Исследовательская работа по историческому краеведению на тему История моей школы
Муниципальное казенное обще образовательное учреждение
«Мостовская средняя общеобразовательная школа»
«История моей школы»
Авторы работы: Воробьева Алена
ученица 7 класса МКОУ «Мостовская СОШ»
Попова Мария
ученица 7 класса МКОУ «Мостовская СОШ»
Руководитель: учитель истории Смолина О.А.
А на земле Курганской школа есть,
В селе простая школа Мостовская.
«История моей школы»
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………………………………………………………….………………..3
2.Основная часть История моей школы ………………………………………………………………………………………………….………….4
2.1 Сельское начальное училище……………………………………………………………………………………………………………………..4
2.2. Из истории школы в период с 1917 года по 1945 год.………………………………………………………………………………………….5
2.3.Современная школа………………………………………………………………………………………………..………………………………8
3.Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..11
4. Использованная литература………………………………………………………………………………………………………………………..12
5.Приложения………………………………………………………………………………………………………………………………………….13
1.Введение
Наша работа посвящена исследованию истории родной школы. Мы учимся в МКОУ «Мостовская СОШ».
Тема выбрана нами не случайно. Сегодня многие ученики, родители, жители деревни не знают историю родной школы, имена педагогов, которые внесли большой вклад в развитие и становление нашего учебного заведения. Приобщение к истории своей малой родины является темой актуальной и неисчерпаемой для каждого человека любого возраста.
Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа.
Здесь все происходит впервые: первая учительница, первая любовь, первая двойка, первая победа.… В школьные годы человек ощущает вкус дружбы, познает жизненные ценности, учится любить и ненавидеть. Вот поэтому выпускников тянет в школу, они вновь и вновь хотят почувствовать себя подростками и ощутить сладкие минуты теплого общения со своими сверстниками и, конечно же, кто вел их по стране знаний и много лет назад провожал во взрослую жизнь – учителями.
Целью исследовательской работы является изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Собрать материал по теме.
2.Проанализировать имеющиеся источники информации.
3.Познакомиться с историей школы.
Проблема:Не изученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории МКОУ «Мостовская СОШ.
Предмет исследования-МКОУ «Мостовская СОШ»
Объектом данного исследования является история образования МКОУ «Мостовская СОШ».
Методы:
- изучение литературы, архивных материалов и интернет - ресурсов;
- беседа с пенсионерами учителями;
Практическая значимость работы состоит в том, что он даёт очередную возможность глубже познакомиться с историей школы.
Нам было интересно узнать историю родной школы, и теперь мы поведаем ее Вам.
2.Основная часть История моей школы
2.1 Сельское начальное училище
1 сентября 2013г. школе исполнилось 150 лет.
Первое известие о Марайской слободе (ныне с.Мостовское) относится ко времени крестьянской войны под руководством Е.И.Пугачева (1773-1775гг). Основателем слободы Марайской является Никифор Никитин сын Низовитин (родился 1677— умер 1764 гг.). Среди окрестных селений Марайское выделяется своими размерами. С конца 18в Марайская слобода становится центром Марайской волости. По сведениям 1868 года в селе насчитывалось 150 дворов с населением 623 человека.
Посреди села выделялось здание сельского начального училища, открытого 1 сентября 1863г.учащихся в училище на 1 января 1909 г было 40 мальчиков и 12 девочек. Некоторые сведения о Марайской школе приводятся в «Памятной книжке Западно-Сибирского учебного округа на 1909г». (Приложение 1)
Училище помещалось в собственном доме. (Приложение 2.)
На его содержание казна выделяла 385 руб. Грамотными в селе были писарь, его 2 помощника, поп и 2 учителя.
В это время заведующей училищем была Мальцева Анна Васильевна, которая жила в одной половине дома, а во второй половине располагались –две классные комнаты и комнатка, где жили ученики из близлежащих деревень (Барнаул, Нюхолово, Р-Молотово). Вторым учителем работала Марфа Петровна Наумова. Здание школы находилось на том месте, где стоит сейчас детский сад.
Первые учителя создают систему жизненных ценностей, в основе которых лежало бескорыстное служение народу. Своим долгом считали просвещение народа, вели среди крестьян широкую культурную работу, не ограничиваясь обучением детей.
