Контрольно — измерительные материалы по дисциплине ОУД.01Русский язык и литература
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Корочанский сельскохозяйственный техникум»
Контрольно- измерительные материалы
для оценки результатов освоения учебной дисциплины
ОУД. 01 «Русский язык и литература»
для студентов I курса по специальности 36.02.01 «Ветеринария»
Утверждаю:
заместитель директора
по учебной работе
Старовойтова Н.А. ______
Рассмотрено:
на заседании ПЦК
гуманитарных и социально-
экономических
дисциплин протокол № от__
председатель - Куличкова С.Н.
Составитель: Островская Л.В.
Короча 2016
Экзаменационная работа по дисциплине «Русский язык и литература»
(1 семестр)
Часть 1. Проверочный диктант
для групп естественнонаучного профиля
Орлиное гнездо
Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.
С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.
Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него. (163 слова.)
Проверочный диктант
для групп социально-экономического и технического профиля
Дом в саду
Огромный старый клён, возвышавшийся над всею южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее: оделся свежей, густой зеленью.
Выше и виднее стала главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зелёной грядой.
А ниже клёна лежало нечто сплошное, кудрявого, благоуханного, сливочного цвета.
И всё это: огромная пышная вершина клёна, светлая зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба, и все то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены – всё поражало своей густотой, свежестью и новизной.
На чистом зелёном дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее, дом стал как будто меньше и красивее. Он как будто ждал гостей: по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами и низкими книжными шкафами. И везде в комнаты глядели разнообразно зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья. (179 слов.)
Критерии оценки
Оценка «отлично»: безошибочная работа;1 негрубая орфографическая или пунктуационная ошибки.
Оценка «хорошо»: 2 орфографических, 2 пунктуационных ошибки;
1орфографическая, 3 пунктуационных ошибки; 4 пунктуационных ошибки; 3 орфографических, если среди них есть однотипные.Оценка «удовлетворительно»: 3 орфографических, 5 пунктуационных; 7 пунктуационных, 6 орфографических, 6 пунктуационных, если среди них есть однотипные и негрубые.Оценка «неудовлетворительно»: 7 орф., 7 пункт., 6/8, 5/9,8/6.
Часть 2. Тестовые задания по литературе
Вариант №1
1. Определите жанровую принадлежность «Грозы» А.Н.Островского.
1. комедия 3. водевиль
2. трагедия 4. драма
2. Кто является героем пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
1.Дикой 3.Карандышев
2.Кулигин 4. Катерина
3. Произведения какого драматурга Н.А. Добролюбов назвал «пьесами жизни»?
1. Н.В. Гоголя 3.А.П. Чехова
2. А.С. Грибоедова 4. А.Н. Островского
4. Где происходит действие романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»?
1. Москва 3. Тверская губерния
2.Петербург 4. Орловская губерния
5. К какому сословию принадлежит Обломов?
1. разночинец 3. помещик
2. мещанин 4. купец
6. О каком произведении позднего периода творчества Бунин говорил: «Я тридцать восемь раз писал об одном и том же»?
1. « Антоновские яблоки»
2. «Жизнь Арсеньева»
3. «Тёмные аллеи»
4. «Господин из Сан-Франциско
7. О каком своём произведении В. Маяковский сказал: «Четыре крика четырёх частей»?
1) «Мама и убитый немцами вечер»
2) «Дешёвая распродажа»
3) «Нате!»
4) «Вам!»
5) «Облако в штанах»
8. Где родилась М. Цветаева?
1) В Москве 2) В Петербурге 3) В Елабуге
9. Кем является Базаров - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - по происхождению?
1. разночинец 3. крестьянин
2. дворянин 4. мещанин
10. Как назвал Павел Петрович Кирсанов Евгения Базарова (из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)?
1.талант 3. яркая личность
2.нигилист 4. шарлатан
11. Что объединяет повествование «Очарованного странника» Н.С. Лескова в единое художественное целое?
1. странствующий герой 3. общая героиня
2. сквозной сюжет 4. образ повествователя
12. Как звали в детстве Ивана Северьяновича Флягина-героя произведения Н.С. Лескова «Очарованный странник»?
1. Голован 3. Пётр
2. Измаил 4. Монах
13. Какому произведению принадлежит эпиграф: «Первую песенку зардевшись спеть»? (Указать автора и название).
