большое количество ребят получает углубленные знания и представляют серьёзную конкуренцию учащимся, которые не могут получить образование в частных школах, но хотят попробовать собственные силы и выступить на городских мероприятиях. Однако недостаточность количества часов, отводимых на обучение, скудность учебного материала, изложенного в УМК, не позволяют учащимся в достаточной мере развить необходимые для выступления на мероприятиях городского уровня умения. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, общий курс занятий-68 часов.Год от года задания становятся сложнее, меняются формы проведения олимпиад. Именно этим и обусловлена актуальность данного курса олимпиадной подготовки. Использование данной программы направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – отработка языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Данная программа имеет своей целью подготовить учащихся к участию в олимпиадах по английскому языку и ставит перед преподавателем следующие задачи:
познакомить учащихся с форматом тестов;
развивать языковые, интеллектуальные и познавательные возможности обучающихся,
обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях.
совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно: в области говорения – обучать аргументированно выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения по данной ситуации
в области письма – научить правильно оформлять и логически излагать свои мысли в письменном виде в форме эссе или письма за ограниченное количество времени;
в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием.
в области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по различной тематике с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием.
для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться собственным иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и контекстуальной догадкой.
расширить эрудицию учащихся и их лингвистический и общий кругозор.
Организация образовательного процесса:
Программа рассчитана на 2014-2015 учебный год.
Принципы построения программы.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
1)Принцип коммуникативной направленности – ведущий методический принцип. Предполагает вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию, т.е. общение на иностранном языке в ходе всего обучения. Данный принцип предполагает подбор ситуаций, включающий каждого ученика в общение, обеспечение коммуникативности заданий, повторяемости, новизны материала и создание благоприятных условий для общения. В основе лежит ситуация – универсальная форма процесса общения. Каждая ситуация наделена смыслом, включающая интерес и потребности учеников, учитывающая взаимоотношения собеседников.
2)Принцип дифференциального и интегрированного обучения. Дифференциация предполагает свой набор действий для обучения каждого вида речевой деятельности. Интеграция проявляется в условии различия аспектов языка, т.е. условие грамматики, фонетики, лексики происходят не отдельно, а во взаимосвязи и взаимодействии.
3)Принцип учета родного языка. На старшей ступени происходит управляемое осознанное сопоставление двух языков, поиск сходства в их системах, нахождение опор и аналогий. Всё это позволяет учащимся «самостоятельно» обобщать уже известные им сведения из области грамматики английского языка на морфологическом и синтаксическом уровнях.
4)Принцип личностно – ориентированной направленности обучения, как синтез воспитывающего и развивающего обучения, а также принципа индивидуализации обучения, проявляется в осознании учащимися их собственного участия в образовательном процессе. Содержание данного принципа включает в себя учет индивидуальных особенностей и способностей учеников, эмоций и настроений, личностного опыта, интересов и потребностей каждого ученика, а также развитие всех этих параметров. В условиях небольшой группы достаточно просто выяснить проблемные места каждого учащегося и сориентировать работу группы в нужном направлении. Индивидуализация обучения также выражается в предоставлении синонимичных рядов лексических единиц при обучении монологического и диалогического высказываний.
5)Принцип сознательности. Целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых явлений, их творческих переработок, в ходе выполнения речевых действий. Осмысление должно обеспечиваться через ситуативную обусловленность, контекст, языковые средства (синонимы, антонимы и т.д.), через наглядность, через выделение характерных признаков. Сознательность учеников проявляется в понимании изучаемого материала, пользоваться приобретаемыми навыками в решении коммуникативных задач, во владении приемами самостоятельных работ, а также формирования контроля и самоконтроля.
6)Принцип триединства цели. Иностранный язык, как учебная дисциплина, обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Он способствует формированию нравственного воспитания. В ходе курса заложены материалы, направленные на привитие культуры речевого поведения.
7)Принцип наглядности находит отражение в широком использовании эффективных современных технологий обучения, которые позволяют сделать учебный процесс более увлекательным. В курсе заложено использование соответствующего иллюстративного и аудио материалов и технических средств.