Многие ученики хорошо знали состояние своего хозяйства и точно могли сказать, сколько у них лошадей, коров, овец и даже поросят. Но были и такие, кто не мог назвать число больше трёх. Многие дети не знали правой и левой стороны, не определяли, где верх, а где низ.
В дореволюционной школе преподавали арифметику, грамматику, старославянский язык. Девочек обучали рукоделию. Учили вязать, шить. На первом месте был урок закона божьего, который вел священник церкви Наумов Иоанн Григорьевич. Чтобы продолжить образование необходимо было ехать в гимназию в город Тобольск. Это себе могли позволить не все, не было средств.
2.2.Из истории школы в период с 1917 года по 1945 год.
1917г. С первых дней советской власти жизнь выдвинула задачи воспитания детей.Несмотря на голод и разруху в с. Марайское школа продолжала работать. По-прежнему заведующей школой была Анна Васильевна Мальцева, ее педагогический стаж уже составлял 20 лет. По тому трудному времени учащихся в школе было много, так как их кормили горячими обедами.Вот это и притягивало ребятишек в школу.
Вторым учителем в школе был Васильев Николай Тарасович, который окончил Тобольскую церковно-учительскую школу.
Перед партией стояла задача ликвидировать беспризорщину, порожденную войной, голодом и разрухой. Стали создаваться пионерские отряды.
Первый пионерский отряд в с. Мостовском был организован в 1923 г. Отрядом руководила Егорова Поля, секретарь-машинистка волисполкома. Он состоял из 20 человек, был разбит на два звена. Большую и интересную работу проводили первые пионеры на селе. Помогали одиноким старикам (пилили дрова, мыли пол, пололи огороды), собирали металлолом, выступали с концертами. Основной работой была ликвидация неграмотности. За каждым пионером был закреплен один житель, незнающий букв и счета, и в течений двух- трех месяцев он должен был научиться читать по слогам и считать в пределах ста. Работа пионеров велась в трудных условиях.
В 1928 году старое здание школы было сломано и на его месте строится новое здание. Строили новую школу Захар Павлович и Степан Павлович Мергеневы, Иван Федорович Каблуков.
1 сентября 1929 г в новую школу пришли заниматься ребята. Заведует в это время школой Александр Устинович Каминский, который до революции работал уездным инспектором Марайской волости. (Приложение 3)
В августе 1931 года Марайская начальная школа, как опорная, была пополнена учителями- комсомольцами. Весь коллектив Р-Молотовской начальной школы, в составе трех человек: Хазовой Надежды Владимировны, Герасимовой Марий Николаевны и Ивановой Раисы Кузьминичны в порядке поощрения были переведены приказом Марайского районо, на работу в Марайскую опорную начальную школу. Заведующей школой была назначена Иванова Раиса Кузьминична. (Приложение 4)
К началу 1932г при школе было создано небольшое подсобное хозяйство, состоящее из двух коров, трех свиней и 15 кроликов. Производили посев пшеницы и овса на площади в 5га. Силами родителей при школе была построена небольшая мастерская, а 12 верстаков сделали в качестве помощи колхозы: «Красный партизан» и «1 мая».
В школе велись кружок художественной самодеятельности, спортивный, кружок кролиководов.
С сентября 1933г в с. Марайском был организован детский дом школьного типа. Первым его директором был Кретинин Вячеслав Георгиевич. Состав школьников нашей школы увеличился на 120 человек. Всего в школе обучалось 256 учащихся. Детский дом существовал до 1936 г, а потом был переведен в д. Нюхолово.
Наша начальная школа в 30-е годы была центром методической работы. Учительский коллектив привлекался к проведению курсов-практикумов для молодых учителей, к руководству работой секций на учительских конференциях.
Наряду с начальной школой в с. Марайском с 1932 г была открыта 7-летняя школа крестьянской молодежи. Располагалась она в двух зданиях, а потом и третье отдали под школу. Первым директором был Реутов Павел Дмитриевич.Его жена Зинаида Петровна преподавала географию, Носкова Елизавета Александровна- математику, русский язык и литературу вел Александр Каминский.