14. Какой сатирический приём используется М.Е. Салтыковым - Щедриным в главе «Органчик» («История одного города»)?
1. ирония 3. эзопов язык
2. юмор 4. гротеск
15. К какому жанру относится «История одного города» М.Е.Салтыкова - Щедрина?
1. повесть 3. сатирический роман
2. исторический роман 4. легенда
16. Какой риторический приём используется А.А.Фетом в следующей строке:
«И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей..»? 1.эпофора 3.анафора
2. риторическое обращение 4. Градация
17. Какой синтаксический приём используется Ф.И.Тютчевым в следующей строке: «О чём ты воешь, ветр ночной?»?
1. риторический вопрос 3. градация
2. повтор 4. антитеза
18. К какому литературному направлению принадлежат произведения А.Н.Островского, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, изученные нами?
1. романтизм 3. сентиментализм
2. реализм 4. классицизм
19. Назовите автора стихотворения: «Шёпот, робкое дыханье..».
20. Назовите героя романа И.А.Гончарова «Обломов2, произнёсшего следующую фразу: «Труд- образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей».
21. Какому произведению посвящена работа М.Антоновича «Асмодей нашего времени»? (Укажите автора и название).
22. Назовите стилистическую фигуру, основанную на контрасте, противопоставлении понятий, образов.
23. Назовите писателя - сатирика, с творчеством которого познакомились в 1-м полугодии.
24. Как называется изображение картин природы в художественном произведении?
25. Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи.
Вариант №2
1. Какой жанр литературы был наиболее близок писателю А.П. Чехову?
1. Роман
2. Повесть
3. Рассказ
4. Ода
2.Где происходит действие романа И.А. Гончарова «Обломов»?
1. Москва 3. Тверская губерния
2.Петербург 4. Орловская губерния
3. Кем является Базаров - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - по происхождению?
1. разночинец 3. крестьянин
2. дворянин 4. мещанин
4. Как звали в детстве Ивана Северьяновича Флягина- героя произведения Н.С. Лескова «Очарованный странник»?
1. Голован 3. Пётр
2. Измаил 4. Монах
5.Какое из утверждений более соответствует задачам искусства по Маяковскому:
1) «Искусство для искусства»;
2) «Искусство и политика несовместимы»;
3) «Надо разбить вдребезги сказку об аполитичности искусства».
6. Кто не относится к поэтам-футуристам?
1) В. Маяковский
2) Д. Бурлюк 3) В. Хлебников
4) В. Каменский
5) К. Бальмонт
7 .Кто одобрительно отозвался о стихах Цветаевой?
1) М. Волошин 2) Н. Гумилёв 3) В. Брюсов 4) М. Шагинян
4. Особенности стиха Цветаевой
8.Высшим предназначением поэта М.Цветаева считала
1) воспевание женской доли и женского счастья
2) отстаивание высшей правды - права поэта на неподкупность его меры, поэтическую честность
3) стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном
9. Основные темы творчества Бунина (исключите лишнее):
1. Любовь
2. Смерть
3. Память о России
4. Революция
10. О каком произведении позднего периода творчества Бунин говорил: «Я тридцать восемь раз писал об одном и том же»?
1. « Антоновские яблоки»
2. «Жизнь Арсеньева»
3. «Тёмные аллеи»
4. «Господин из Сан-Франциско»
11. Из какого рассказа эти строки: «...она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем;
она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения»?
1. «Солнечный удар
2. «Чистый понедельник»
3. «Тёмные аллеи»
4. «Руся»
12. В каком рассказе читаем: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет»?
1. «Солнечный удар»
2. «Господин из Сан-Франциско»
3. «Чистый понедельник»
4. «Тёмные аллеи»
13. Какой из рассказов Бунина первоначально назывался «Смерть на Капри»?
1. «Тёмные аллеи»
2. «Господин из Сан-Франциско»
3. «Солнечный удар»
14. Высоким художественным принципом Бунина является:
1. Ценность единичного, отдельного, отсутствие литературных условностей,
точность и предельная достоверность.
2. Эпическая объёмность материала, насыщенная действиями и героями.
3. Яркая динамичность и насыщенность сюжета.