Предметное содержание речи
Наша страна
Проблемы города и деревни
Образование и будущая профессия
Проблемы молодёжи. Безработица
Спорт и здоровый образ жизни
Путешествие
Защита окружающей среды
Выдающиеся люди
Досуг
Международные организации. Права человека
Искусство
Речевые умения. Говорение. Диалогическая речь
Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа. Развитие умений:
участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему,
осуществлять запрос информации,
обращаться за разъяснениями,
выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по
обсуждаемой теме.
Объем диалогов – до 6-7 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным / прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом. Развитие умений:
делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме,
кратко передавать содержание полученной информации;
рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая
свои намерения/поступки;
рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая
выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
Объем монологического высказывания 12-15 фраз.
Аудирование
Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до 3х минут:
понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;
выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;
относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
Развитие умений:
отделять главную информацию от второстепенной;
выявлять наиболее значимые факты;
определять свое отношение к ним, извлекать из аудио текста необходимую/интересующую информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания
сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации
прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания
необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Развитие умений:
выделять основные факты;
отделять главную информацию от второстепенной;
предвосхищать возможные события/факты;
раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
понимать аргументацию;
извлекать необходимую/интересующую информацию;
определять свое отношение к прочитанному.
Письменная речь
Развитие умений
писать личное письмо,
заполнять анкеты, бланки;
излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме);
составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
Принципы и формы организации занятий.На занятиях широко
используются:
парная работа, обеспечивающая постоянное речевое взаимодействие учащихся
индивидуальная работа
групповая работа.
Оценка результатов
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися финальных продуктивных коммуникативных заданий каждого тематического раздела.
10-11 класс
Тема занятия
содержание
Количество часов
Наша страна
высказывание по теме; диалоги по ситуации
Времена в активном залоге выполнение грамматических упражнений; тест
Изучающее чтение текстов и установление соответствий между сферой отнесённости текстов и самими текстами.
Аудирование текста и выполнение задания на установленные соответствия.
Письмо зарубежному другу на данную тему
4 часа
Проблемы города и деревни
высказывание по теме; диалоги по ситуации
Времена в пассивном залоге - выполнение грамматических упражнений; тест по теме
Изучающее чтение текстов и установление соответствий между сферой отнесённости текстов и самими текстами.
Аудирование текста и выполнение задания на установление соответствия.
Письмо зарубежному другу на данную тему
4 часа
Образование и будущая профессия
высказывание по теме и диалоги по ситуации Модальные глаголы - выполнение грамматических упражнений и тест по теме
Изучающее чтение текстов и установление соответствий между сферой отнесённости текстов и самими текстами
Аудирование текста и выполнение задания на установление соответствия.
Письмо другу по теме.
4 часа
Проблемы молодёжи
высказывание по теме и диалоги по ситуации
Согласование времён - выполнение грамматических упражнений и тест по теме
Изучающее чтение текстов и установление соответствий между сферой отнесённости текстов и самими текстами
Аудирование текста и выполнение задания на установление соответствия.
Письмо другу на данную тему
4 часа
Спорт и здоровый образ жизни -
высказывание по теме; диалоги по ситуации
Перевод прямой речи в косвенную - выполнение грамматических упражнений; тест Изучающее чтение текстов и установление соответствий между общей идеей текста и содержанием текста.
Аудирование текста и краткие ответы на вопросы. Ответ на письмо друга
4 часа
Путешествие
высказывание по теме и диалоги по ситуации
Условные предложения (сослагательное наклонение) выполнение грамматических упражнений. Изучающее чтение текстов и установление соответствий между общей идеей текста и содержанием текста.
Аудирование текста и краткие ответы на вопросы. Ответ на письмо друга
4 часа
Защита окружающей среды
высказывание по теме; диалоги по ситуации
Условные предложения (сослагательное наклонение) выполнение грамматических упражнений Изучающее чтение текстов и установление соответствий между общей идеей текста и содержанием текста.
