Дополнительная образовательная программа эстетической направленности по теме «Город мастеров», 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №117»
Дополнительная
образовательная программа
эстетической направленности
по теме «Город мастеров»
Педагог дополнительного
образования первой к/категории: Сибогатулин Р.Г.
Возрастная категория детей: 5 класс (12)
Срок реализации программы: 1 год
г. Снежинск-2015
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение ПравительстваРФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях кпрограммам дополнительного образования детей».
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения вобщеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждённыепостановлением от 29 декабря 2010 г. № 189. Организация дополнительного образования(режим занятий, комплектование групп) регламентируется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03.
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» \ ПостановлениеЗаконодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Приказ директора МБОУ СОШ № 117 об утверждении Положения о дополнительнойобразовательной программе № 01-08/93 от 01.09.2014.
Технология. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов иметодических материалов./Составители: Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. - М.: Вентана-Граф,2009. - 304 с. - (Современное образование).
Курс «Художественной обработке дерева» строится и реализуется на материале мировой художественной культуры, декоративно-прикладного искусства, графики, черчения и дизайна. Его содержание расширяет и углубляет знания учащихся в таких образовательных областях как технология, изобразительное искусство, история, химия, краеведения (с учётом регионального компонента содержания образования). В узком смысле художественная обработка дерева - это художественное конструирование. Деятельность специалистов, работающих в данной области, в частности, на проектирование комфортной для человека предметной среды с учетом правил и закономерности дизайна.
В содержание данного курса акцент сделан на художественное восприятие, на приобретение новых технологических навыков, развитие творческого потенциала и направлен на изучение: сущности понятия "дизайн"; профессий, связанных с деятельностью в области художественной обработки дерева; принципов композиции; правил выполнения эскиза; этапов проектирования и создания оригинальных изделий с учетом закономерности дизайна; технологий формообразования художественного изделия из древесных материалов.
Актуальность заключается в том, что овладение содержанием данного курса обогатит учеников не только духовно, но и подготовит их к конкуренции на рынке труда и профессий. Период окончания школы характеризуется активизацией процессов личностного жизненного и профессионального самоопределения учащихся, становлением их внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, к миру и различным видам деятельности.
Новизна предлагаемой программы заключается в том, что содержание учебного материала направленно на передачу знаний, умений и навыков учеников по формированию компетенции в области декоративно - прикладного искусства и изучение народных традиций в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни. Для многих художественная обработка материалов является предметом увлечения, однако не исключено, что из простого хобби он может перерасти в будущую профессию.
Фундаментом этого процесса как раз и станут знания, полученные в результате изучения курса. Они предоставят детям возможность ощутить себя участником истории развития человечества, чтобы потом продолжить его.
Цель курса:
Создание условий для формирования целостного представления обучающихся о художественно-графической деятельности в области художественной обработки дерева.
Задачи курса:
Дать школьникам первое представление о специфической художественно-творческойконструкторской деятельности человека.
Формировать практические навыки в художественной обработке дерева в соответствиис законами организации целостной эстетической среды жизни человека.
Сформировать навыки, приемы декорирования интерьера с элементамихудожественной обработке дерева.
Раскрыть для учеников социальную роль декоративно - прикладного народногоискусства; специфику изобразительно-выразительных средств в художественнойобработке дерева.
Способствовать формированию технического мышления и пространственныхпредставлений творческого воображения, художественно-конструкторских способностей.
Подростки 12 лет отличаются любознательностью. Им свойственна пытливость ума, стремление к познанию нового, большая эмоциональность, увлеченность, стремление к самостоятельности, неуравновешенность характера, быстрые и порой очень резкие смены настроения, потребность в дружеском общении, повышенная возбудимость. Учитывать эти обстоятельства - значит умело направлять энергию школьников на приобретение новых знаний и умений.
Предлагаются следующие формы работы: лекция с элементами беседы, устные сообщения с элементами дискуссии, проблемное изложение материала, экскурсия, упражнения, конструирование, защита творческих проектов. Содержание курса реализуется на основе следующих методов обучения:
проблемно-поисковый метод;
метод коллективного осмысления;
творческий;
самостоятельная работа уч-ся с различными источниками информации, включаяИнтернет-ресурсы;
проектный метод.
Формы организации познавательной деятельности учащихся, используемые при изучении данного курса: индивидуальные, групповые, коллективные. Критерием успешности можно считать проявление искреннего интереса у учащихся к предмету изучения данного курса и желание самостоятельно работать по выбранной теме. Для подтверждения своей успешности учащиеся выполняют творческий проект. Учитель может провести диагностику интересов ученика в данной области знаний, направить его усилия на саморазвитие и самоопределение. В изучении предлагаемого курса самостоятельность учащихся в подборе литературы по данным темам, проявление инициативы творческих работах, практическом применении полученных знаний для организации пространства дома и школы.