15 .Причины, побудившие Бунина покинуть Россию, отражены в опубликованном в эмиграции дневнике под заголовком:
1. «Суходол»
2. «Деревня»
3. «Окаянные дни»
16 . Идеал Бунина:
1. Гражданственность
2. Вера в бога
3. Высокая духовная культура
17. С. Есенин родился ва) Москве
б) Петербурге в) селе Константиново
г) Рязани
18. К какому мотиву творчества А. Блока можно отнести приведённый отрывок:
«Но к цели движется поэт,
Стремится, истиной влекомый,
И вдруг провидит новый свет
За далью, прежде незнакомой».
а) тема Родины
б) любовная лирика
в) тема поэта и поэзии
19. . Темы лирики Цветаевой
1) любовь 2) верность высоким идеалам 3) революция
4) Россия 5) вдохновенное творчество 6) прославление человека-труженика
20. Произведения какого драматурга Н.А. Добролюбов назвал «пьесами жизни»?
1. Н.В. Гоголя 3.А.П. Чехова
2. А.С. Грибоедова 4. А.Н. Островского
21. Как называется изображение картин природы в художественном произведении?
22. Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи.
23. Назовите средства художественной выразительности. Которые поэты-символисты используют в стихотворениях.
24. Назовите писателей 20 века, получивших Нобелевскую премию.
25. Творчество каких писателей и поэтов изучают во всем мире.
Вариант №3
1. К какому литературному течению начала 20 века относил себя В. Маяковский:
1) символизму
2) акмеизму
3) футуризму.
2. Какой из рассказов Бунина первоначально назывался «Смерть на Капри»?
1. «Тёмные аллеи»
2. «Господин из Сан-Франциско»
3. «Солнечный удар
3. К какому литературному направлению принадлежат произведения А.Н.Островского, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, изученные нами?
1. романтизм 3. сентиментализм
2. реализм 4. классицизм
4. Какой синтаксический приём используется Ф.И.Тютчевым в следующей строке: «О чём ты воешь, ветр ночной?»?
1. риторический вопрос 3. градация
2. повтор 4. антитеза
5. В чём, по Маяковскому, заключается сила лирики:
1) в заряженности большим чувством, большой идеей;
2) в описательности, в отражении жизненной действительности;
3) в философском содержании, «исследовании души».
6 . Какое из утверждений более соответствует задачам искусства по Маяковскому:
1) «Искусство для искусства»;
2) «Искусство и политика несовместимы»;
3) «Надо разбить вдребезги сказку об аполитичности искусства».
7. Отметьте темы ранней лирики Маяковского.
8. Первые книги Цветаевой
1) «Вечерний альбом» 2) «Волшебный фонарь» 3) «Волшебные звуки»
4) «Юношеские стихи» 5) «Вёрсты»
9. Выберите «ключевое слово», которое соотносится с литературным течением,
близким С. Есенину:
а) символ б) образ в) высшая степень чего-либо, цветущая сила г) будущее
10 . Основная тема творчества С. Есенина:
а) тема материнства
б) тема природы
в) тема Родины
г) тема любви ко всему живому в мире и милосердия
11. Поэма С. Есенина «Анна Снегина» о
а) России
б) о революции
в) о любви
г) о России, о революции, о любви
12. О каком своём произведении В. Маяковский сказал: «Четыре крика четырёх частей»?
1) «Мама и убитый немцами вечер»
2) «Дешёвая распродажа»
3) «Нате!»
4) «Вам!»
5) «Облако в штанах»
13. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом
для создания образа:
а) «Синь то дремлет, то вздыхает».
б) «Как серёжки, зазвенит девичий смех».
в) «...В водах лонных звенящая борозда».
г) «Рассвет рукой прохлады росно»
14. К какому мотиву творчества А. Блока можно отнести приведённый отрывок:
«Но к цели движется поэт,
Стремится, истиной влекомый,
И вдруг провидит новый свет
За далью, прежде незнакомой».
а) тема Родины
б) любовная лирика
в) тема поэта и поэзии
15. Импульсом к созданию сборника «Лебединый стан» послужила
1) любовь к природе
2) приверженность идеалам Белой гвардии
3) любовь к мужу Сергею Эфрону
4) религия и церковь
16. Кому посвящён поэтический цикл А.А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»?
а) Н.Н. Волоховой в) Л.Д. Менделеевой
г) Л.А. Дельмас д) другой женщине
17. В каком стихотворении Маяковский обличает российскую бесхозяйственность?
1) «О фиасках, апогеях и других неведомых вещах»
2) «Земля наша обильна»
3) «О дряни»
4) «Письмо товарищу Кострову...»