Аудирование текста и краткие ответы на вопросы Ответ на письмо зарубежного друга
4 часа
Выдающиеся люди
высказывание по теме и диалоги по ситуации
Условные предложения (сослагательное наклонение) Выполнение грамматически упражнений. Изучающее чтение текстов и установление соответствий между заданной информацией и самими текстами. Аудирование текста и краткие ответы на вопросы. Ответ на письмо друга
4 часа
Средства массовой информации
высказывание по теме и диалоги по ситуации
Неличные формы глагола - выполнение грамматических упражнений и тест по теме
Изучающее чтение текстов и установление соответствий между заданной информацией и самими текстами. Аудирование текста и краткие ответы на вопросы. Ответ на письмо друга.
4 часа
Досуг
высказывание по теме; диалоги по ситуации
Неличные формы глагола - выполнение грамматических упражнений и тест по теме
Изучающее чтение текстов и поиск заданной информации. Аудирование текста и выбор правильного ответа из 4-х вариантов.
Эссе на заданную тему
4 часа
Международные организации
высказывание по теме и диалоги по ситуации
Сложное дополнение - выполнение грамматических упражнений и тест по теме
Изучающее чтение текстов и поиск заданной информации. Аудирование текста и выбор правильного ответа из 4-вариантов.
Эссе на заданную тему
4 часа
Права человека
высказывание по теме и диалоги по ситуации
Сложное подлежащее - выполнение грамматических упражнений и тест по теме
Изучающее чтение текстов и поиск детальной информации с выбором правильного ответа из 4-х предложенных вариантов. Аудирование текста и выбор правильного ответа из 4-вариантов
Эссе на заданную тему
4 часа
Культура молодёжи
высказывание по теме и диалоги по ситуации
Сложное подлежащее - выполнение грамматических упражнений и тест по теме
Изучающее чтение текстов и поиск детальной информации с выбором правильного ответа из 4-х вариантов
Аудирование текста и выбор правильного ответа из 4-вариантов Эссе на заданную тему
4 часа
Молодёжь и безработица
высказывание по теме и диалоги по ситуации
Герундий. Герундиальный оборот - выполнение грамматических упражнений и тест по теме. Изучающее чтение текстов и составление логической последовательности частей при организации законченного повествования. Аудирование текста и выбор правильного ответа из 4-вариантов.
Эссе на заданную тему
8 часов
Искусство
высказывание по теме и диалоги по ситуации
Причастия и причастные обороты - выполнение грамматических упражнений и тест по теме. Изучающее чтение незаконченных текстов, которые необходимо закончить образованными от корневых слов необходимыми производными. Аудирование текста и выбор правильного ответа из 4-х вариантов.
Эссе на заданную тему
8 часов
Список литературы
А.В.Конобеев Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика (на примере УМК “Деловой английский для школы” / “Business English for Schools”) www. Englishteachers.ru
М.З.Биболетова Книга для учителя к учебнику «Английский с удовольствием» Обнинск Титул 2007
М.З.Биболетова Программа курса английского языка «Английский с удовольствием» для 2-9 классов общеобразовательных учреждений. Обнинск Титул 2007
Материала сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материала сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Е. Клековкина, М. Манн, С. Тайлер Practice Tests for the Russian State Exam Macmillan 2006
Virginia Evans цикл учебников Round Up Longman 2005
Mary Bowen, Printha Ellis Way Ahead. A foundation course in English. Pupil’s books 1, 2.
English Vocabulary in Use. Elementary. Michael McCarthy, Felicity O’Dell. Cambridge University Press.
Elementary Language Practice. Michael Vince with Kevin Nicholas. English Grammar and Vocabulary.
Гроза О.Л. Английский язык нового тысячелетия. Учебник английского языка для 10-го класса. - Обнинск: Титул, 2001.
Английский для абитуриентов и учащихся. – М.: Изд. «Экзамен», 2003.
Пупынина А.П. Английский язык: Подготовка к государственному централизованному тестированию. – Саратов: «Лицей», 2002.
Анфиногенова А.И. Готовимся к экзамену по английскому языку. – Санкт-Пет., 1996.
Числова А.С. Тесты по английскому языку. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Москва, 2004.
Голицынский Ю. Грамматика. Сборник упражнений. – Санкт-Пет., «Каро», 2002.
Student’s Book. Pre-Intermediate Matters. – 1995.
Tsvetkova I. English grammar practice with answers and keys
15