Слушание данного курса логично завершить защитой проекта или участием в выставках декоративно-прикладного творчества. Это и станет формой отчетности. После окончания курса учащиеся должны знать:
общие сведения о народных ремёслах;
историю зарождения и развития дизайна в области деревообработки;
профессии, связанные с деятельностью в области дизайна;
основы композиции, формообразование;
технологическую последовательность выполнения проектного задания;
расчет экономических затрат на выполнение творческого проекта.Учащиеся должны уметь:
составлять эскизы несложных изделий с учётом формообразующих факторов;
выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную,эстетически значимую форму;
пользоваться инструментами при выпиливании и резьбе изделий из дерева;
работать на токарном станке
Занятия проходят в русле проектной методики. В ходе практических работ формируются умения и навыки проектирования и создания изделий, зашиты творческого проекта.
Курс рассчитан на 34 занятия, на каждое занятие отводится 1час в неделю.
Предлагаемые изделия для выполнения творческих работ: ларец, ваза, элементы интерьера.
№
Тема раздела
Кол-во часов
Краткое содержание раздела
1
Водное занятие
2 часа
Знакомство с содержанием курса. Инструктаж по ТБ, ППБ.
2
Художественное выпиливание лобзиком по фанере. Изделия: ларец на ножках, декоративная ваза.
33 часа
Художественное выпиливание. Материалы и инструменты для выпиливания. Правила выпиливания. Криволинейное пиление. Приемы перевода рисунка на фанеру. Изготовление ларца и декоративной вазы.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
№ занятий
Дата
Тема раздела и занятия
Кол-во часов
Форма учебного занятия
Вводное занятие (2 час)
1
1
Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса.
1 час
Б
2
2
Инструктаж по ТБ, ППБ.
1 час
Б, ФО
Художественное выпиливание лобзиком по фанере (32 часа)
3
1
Художественное выпиливание. Материалы и инструменты для выпиливания.
1 час
Б, ПР
4
2
Правила выпиливания. Криволинейное выпиливание.
1 час
Б, ПР
5
3
Приемы перевода рисунка на фанеру.
1 час
Б, ПР
6-7
4-5
Выпиливание ларца на ножках.
2 часа
Б, ПР
8
6
Перевод рисунка деталей изделия на фанеру.
1 час
Б, ПР
9-10
7-8
Выпиливание боковых деталей ларца.
2 часа
Б, ПР
11-12
9-10
Выпиливание передней стенки изделия.
2 часа
Б, ПР
13-14
11-12
Выпиливание задней стенки изделия
2 часа
Б, ПР
15-16
13-14
Выпиливание крышки.
2 часа
Б, ПР
17
15
Выпиливание накладки ларца.
1 час
Б, ПР
18-19
16-17
Сборка и отделка изделия.
2 часа
Б, ПР
20
18
Виды ваз и их назначение. Работа над эскизом вазы.
1 час
Б, ПР
21
19
Перевод рисунка деталей вазы на фанеру.
1 час
Б, ПР
22-23
20-21
Выпиливание первой детали.
2 часа
Б, ПР
24-25
22-23
Выпиливание второй детали вазы.
2 часа
Б, ПР
26-27
24-25
Выпиливание третьей детали вазы.
2 часа
Б, ПР
28-29
26-27
Выпиливание четвертой детали вазы.
2 часа
Б, ПР
30-31
28-29
Выпиливание основания изделия.
2 часа
Б, ПР
32-33
30-31
Подгонка деталей изделия.
2 часа
Б, ПР
34
32
Сборка вазы и окончательная отделка.
2 часа
Б, ПР
Учебно-методические обеспечение
Основная и дополнительная литература:
Для учителя:
Авторы-составители: Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова,Технология. Содержаниеобразования: сборник нормативно-правовых документов и методическихматериалов.- М: Вентана-Граф, 2009.-304 с- (Современное образование)
Для учащихся:
История Урала с древнейших времён до конца XIX века \ Под ред. Академика Б.В.Личмана.-Издание 2-е. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2002.
Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках.-М.: ГПИ «Искона», СП«Гиндукуш», 1996.-296 с.
Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву:Макетирование и резное дело: Учеб.-метод. пособие.-М.: Гуманит.изд.центрВладос, 2002
Художественные работы по дереву: Практическое руководство/Сост.: В.И.Рыженко, А.А. Теличко, В.И. Юрков.-М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003
Материально-техническое оснащение курса:
оборудование механической и столярной мастерской; словари, энциклопедии, справочники разных типов; иллюстрации, фотографии; раздаточный материал; инструкционные карты.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15