18. Как назвал Павел Петрович Кирсанов Евгения Базарова (из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)?
1.талант 3. яркая личность
2.нигилист 4. шарлатан
19 .Что не характерно для стихов Маяковского?
1) авторские неологизмы
2) свежие, необычные рифмы
3) «лесенка»
4) ораторские обороты речи
5) музыкальность
20. Кто не относится к поэтам-футуристам?
1) В. Маяковский
2) Д. Бурлюк 3) В. Хлебников
4) В. Каменский
5) К. Бальмонт
21. Назовите одного из писателей - долгожителей.
22. Перечислите писателей лауреатов Нобелевской премии.
23. Кто из писателей 19-20 в. по образованию был врачом?
24. Назовите стилистическую фигуру, основанную на контрасте, противопоставлении понятий, образов.
25. Назовите писателя - сатирика, с творчеством которого познакомились в 1-м полугодии.
1. Критерии оценивания тестирования по литературе:
Минимальный балл (соответствует тройке) — 13 Максимальный балл – 25.
Количество заданий – 25.Отметка по пятибалльной шкале"2”"3”"4”"5”Общий бал0-12 13-18 14-19,
из них не
менее 4 баллов
по критериям
ГК1 - ГК4 20-25,
из них не
менее 6 баллов
по критериям
ГК1 - ГК4
Дифференцированный зачет по дисциплине «Русский язык и литература»
( 2 семестр)
Часть 1. Тестирование
Структура работы: вопросы группы А направлены на проверку знаний и умений в области фонетики и орфоэпии, орфографических норм, стилистики, лексических норм. В каждом варианте задания А необходимо выбрать один ответ.
Требования к выполнению работы: задания выполняются в том порядке, в котором они даны, указывается номер выбранного ответа и соответствующая цифра обозначения правильного варианта.
Вариант 1
А 1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. дОлбит 2. принятА 3. наделИт 4. прИбылА2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1. Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности. 2. Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность. 3. Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом. 4. Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1. по обоим сторонам 2. более пятисот долларов 3.опытные инженеры 4. розовый какаду
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Дрейфуя уже более месяца в открытом море,
1. среди матросов начались волнения
2. исследователям морского дна улыбнулась удача
3. морякам наконец удалось отправить радиограмму
4. команда не утратила оптимизма.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1. По приезду в Петербург наша съёмочная группа сразу приступила к работе над фильмом о восстании декабристов. 2. На рубеже веков Россия находилась в преддверии великих потрясений, и об ожидании перемен одними из первых заговорили герои Чехова. 3. В статье «О назначении поэта» А. Блок писал, что «нельзя сопротивляться гармонии, внесённой в мир поэтом». 4. В договоре князя Игоря с византийцами упомянут особый посол княгини Ольги, занимающий третье место в списке лиц, участвовавших в переговорах.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1.Существует традиция: альпинисты, которые взошли на вершину, оставляют записку о себе как свидетельство своего достижения. 2. В ней указывают руководителя и участников группы, маршрут, по которому проходил подъем, дату и время. 3. Записку кладут в место, которое защищено от ветра и осадков. 4. На памятнике в честь знаменитого восхождения выбито имя организатора, но при этом был забыт его спутник, который также поднимался на вершину.
А7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1. Г…потеза; предпол…жение; т…ория 2. Наперег…нки; сост…заться; пл…вцы; 3. Разг…дать; приг…диться; уг…дить 4. В…ртуозный; т…лантливый; сп…собный.
А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. Непр…клонный; непр…емлемый; непр…ятный 2. О…вязать; о…бросить; по…тянуть 3. И…подлобья; и…подтишка; и…подволь 4. Об…явленный; обез…яний; об…езженный.
А9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А) Выстро…л;Б) Засушл…вый;В) Круж…во;Г) Нищ…нский.
1. А, Б, Г 2. Б, В, Г 3. В, Г 4. Б, Г
А10. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1. В пушкинские времена щёголи НАДЕВАЛИ несколько жилетов одновременно, причём нижний должен был выглядывать из-под
верхнего. 2. Книга ПРЕДОСТАВЛЯЕТ историю космонавтики как остросюжетную повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами 3. По мнению Толстого, исторический роман должен ОХВАТЫВАТЬ общий ход событий, проникая в глубины их внутреннего смысла. 4. На известном портрете М. Н. Ермоловой особенно
привлекает взгляд ГОРДЕЛИВО посаженная голова актрисы, благородные черты её одухотворённого лица.
