Сценарий урока: М. Исаковский Весна

Областное государственное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Моряковская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»




Разработка урока чтения
на тему:
"М. В. Исаковский «Весна»"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Учитель русского языка чтения
высшей квалификационной категории
Медведева О.А.

2015 г.

Тема: М. В. Исаковский «Весна»
Цель: Продолжить знакомство учащихся с творчеством поэта, познакомить со стихотворением «Весна»;
Задачи:
развивать мышление, зрительное восприятие, творческое воображение детей;
показать красоту природы весной;
воспитывать чувство любви к природе;
формировать навык выразительного чтения.
Активизировать, расширять лексический запас по теме «Весена» развивать фразовую и монологическую речь.
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1.
Слайд 2.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Слайд 3.
Когда я говорю, все слушают внимательно и стараются меня понять.
Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.
Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
2. Проверка домашнего задания.
Слайд4.
Какое стихотворение М. В. Исаковского вы учили дома?
Чтение наизусть стихотворения «Ветер» (Учащиеся читают стихотворение «Ветер»)
Слайд 5.
Вам было на дом дано задание узнать, чем необычно это стихотворение? (состоит из одного предложения).
Назовите глаголы, которые передают действия ветра.
А какого они времени? (Прошедшего времени)
Вспомним загадку о ветре. (Без ног, без ног, а ворота открывает)
В чём сходство стихотворения и загадки? (Ветер, как живое существо)
О ветре говорится как о явлении природы или как о живом человеке? (докажите)
На кого похож своими поступками ветер? (на озорного мальчишку).
Почему вы так считаете? ( он как будто балуется: стучит в окошко и убегает, бегает по крыше, играет). Слайд 6
3. Гимнастика для глаз
- А в какое время года мы можем наблюдать такой озорной ветер? Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится? Слайд 7.
Конечно же – весной.
- Завтра у нас заканчивается календарная зима. Мы так соскучились по солнечным весенним денечкам. И, с удовольствием, поговорим с вами сегодня о весне. Вы согласны со мной?
- По каким признакам вы узнали, что речь идет о весне?
-Перечислите названия весенних месяцев по порядку. (Март, апрель, май.) - Послушайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком из месяцев идет речь, и какие признаки этого месяца вы услышали:
Слайд 8.
1. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Выступление Тетушки Совы.
- Ребята, а вы знаете, что в народе месяц март называют протальник?
-А знаете, почему его так называют? Да потому, что в марте снег становится рыхлым, темнеет, и появляются первые проталины.
-Что такое проталины. (Проталины – это то место, где растаял снег, и появились первые островки земли. (говорят дети)
Слайд 9.
2. Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель) Выступление Тетушки Совы
- Апрель называют снегогон.
- Какое это слово по составу? (Это слово сложное)
- Какие слова в нём спрятались? (В нем спрятались два слова (снег, гнать, апрель гонит снег).
- Так почему апрель называют снегогоном? (В апреле весна «гонит снег». Пригревает солнышко, снег начинает быстро таять, бегут ручьи.)
Выступление Тетушки Совы
Слайд10.
3. Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?...(Май) - Май называют травень. Как вы думаете, почему? (Да потому, что в мае появляется зелёная травка, распускаются листья на деревьях, всё вокруг зелено.)
Выступление тетушки совы.
Слайд11.
Какое очень важное событие люди с нетерпение ждут весной?
- Что происходит весной с водоемами? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постепенно тают.)
-Очень опасно ходить по подтаявшем льду, т. к. он может подломиться.
-Очень опасны шалости на реке во время ледохода.
-А как называется явление в природе, когда разливается вода? (Половодье)
-Что такое половодье? (В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)
(Клип о весне под Весенний вальс Штрауса) Слайд 12. Послушаем сообщение ученицы 7 класса о весне.
