Разработка учебного занятия по предмету Основы религиозных культур Хранители предания в религиях мира



Методическая разработка учебного занятия
по курсу
«Основы мировых и религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы мировых и религиозных культур»

Разработала: Брусина Ольга Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
г.Заволжье Городецкий район










2015 г

Структура и содержание учебного занятия
Тема: «Хранители предания в религиях мира»
Цель: формирование представления о хранителях предания в религиях мира
Задачи:
*формировать целостный взгляд на мировые религии в их единстве и разнообразии
*развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров в соответствии с задачами
*развивать навыки сравнения религиозных событий и явлений
*формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям
*формировать навыки самостоятельного поиска информации
Оборудование: листы формата А3 для работы в группах, иллюстрированные карточки, нарисованная корзиночка и цветные листочки для рефлексии, три корзины с посланиями из Священной книги Типитака, карточки с кроссвордами для работы в парах, презентация, несколько карточек для индивидуальной работы, контурные карты России для дополнительного домашнего задания по желанию, сменные методические стенды, оформление кабинета согласно учебному занятию по ОРКСЭ
Средства достижения целей: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5» Москва, «Просвещение» 2013, компьютер, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь, доска
Тип учебного занятия: урок введения новых знаний
Основные понятия: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама
Структура учебного занятия (этапы)
1
Организационный момент (учащиеся вместе с учителем настраиваются на урок, желают друг другу удачи в постижении знаний)
Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»)


2
Проверка домашнего задания (в ходе проверки учащиеся вспоминают полученные знания на прошлом уроке)
Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.


3
Проблемная ситуация (чтобы узнать название новой темы урока, нужно ответить на вопросы кроссворда и найти ключевые слова)
Этап предполагает применение учащимися знаний и навыков работы в паре, применение навыков использования ранее полученной информации

4
Формулирование темы урока и постановка цели (получив ключевые слова, учащиеся формулируют тему нового урока и задают вопросы, на которые хотели бы найти ответы)
Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.


5
Новый материал. Рассказ учителя о жрецах (учитель дает ответ на некоторые из поставленных вопросов)
Этап предполагает развитие аудиопамяти, умение формулировать вопросы


6
Работа в группах: 4 группы по 4-5 человек – составляют проект: слайд по своей общине, путем поиска информации в учебнике и работы по принципу создания проектов (дети поделены на группы так, чтобы в каждой были активные и менее активные учащиеся, таким образом работа должна быть более продуктивной)
Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник, тетрадь).


7
Выступление одного человека от каждой группы с представлением проекта общины.
Этап предполагает решение исходной задачи; фиксацию преодоления затруднения; усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи

8
Индивидуальная работа в тетрадях* (на основе полученных данных, учащиеся дополняют таблицу, которую ведут с прошлых занятий)
Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха (можно воспользоваться учебником, спросить помощи у учителя), мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность


9
Рефлексия (учащиеся отвечают на вопросы: что запомнилось и понравилось на уроке больше всего, что не понравилось, о чем хотелось бы узнать; выражение эмоционального отношения посредством цветных «листочков-мыслей»)
Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.


* В случае если на уроке не хватит времени для индивидуальной работы в тетради, данное задание переносится на дом








Технологическая карта
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя и содержание урока
Деятельность учеников
УУД

Организационный момент
1 мин
Приветствие. Психогимнастика « Искорка добра»:
Уже в древности люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались и между ними вспыхивала крошечная тёплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим, друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу, и тепло улыбнемся. Какое у вас настроение?
Протягивают друг другу руки и улыбаются
Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Регулятивные УУД: развитие понимания цели выполняемых действий

Проверка домашнего задания
3мин
(перетекает в создание проблемной ситуации)
Ребята, скажите, что нового мы узнали на прошлом занятии? Вы видите перед собой три корзины, как вы думаете, что это за корзины? Как могут они пригодится нам на данном занятии? Мы с вами говорили, что все учения мировых религий говорят об одном, о любви к ближним, о добрых делах, поступках и стремлении к знаниям. Давайте прочитаем одно из учений (учащийся берет послание и читает классу): «Соблюдай большое терпение во всем, прививай широту уму, выдержку поведению и характеру. Это весьма подходит для любого дела»
Ребята вспоминают полученные знания на прошлом уроке.
«Три корзины мудрости» - это Священная книга Типитака в буддизме, в ней записаны накопленные учения за 600 лет; мы можем прочитать учения

Регулятивные УУД: организация рабочего места
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы)
Познавательные УУД: умение осознано строить речевое высказывание в устной форме

Проблемная ситуация. Работа в паре
7-8 мин
Ребята для того, чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно взять из конверта задание и решить в паре кроссворд. Таким образом, вам отроются ключевые слова. Вы можете воспользоваться вашими словарями при необходимости.
На это я даю вам 7 мин
На столе у ребят конверты разных цветов (на одних – синий, на других – красный, и т.д) Всего 4 цвета, чтобы затем ребята разделились на группы по цветному флажку: какой цвет конверта, группа с таким же флажком. Обговариваются правила работы в паре
Учащиеся решают в паре кроссворд с понятиями прошлых занятий, при этом они могут пользоваться собственно созданными словарями. После выполнения поднимают флажком вместе руки
Регулятивные УУД: определять цель, деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД:
извлекать информацию из словаря и из памяти; строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Личностные УУД:
определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Формулирование темы урока и постановка цели
5 мин



Новый материал
5 мин



Работа в группах
10 мин







Физкультминутка
1 мин
Ребята, какое вам открылось первое ключевое слово?
А что можно хранить? А что вы храните у себя дома? Какое второе слово вам открылось?
Соедините эти слова, попробуйте назвать тему занятия?