А11. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1. Сторонники «чистого искусства», так же как Чернышевский и Добролюбов, считали (не)обходимым следовать правде жизни. 2. Но искали они эту правду совсем (не)там, где их идейные противники. 3. (Не)редко одни и те же произведения удостаивались похвалы и тех, и других, но с разных позиций. 4. (Не)легко было читателю в то время разбираться в противоречивых оценках.
А12. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1. Следует иметь (в)виду, что (в)течение первой половины романа главный герой не является читателю. 2. (В)общем, Чехов озадачил постановщиков «Вишнёвого сада», (от)того что назвал пьесу комедией. 3. И(так), Жуковского ждала почётная отставка (в)виду совершеннолетия воспитанника — будущего императора Александра II. 4. (По)началу дела кинокомпании шли неплохо, но (во)время съёмок последнего фильма продюсер разорился.
А13. В середине апреля снег повсюду растаял и скоро грязь на горячем солнце просохла.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
1. Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом И не нужна. 2. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна. 3. Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом И нужна. 4. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна.
А14. Ночь темна, но видно всю деревню с ее крышами и струйками дыма (1) идущими из труб(2) деревья(3) посеребренные инеем (4) сугробы.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. 1,2,3 2. 1,2,3,4 3. 1,2 4. 1,4
А15. Импровизатор, не привыкший к северному равнодушию (1) казалось(2) страдал… Она отчаивалась в спасении отечества (3) казалось(4) ей, что Россия быстро приближается к своему падению, всякая реляция усугубляла ее безнадежность, полицейские объявления графа Растопчина выводили ее из терпения.
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
1. 1,2,3,4 2. 1,3 3. 1 4. 1,2,3
Вариант 2
А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. клАла 2. взялА 3. Эксперт 4. бралАА2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1. На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях. 2.Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору. 3. В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений. 4. Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1. нет двух простынь 2. лажу по деревьям 3. более простейший 4. восемьюстами тридцатью.
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Составляя план дипломной работы,
1. очень важен совет научного руководителя. 2. необходимы методические рекомендации. 3. ознакомьтесь с научными трудами предшественников. 4.возникло сомнение в правильности выбранной темы.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1. В печати Толстой дебютировал повестью «Детство», построенную как воспоминания взрослого человека. 2. На первом этапе Великих географических открытий Испания и Португалия прежде других стран оказались готовыми к дальним морским путешествиям. 3. Петра неудержимо тянуло в Немецкую слободу, представлявшуюся ему маленькой
Европой. 4. Изучение туманности Андромеды позволяет учёным лучше понять устройство нашей звёздной системы.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1. В 10 лет героический фильм или книга вызывает мечты, в которых ребенок видит себя непобедимым героем. 2. Подросток начинает осознавать ответственность за поступки, которые прежде совершались импульсивно, под влиянием мгновенных чувств.
В отрочестве возникают проблемы, которые связаны с социальным самоопределением. 4. Подростки, которые выросли в очень благополучных семьях, могут не испытывать больших психологических сложностей.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1. Оз…рить; раск…лить; раск…лоть 2. Вопл…тить; отпл…тить; упл…тнить 3.Созд…вать; разж…гать; импр…визировать 4. Соб…рать; тв…рить; согр…вать.
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. Про…грыш; роз…грыш; вы…грыш. 2. Бе…граничный; бе…брежный; бе…крайний. 3. Непр…взойденно; непр…менно; непр…рывно. 4. О…стегать; по…стегнуть; по…скочить.
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А) Доверч…во;Б) Рассматр…вал;В) Излиш…ство;Г) Им…нной.
1. А, Б, В 2. Б, В, Г 3. А, Б 4. Б, В
А17. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1. Все мы знаем замечательного ученого Д.С. Лихачева — человека ВЫСОКОЙ культуры и оригинальной мысли. 2. Он объяснял сложные явления просто и ПОНЯТЛИВО, что очень нравилось его многочисленным ученикам. 3. Дом от цоколя до крыши был украшен ИСКУСНОЙ резьбой.
4. В парке было устроено несколько ИСКУССТВЕННЫХ водоемов причудливой формы.