-Вот и пришла весна - самое красивое время года! -Тают сосульки, бегут ручьи, повсюду лужи... В марте еще везде лежит снег, а в апреле уже сажают семена, в мае мы радуемся обилию цветов.
-Весна, как настоящая добрая волшебница, преображает землю после долгой зимы, дарит людям тепло и радость.
-Пригрело солнце – заплакали весенними слезами сосульки. Тает снег, журчат весёлые ручейки. Правда, мартовскому солнышку нельзя верить. Ещё и морозцем прихватит, и метель налетит. Да разве весну остановишь?! Уже возвращаются с юга перелётные птицы. На проталинах появляются первые весенние цветы, зелёная травка. Набухают почки на деревьях, проклёвываются первые листочки. День всё длиннее. Весело щебечут птицы, строят гнёзда – радуются весне. Звери готовят свои жилища для будущего потомства. В мае земля становится ещё краше: всё больше цветов, появляются бабочки, жуки, пчёлы. Лес покрывается свежей зелёной листвой. Поют соловьи. Гремят первые грозы. (Читают дети)
Слайд 13-19 Вновь у нас физкультминутка.
-Может быть, кто-то из вас догадался, почему мы сегодня так много говорим о весне? Слайд 20.
4. Сообщение темы урока Слайд 21.
Мы сегодня продолжаем изучать творчество Исаковского, стих-е «Весна». Вспомните какая основная тема творчества Исаковского? Основная тема его творчества – тема Родины, природы. И хотя его нет снами, его поэзия могла бы сказать о себе.
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона.
Отличительная черта поэзии Исаковского ее песенность и музыкальность. Почти каждому стихотворению присуща внутренняя мелодия, соответствующая тем чувствам и думам, которые выражает поэт. Тесно связаны стихи Исаковского и с устным народным творчеством, с народной лирической песней, с частушкой.
Прослушивание аудизаписи стихотворения.
Чтение учителем стихотворения «Весна».
Чтение стихотворения детьми.
Слайд 22. Словарная работа: перестук - звуки, возникающие в процессе постукивания.
Слайд 23. Гребень - верхняя точка, верх. Гребень горы. Гребень волны. Гребень крыши.
Чтение стихотворения по цепочке.
Чтение стихотворения учащимися.
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Настроением жизни, радости, обновления, бодрости)
- Чем создается это настроение? (Повторы – весна, весна; восклицательные предложения)
- Как показывает поэт весеннее пробуждение земли? (Снег растаял, луга зазеленели, воробьи опьянели, яблони в цвету)
- Как встречает это время года все живое в природе? (Радуется, просыпается, бурлит)
- Какими качествами живого существа поэт наделил весну? (Дышит, шумит, кричит – глаголы настоящего времени)
- Почему даже старики в это время года радуются жизни? (Все бурлит, кипит, живет, радует. Человек – это частица природы)
Слайд 24. -Сейчас мы с вами будем писать картину, как художники, потому что художники не рисуют их, а пишут. -Вы уже догадались какое время года мы будем описывать?
- Представьте, что доска - это наш альбомный лист, на котором мы будем изображать весну. (Работа с интерактивной доской). А давайте попробуем оживить эту картину. Слайд 25.
-Что случилось с природой! Всё вокруг вдруг ожило, стало ярким, словно кто-то раскрасил природу. Это потрудилась Художница-Весна.
-Какое настроение создает картина?
-Представьте себе мысленно, что вы слышите? (я слышу смех детей, пение птиц, журчание ручья).
-А что чувствуете?
5. Закрепление.
Слайд 26.
Какое стихотворение мы читали?
Кто автор этого стихотворения?
В какой местности описывается весна?
Чему учит это стихотворение? (Любить природу, жизнь, радоваться, быть внимательными, наблюдательными)
Как мы должны встретить весну? (Позаботиться о птицах, о деревьях, о цветах)
Природа – это красота, а значит, и жизнь. Поэтому ее нужно беречь и заботиться о ней.
Итог урока.
Выставить оценки.
Прокомментировать ответы учащихся.
Домашнее задание: Слайд 27.
Выразительное чтение стихотворения М. В. Исаковского «Весна» стр.195- 196
Рефлексия Слайд 28.
 
А сейчас нарисуем весеннюю картину. У нас есть деревце, но на нём нет листочков. Сейчас мы с вами поможем дереву распустить листочки. И каким будет дерево - зависит от вас. Кому понравился урок сегодня, тот прикрепит зеленые листочки, кому не понравился - прикрепит желтые. 
Слайд 29-30.

Тема: Весна шумит со всех сторон. Литературное чтение. 4 класс15