Урок литературы учителя первого уровня Лаптевой Ольги Борисовны К.Г.Паустовский Тёплый хлеб с использованием инновационных методов обучения


Класс: 7
Тема: К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»
Цель: Учащиеся осмыслят нравственные ценности произведения, умеют отображать характеры героев, используют текст, для доказательства своего утверждения.
Критерии успеха:
Выделяют нравственные ценности произведения.
Умеют давать характеристику героям.
Делать выводы.
Обсуждать свою точку зрения с одноклассниками.
Использовать текст в доказательствах своих суждений.
Этапы уроков:
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, карточки, карты самооценки, маркеры, стикеры. ХОД УРОКА:
1. Психологический настрой.
Встреча гостей хлебом- солью (преподносится каравай, небольшой рассказ сильного ученика о традиции).
«Хлеб да соль»- символ гостеприимства, радушия, жизни, которую можно сохранить любовью, добрым отношением к людям.
-Все улыбнулись, и нам стало светлее и радостнее от ваших улыбок, и каждый из нас почувствовал себя чуточку добрее.
2. Кроссворд
Вопросы кроссворда:
Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради» (Христарадники)
Как называет автор спасенного коня? (вороной)
Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой (Бережки)
Кто жил в сенях у Панкрата? (сорока)
Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (сто)
Что послужило причиной тому, что в мельнице замерзла вода? (мороз)
Кем являлся Панкрат по профессии? (мельник)
Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (сирота)
Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя»)
Кто по мнению бабушки мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат)
Слово учителя: Перед нами ключевые слова – добро и злоба. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, тема сегодняшнего урока Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб» (слайд 13).
Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться». Как вы понимаете эти слова?
А что такое добро, зло? Как вы понимаете?
Составление кластера.
А теперь давайте сравним наше понятие добра и зла со словарём.
Работа с текстом
а) - О чем эта сказка?
(о добре и зле, о перерождении человека. Главный герой Филька, молчаливый и недоверчивый мальчик, совершил злой поступок, проявил эгоизм.«Ну тебя» - это формула его жизни. Он всегда от всех отмахивался, не хотел ни с кем делиться).- Почему так жестоко поступил Филька с конём?
- Сколько раз Филька произнёс фразу “Да ну тебя”? Всегда ли у неё было одно звучание, одна интонация?
- От чего помер мужик в истории, рассказанной бабкой? (От охлаждения сердца).
- Почему? Каким он был? (Злой, крикливый, заспанный).
- От чего случился в Бережках такой лютый мороз? (Знать завёлся в деревне “дурной” человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз).- Какая мысль была самой главной для писателя в момент создания сказки? (Показать, что добро побеждает зло)
- Роль образа Фильки? Какой жизненной силой зарядился он от сельчан? Каким он стал?
- Чем закончилась сказка? Какую черту характера приобрёл Филька? (добросердечие).
- Что должен был, по словам бабки, исправить “дурной” человек?
Давайте с вами подытожим. Каким Филька был в начале рассказа. Вам даны фотографии главного героя, дополните их характеристиками.
Что же происходит с Филькой? Кого он обидел? Расскажите историю коня.
ВЫВОД: (слайд 6) Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу “замёрзнуть” от жестокости и зла.
- Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?
Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.
– Как вы оцениваете поступок Фильки?
(Филька все сделал не задумываясь, потому что был неласковым, равнодушным к окружающим, недаром прозвали «Ну тебя», у него было холодное сердце).
– Что последовало за его злобным поступком?
(За людскую злобу природа наказала жителей деревни: наслала лютый мороз, грозя неминуемой смертью от холода и голода).
ВЫВОД:
Природа не ищет оправдания совершенному злу, она просто встает на защиту того, кого обидели. И вот стоит деревня, запаянная морозом.
- А было ли еще проявление зла в Бережках? Когда? Где оно было совершено?
- Что произошло с Филькой после рассказа бабушки?
 (Он задумался, заплакал, просил совета).
 Паустовский показывает, если осознать свою вину, можно каким-то образом ее исправить.
- Какие ключевые слова говорят о желании Фильки исправить зло?
(осознал вину, не побоялся признаться Панкрату, попросил совета у мельника, изобрел спасение от стужи, попросил ребят о помощи).
- Изменился ли Филька?
!!! (Да, он стал добрее, ответственнее, научился переживать за всех жителей деревни, жить с ними в мире).
– Совершить зло очень легко, а раскаяться, искупить вину могут лишь немногие.
 
в) Эпизод «Примирение Фильки с раненным конем».
- Когда конь поверил Фильке7-Как произошло примирение?
-Какие ключевые слова вы выделили?
Слайд № 5
Круг добра (физминутка).
(добрые слова друг другу, «спасибо», похлопали).
г) Дискуссионная карта
«Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька – не злой человек»?
ДА/НЕТ
Слайд № 6 (кардиограмма).
(Больше положительных поступков, значит можно согласиться с Панкратом.Искоренение плохого, злого в душе, Филька раскаялся в содеянном.)
Рефлексия
а) Подытоживая всё, ответим на вопросы:
- Почему Филька смог одержать победу над самим собой, над своим эгоизмом?
   (осознал всё, изменился).
Филька в начале рассказа Филька в конце рассказа
Отношение к окружающим
Отношение к лошади
Речевая характеристика
Вывод
- Какие нравственные уроки мы получили? Чему мы должны учиться всегда у его героев?
  Слайд 7 – нравственные уроки.
 (исправлять ошибки, просить прощение, не обижать слабого, помогать людям, делать добро).
б) Работа по карточкам.
Мудрость сказки:
-детское сердце не должно становиться холодным,
-надо всё делать сообща,
-совершать добрые поступки,
-надо быть милосердными, добрыми.
Улыбайтесь почаще, и мир станет добрее.
 
Домашнее задание:
-эссе «Хлеб – всему голова»,
Критерии оценок:
На «5»-
Активно участвовал в работе группы
Предлагал свои идеи
Умею быстро ориентироваться в тексте рассказа
Отвечаю полным ответом на вопросы учителя
На «4»-
Участвовал в работе группы
Участвовал при обсуждении мнения других
Знаю положительные и отрицательные стороны героя
Умею делать выводы
На «3»-
СЛУШАЮ ВНИМАТЕЛЬНО ОДНОКЛАССНИКОВ
ОТВЕЧАЮ УСТНО НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ
ЗНАЮ ТЕКСТ