А18. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1. Смотритель недоверчиво посматривал на меня и на (не)знакомую женщину. 2.Для меня так и осталось загадкой, почему она вышла замуж за этого ничем (не) примечательного человека. 3. В эпоху Шекспира занавеса на сцене не было, (ни)что не отделяло актёров от зрителей. 4. Необходимо было создать обширное хозяйство, которое сделало бы существование общины (не)зависимым от непогоды.
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1. Отношения поэта и монарха (В)ПОСЛЕДСТВИИ резко осложнятся, и ВСЕ(ТАКИ) Пушкин будет предпочитать личную цензуру царя общей цензуре чиновников. 2. Пушкин призывал Николая I к милосердию, (ПРИ)ЭТОМ он не раз обращался к ссыльным друзьям со словами сочувствия, (НА)ПРИМЕР в послании «Во глубине сибирских руд…» 3. В мае 1827 года Пушкин (НА)КОНЕЦ получает разрешение жить в Петербурге и (В)НОВЬ оказывается рядом с друзьями. 4. (В)НАЧАЛЕ многих стихотворений Пушкина слышно уныние и даже отчаяние, и ВСЕ(ЖЕ) обычно его стихи завершаются оптимистично.
А20. Слуги в прежние времена носили блюда на званых обедах по чинам и поэтому сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
1. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и» не нужна. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая нужна. 3.Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и» нужна.4. Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом «и» не нужна.
А21. Солдаты (1) принесшие князя Андрея (2) и снявшие с него попавшийся им золотой образок (3) навешенный на брата княжной Марьей (4) увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. 1,2,3 2. 1,2,3,4 3. 1,3,4 4. 1,2,4
А22. Рассказ А.П. Чехова «Студент» кончается светло, радостно; ничего (1) кажется (2) за этот вечер не изменилось ни в природе, ни в быту, ни в истории, но жизнь (3) кажется (4) теперь студенту «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1,2,3,4 2. 1,2 3. 1,3,4 4. 1,3
Вариант 3
А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. Иконопись 2. сливОвый 3. пОгнутый 4. кинзАА2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1. Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными. 2. Стоунхендж, загадочное сооружение древности, находящееся в Южной Англии, считается астрономами самой СТАРШЕЙ обсерваторией Европы. 3. После стольких дней и ночей, проведённых в БЕСПЛОДНЫХ поисках пропавшей экспедиции, все члены спасательной группы чувствовали смертельную усталость. 4. Если заставить колебаться две одинаково натянутые струны, одна из которых вдвое длиннее другой, возникнет ГАРМОНИЧЕСКОЕ созвучие.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1. триста килограммов 2. без погон 3. ехайте осторожно 4. директора школ
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Фотографируя звёздное небо.
1. необходим штатив. 2. надо учитывать время восхода Луны. 3. объектив должен быть направлен на Полярную звезду. 4. испытывается необыкновенное воодушевление.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1. В «Медном всаднике» сформировался особый образ столицы государства, создавший устойчивую традицию в последующей литературе. 2. Грядущее потепление представляет угрозу для человечества не непосредственно, а благодаря некоторого побочного эффекта. 3. К югу от Эвереста находится одно из самых страшных, по общему убеждению, мест на Земле, — высочайший перевал Южное седло. 4. Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава Мудрого было составление свода письменных законов, получивших название «Русская Правда».
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1. Золото, серебро и драгоценные камни, которые не поддаются агрессивному воздействию морской воды, сохраняются в затонувших кораблях многие сотни лет. 2. Несметные сокровища, которые таятся на морском дне, будоражат воображение людей и кажутся легкой добычей. 3. О них слагают увлекательные истории, которые зачастую основаны на измышлениях подгулявших моряков.
4.Море действительно собрало и надежно хранит несметные подводные клады, которые могли бы обогатить не только отдельных смельчаков-кладоискателей, но и целые государства.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1. Ор…ол; ор…ентир; ор…гинал 2. Зам…рать; усм…рять; изм…рять 3. Скр…пач; п…анист; б…рабанщик 4. Пл…нительный; увл…кательный; оч…ровательный.
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. Бе…шумный; бе…звучный; бе…голосый. 2. Пр…вращение; пр…образование; пр…ображение. 3. По…скать; раз…скать; под…скать. 4. Пре…положить; о…клонить; по…писать.
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А) Расчетл…вый;Б) Рыж…ватый;В) Выздоров…л;Г) Танц…вал.
1. А, Б, Г 2. Б, В, Г 3. В, Г 4. Б, Г
А17. В каком предложении вместо слова ЕДИНСТВЕННЫЙ нужно употребить слово ЕДИНИЧНЫЙ?