стр.22 Учитель рассказывает: «Как только возникли религии, появились и те, кто хранил религиозные традиции, ритуалы, предания. (Что такое ритуалы? Что такое предания?) Часто только они могли совершать священные действия. В древних религиях такие люди обычно назывались жрецами, т.е. служителями.
Для того чтобы найти ответы на ваши вопросы, вам предстоит объединиться в группы и выполнить задания.
На это я даю вам 7-10 мин
Обговариваются правила работы в группе и дается план действий при выполнении задания.
На выступление от группы вам будет дано 1-2 мин, ваш рассказ должен быть четким и последовательным
Работа с использованием учебника (стр.22-23)

Мы с вами активно работаем, нужно дать отдохнуть нашим глазкам. Сядьте ровно, спинка прямо. Посмотрите налево, а теперь направо, вверх, вниз, движения делаем не головой, а глазами. Хорошо. Теперь закройте глаза ладонями, но не нажимайте сильно. Отлично. Теперь глазки отдохнули, продолжаем работать дальше.

Хранители
Учащиеся отвечают на вопросы
Религии

«Хранители религий мира»

Слушают, отвечают на вопросы и задают вопросы сами к новой теме занятия, на которые хотели бы получить ответы.



Учащиеся объединяются в 4 группы по цвету, получают задания и создают проект, в котором рассказано об одной из религиозных общин. Для этого учащимся даны листы формата А3, клей, цветные карандаши, разрезные картинки и изображением основных моментов религиозной общины (у каждой группы свои)
Выбирают того, кто будет представлять проект классу



Познавательные УУД:
извлекать информацию из текста;
строить речевое высказывание в устной форме;
- делать выводы на основе анализа объектов;
- осуществлять синтез, составлять целое из частей;
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Регулятивные УУД
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Личностные результаты
- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей




Познавательные УУД
- извлекать информацию из текста;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- делать выводы на основе анализа объектов;
- осуществлять синтез, составлять целое из частей;
- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- устанавливать причинно-следственные связи;

Выступление одного человека от каждой группы с представлением проекта общины.
4-8 мин
Группе, которая первая закончила выполнение, мы предоставляем право выступить первой.
На выступление вам дается по 1-2 минуты
Затем выходят по очереди участники от других групп и представляют проекты по своим общинам
Выходит один участник группы, проект крепится магнитами на доске и все слушают выступление.
Отвечают на вопросы, если они возникнут










Регулятивные УУД
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Личностные результаты
- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;
- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Индивидуальная работа в тетрадях*
4 мин
Ребята, теперь продолжите работу самостоятельно. Откройте общую таблицу и дополните следующую графу. Как она будет называться? Верно. На дополнение у вас 4 мин

Хранители
На основе полученных данных, учащиеся дополняют таблицу в тетради, которую ведут с прошлых занятий
Познавательные УУД:
-извлекать информацию из текста

Итог урока
Рефлексия
4 мин
Наше занятие подходит к своему логическому завершению. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали?
Посмотрите еще раз на ваши проекты, загляните в учебник, если потребуется.
Продолжите фразу: «До урока я знал», «Теперь я узнал, », «Больше всего мне понравилось», «Я бы хотел узнать больше о»
Хорошо. Теперь посмотрите, у вас на столах лежат цветные листочки. Это наши эмоции. Возьмите тот листок, который соответствует вашему настроению по итогам занятия. Зеленый – у меня все получилось на уроке. Желтый – я старался, но получилось не все. Красный – у меня ничего не получилось. Покажите, пожалуйста, свои листочки. Давайте пополним Корзину мудрости нашими эмоциями и постараемся на следующих занятиях работать также усердно и плодотворно. А у кого что-то не получилось, обязательно прочитает дома еще раз.
Учитель вместе с учащимися пополняет корзину.
Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, вспоминают и пользуются добытой информацией
Берут листочки для рефлексии, продолжают фразы, произнесенные учителем, вкладывают их в тетрадь

Учащиеся показывают листочки согласно своему настроению и затем помещают их в Корзину мудрости.








Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Познавательные УУД
- строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;


Запишите в дневниках домашнее задание: дополнить толковый словарь в тетради новыми понятиями, вписать в таблицу новые данные в графе «Хранители», если не сделано это задание в классе. Дополнительное задание по желанию: на контурной карте России отметить города наибольшей численности каждой из общин, выделить их разным цветом
Я хочу поблагодарить вас за плодотворную активную работу, за добро и хорошее настроение, которым вы поделились со мной, и хочу угостить вас традиционными сладостями общин, в которых вы работали. Вы помните, на прошлых занятиях вы рассказали мне об этом?
Угостимся на перемене!
Всем спасибо!
Учащиеся записывают задание, берут контурные карты по желанию.








Учащиеся вспоминают то, что рассказывали и на перемене угощаются.





Использованная литература и ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» Москва, «Просвещение», 2013










15