В январе 1934 г выделился из Мокроусовского района Мостовской район. Здания были взяты под райком, райисполком. Школу перевели вс. Заложное.
1939 г построено здание средней школы бригадой строителей под руководством техника-строителя Мергенева Захара Павловича. И 5 декабря школа из с.Заложное переехала вс. Марайское.
1940 год. Первый выпуск учащихся Марайской средней школы (всего 11 учащихся). Среди них Пилигримов Дмитрий, Макарова Юлия, Кунгурцева Любовь, Смирнягин Николай, Куликов Иван, Шумков Дмитрий, Панов Павел.
В школе изучаются такие предметы как, география, физика, литература, черчение, химия, математика, история, биология, военное дело, русский язык.Из воспоминаний Трифоновой Ольги Дмитриевны, 1926 года рождения:
«В Мостовскую школу нас перевели после 1 четверти, когда построили новую школу. Школа была не штукатурена, мох торчал. Во время войны учились стоять с винтовкой у спортивного зала, учили устройство винтовки. Преподавал военное дело Санин Андрей Иванович- раненный пришел с войны. Спортивный зал был на втором этаже и мы по очереди стояли как будто готовились к войне. Класс был большой и дружный. Учебники покупали.
Школе давали деляну, еще снег не сошел, а мы в деляну, голодные все, пришкольный участок был, нам картошки наварят и привезут на школьной лошади. Хлеба не было, ели травяные лепешки. С жабреем раз наелись мальчишки девчонок из деляны на руках несли, у девчонок отказали ноги.
Учебный год начинался на месяц позднее. Сентябрь работали в колхозе.»Из воспоминаний Моисеева Владимира Яковлевича, 1928 года рождения:
«В школу ходил в материной телогрейке. Одноклассник Русаков жил с матерью техничкой в школе под лестницей. Ходил босиком в куртке – зипуне (из овечьей шерсти).
Класс 5-б более 30 человек. Занятия шли в две смены. Тетрадей не было писали в старых книгах между строчек, делали тетради из коричневой оберточной бумаги. Местный комбинат артель «Ударник» делали лыжи, ложки, пытались выпускать бумагу, зеленую (не получилось). В школе были свой лошади, скотный двор был у кладбища, возили воду, дрова.
Деревенских учеников было мало жили по квартирам. Работу всю выполняли картошка, уборка, тяпками пшеницу пололи. Ограничения на картошку никто не делал копали и ели. Кружки ГТО, проходили программу, сдавали зачет, получали значки».
1941 год. Грозный год для нашей страны. С первых дней ушли на фронт мужчины- учителя нашей школы, наши первые выпускники, ученики 9-10 классов. Ушли и не вернулись с поля боя.
Соболев Петр Нестерович- наш первый директор
Ощепков Виктор Петрович- учитель физики
Осипов Виктор Петрович- математик
Прутский Борис Александрович- математик
Смиров Александр Иванович- историк
Васильев Николай первый секретарь комсомольской организации
Закончилась война, но и послевоенные годы были нелегкими. Страна залечивала раны, детям приходилось много работать, помогать взрослым.
Каждый год 9 мая и 22 июня ученики нашей школы возлагают цветы, к памятнику, чем чтят память погибших солдат.
2.3.Современная школа
1981г. Построено новое трехэтажное, кирпичное здание средней школы на 624 человека, с центральным отоплением, водопроводом, канализацией. Строительство здания школя осуществляло строительно- монтажное управление по согласованию с администрацией района. (Приложение 6)
Ученики вошли в новые, светлые и просторные классы и получили библиотеку, столовую, пионерскую комнату, оборудованные учебные кабинеты. К сожалению, за 2 последних года количество школ в районе сократилось. Сегодня мы учимся в том же здании, где созданы все условия для обучения и воспитания: 30 учебных кабинетов, спортивный зал, актовый зал, столовая, 2 компьютерных класса, библиотека, мастерская, медицинский кабинет.
На протяжении многих лет школа сохраняет школьные традиции. Как можно представить школу без праздника первого звонка, Новогодних елок, Зарницы, игры «А.ну-ка, парни!», Олимпийских игр, праздника Последнего звонка, Выпускного бала и многих других дел, на которых выросло и воспитано не одно поколение учащихся.