1. Долгое время в медицине ЕДИНСТВЕННЫМ материалом для опытов по изучению сильнодействующих ядов были мелкие животные. 2. По мнению многих психологов, ЕДИНСТВЕННЫЙ ребенок в семье чаще всего чувствует себя одиноким и плохо адаптируется в обществе. 3. Вам стоит обратить внимание на работу цеха в целом, а не на ЕДИНСТВЕННЫЕ случаи производственных сбоев. 4. Ромен Роллан, близко знавший Фритьофа Нансена, назвал его ЕДИНСТВЕННЫМ европейским героем своего времени.
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1. В исторических повестях рассказывалось о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами и (не)скончаемых распрях. 2. Первые исторические повести сравнительно (не)велики по объему и встречаются, как правило, в составе летописей. 3. Уже в «Повести временных лет» есть (не)мало довольно пространных исторических повестей. 4. (Не)новый французский роман, а сочинение двухсотлетней давности - вот что вдруг завладело вниманием читателей журнала «Москвитянин».
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1. ЧТО(БЫ) читатель не попал (В)ПРОСАК, он должен знать, чем реальный автор отличается от повествователя. 2. Нередко в героическом эпосе речь идет о реальных исторических событиях, (ПРИ)ЧЕМ факты излагаются в соответствии с религиозными представлениями того времени, когда эпос создавался, (ПО)ЭТОМУ там часто действуют боги. 3. Иногда автор (ПО)РАЗНОМУ определяет жанр своего произведения; так, Тургенев (С)НАЧАЛА назвал «Рудина» повестью, а потом романом. 4. (В)ОБЩЕМ, очень интересно, как автор объясняет, что он имел (В)ВИДУ, называя свое произведение так или иначе.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.В июне 1812 года Грибоедов окончил университет и должен был сдавать экзамены на звание доктора права.
1. Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна. 2.Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и» не нужна. 3. Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом «и» нужна. 4. Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом «и» нужна.
А21. Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь (2) пуститься через пролив (3) на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина (4) его к тому побудившая!
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. 1,2,3,4 2. 1,2,3 3. 1,2,4 4. 1,4
А22. Мы (1) разумеется (2) прежде всего вспоминаем Крылова при слове «басня» (3) однако(4) это был не единственный жанр, в котором он работал.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1. 1,2 2. 1,2,3,4 3. 3 4. 1,2,3
Оценка выполнения работы: за каждый правильный ответ 1 балл.
Сетка оценивания:
оценка «5» - 20 - 22 балла
оценка «4» - 17- 19 баллов
оценка «3» - 12- 16 баллов
оценка «2» - ниже 11 баллов
2 часть. Тестовые задания по литературе
Вариант – 1
1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А) романтизм В) сентиментализм
Б) классицизм Г) реализм
2. Укажите основоположников «натуральной школы».
А) В.Г.Белинский, И.С.Тургенев В) М.Ю.Лермонтов, Ф.И.ТютчевБ) А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь Г) В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь 3. Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?
А) И.С.Тургенев В) Л.Н.ТолстойБ) А.Н.Островский Г)Ф.М.Достоевский 4. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:
А) Анна Петровна В) Катерина Львовна
Б) Марфа Игнатьевна Г)Анастасия Семеновна
5.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:
«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»
А) олицетворение В) эпитет
Б) инверсия Г) аллегория
6. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?
А) Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей В) И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров
Б) А.Н.Островский, «Гроза», Катерина Кабанова Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин7. В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?
А) А.Н.Островский «Лес» В) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Б) И.С.Тургенев «Отцы и дети» Г) И.А.Гончаров «Обломов»
8.Катерина Измайлова – это героиня:
А) очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Б) пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»
В) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Г) романа И.А.Гончарова «Обломов»
9. Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?
А) А.Н.Островский В) М.Е. Салтыков-Щедрин
Б) Ф.М.Достоевский Г)Л.Н.Толстой 10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?
А) Долохов В) Болконский
Б) Денисов Г) Друбецкой
11. Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?
А) князю Андрею В) Наполеону
Б) императору Александру 1 Г) М.И.Кутузову 12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?
А) Порфирия Петровича В) Раскольникова
Б) Зосимова Г) Свидригайлова
13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.