С момента своего создания школа стала центром образования и связующей нитью между несколькими населенными пунктами района. Ученики школы активные участники общественной жизни школы, района.
На протяжении почти 140 лет школой руководили:
Директора
1. Реутов Павел Дмитриевич .1932 год
2. Соболев Петр Нестерович 1939 год
3. Дронова Зинаида Михайловна
4. Мылтасова Инна Николаевна 1957 год
5. ЗарыньВальдемар Павлович
6. Серых Василий Игнатьевич .ноябрь 1958 –сентябрь1959
7. Морозов Михаил Степанович сентябрь1959- июль 1965
8. Печерских Владимир Иванович август 1965-октябрь 1968
9. Романова Валентина Титоновна 1968
10. Кистайкин Михаил Александрович 1969-1970
11. Суворов Евгений Иннокентьевич 1970-1973
12.Корюкин Владимир Петрович 1974-1975
13. Пальчиков Валерий Васильевич 1975-1979
14. Лоськов Виктор Аркадьевич 1979-1985
15. Рязанов Александр Андреевич 1985-1988
16. Секисова Тамара Николаевна 1988-1990
17. Просеков Василий Филиппович 1990-2003
18. Томилова Любовь Серафимовна 2003
М Е Д А Л И С Т Ы1.Прохоров Владимир Аврамович - серебро 1953
2.Коханюк Евгений Иванович— серебро 1956
3.Санин Виктор Андреевич .серебро 1961
4. Коханюк Ирина Ивановна . серебро 1965
5. Ивлева Любовь Дмитриевна .серебро 1965
6. Астахова Галина Георгиевна . серебро.1966
7. Самкова Галина Константиновна ..серебро.1966
8. Прохорова Галина Аврамовна ..серебро
9.Менщиков Владимир Николаевич- .. золото 1965
10. Урванцев Леонид Петрович- ...золото 1965
11. Просекова Елена Александровна- ...золото 2008г
12.Санаева Юлия Владимировна . ..золото 2009г.
За добросовестный труд в деле воспитания подрастающего поколения отмечены правительственными наградами: (Приложение 7,8)
Орден Трудового Красного Знамени:
Каминский Александр Устинович
2.Значок «Отличник народного образования»
Маркова Нина Александровна
Иванова Раиса КузминичнаШкут Михаил Митрофанович
Клюева Татьяна Ивановна
Секисова Валентина Александровна
Урванцев Петр Ефимович
Сучкова Мария Федоровна
Исаченко Зинаида Васильевна
Моисеева Рида ФлегонтовнаОрлова Светлана Николаевна
Гомонова Вера Николаевна
3.Значок «Почетный работник народного образования»
Орлова Светлана Николаевна
Мыльникова Надежда Дмитриевна
3.Заключение. Проведя исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно. Школа играет важную роль в жизни каждого человека. Школа - частица Родины, частица жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к школе, о том, в какой
школе учился. Важно знать историю родной школы как главную составляющую истории своей малой Родины.
Но прежде, чем писать историю, необходимо изучить исторические источники, чтобы история была правдивой. К сожалению, в своей работе мы охватили не весь период и планируем работу по изучению истории школы продолжить.
Работа с архивными документами, с фотографиями дала возможность познакомиться с историей школы, узнать как была образована школа, ее облик. Нам было интересно узнать, как учились, чем занимались ученики прошлых лет, узнал, кто такие пионеры. Интересно было рассматривать старинные чёрно-белые фотографии. Именно в них сохранена память.
Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. А память – это преодоление времени, смерти. Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением.
Список использованной литературы:
1.Интернет - ресурсы:
Зауральский исторический портал http://mulittlehome.ucoz.ruЗауральская генеалогия Веб-адрес: kurgangen.org2. Школьный архив.
3. Воспоминания бывшей выпускницы Трифоновой Ольги Дмитриевны.
4. Воспоминания бывшего выпускника Моисеева Владимира Яковлевича..Приложение1.
Приложение2.
Приложение3.
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Орден Трудового Красного Знамени Значок «Отличник народного образования»
Приложение 8
Значок «Почетный работник народного образования»