А) Платон Каратаев В) Пьер Безухов
Б) Федор Долохов Г) Анатоль Курагин
14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
А) А.С.Пушкину В) Ф.И.ТютчевуБ) Н.А.Некрасову Г) М.Ю.Лермонтову 15.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?
А) лирика В) эпос
Б) драма Г) лиро-эпика
16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)
А)жертвенность В)лицемерие
Б)легкомыслие Г)свободолюбие
17. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?
А) Л.Н.Толстой В)И.А.ГончаровБ) А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский 18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».
А) В.Г.Белинский В) Н.Г.ЧернышевскийБ) Н.А.Добролюбов Г) Д.И.Писарев 19.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».
А) А.С.Пушкин В) Н.А.НекрасовБ) А.А.Фет Г) М.Ю.Лермонтов 20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)
А) Ягодное В) Марьино
Б) Заманиловка Г) Отрадное
21.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?
А) выслан из Петербурга В)не был наказан, так как дал взятку
Б) разжалован в рядовые Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих
22. Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это
А) строгое научное обоснование разделения людей на разряды
Б) разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования
В) разделение людей на разряды: материал и собственно людей
23. Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был
А) нянькой грудного ребенка В)солдатом
Б) садовником Г)артистом
24.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:
А) «Гроза», «Очарованный странник»
Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»
В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»
Г) «Гроза», «Человек в футляре»
Итоговый тест за курс 10 класс
Вариант – 2
1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.
А) А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин
Б) И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.ТолстойВ) И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.ЧеховГ) Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев 2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?
А) Н.А.Некрасов В) А.А.ФетБ) Ф.И.Тютчев Г) А.К.Толстой 3.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?
А) А.Н.Островский «Гроза» В) Л.Н.Толстой «Живой труп»
Б) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г) Н.С.Лесков «Леди Макбет…»
4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»
А) аллегория В) антитеза
Б) метафора Г) гипербола
5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность
Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество
6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?
А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.ДостоевскийБ)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов 7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?
А)тип «маленького человека» В)самодур
Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой
8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?
А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин
Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов 9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.
А)участник происходящих событий
Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события
В)бесстрастный наблюдатель
Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе
10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
А)Преображенский В)Измайловский
Б)Павлоградский Г)Семеновский
11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?
А) лирика В) эпос
Б) драма Г) лиро-эпика
12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».
А) И.А.Гончаров В)Л.Н.ТолстойБ) А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?
А) Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.ПушкинаБ) Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.ГоголяВ) Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.ЛермонтоваГ) капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого 14.Агафья Пшеницына – это героиня:
А) романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Б) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г
В) романа И.А.Гончарова «Обломов»
Г) романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»
А) А.С.Пушкин В) Ф.И.ТютчевБ) Н.А.Некрасов Г) А.А.Фет 16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?
А) Соня Мармеладова В) Р.РаскольниковБ) Петр Лужин Г) Лебезятников 17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»
А) Н.А.Некрасов В) Ф.И.ТютчевБ) А.С.Пушкин Г) А.А.Фет 18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
А) Савелий В) Матрена Корчагина
Б) Григорий Добросклонов Г) Ермил Гирин 19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.
А) география В) словесность
Б) греческий язык Г)закон Божий
20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это
А) Пьер Безухов В) Андрей Болконский
Б) Платон Каратаев Г) Василий Денисов
21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?
А) забыл закрыть дверь квартиры В) оставил шляпу на месте преступления
Б) забыл взять орудие преступления Г) испачкался в крови
22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:
А) роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации
Б) роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица
В) роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны
23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда
А) он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием
Б) он отказывается от веры и перестает молиться
В) по его вине погибает человек
24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж
А) Гуров В) Коваленко Б) Буркин Г) Беликов
Вариант – 3
1.Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов «Ионыч»).
А) влияние его невесты В) влияние среды
Б) воздействие родителей Г) профессия врача
2.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».
А) романтизм В) классицизм
Б )сентиментализм Г)реализм 3.Укажите произведение А.П.Чехова, которое является лирической комедией.
А) «Человек в футляре» В) «Медведь»
Б) «Чайка» Г) «Дама с собачкой»
4.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Л.Н.ТолстойБ) Ф.М.Достоевский Г) А.П.Чехов 5.Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов».
А) Петербург В) город NN
Б) Москва Г) тульское имение Обломова 6.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?
А) Лебезятников В) Лужин
Б) Соня Г) Свидригайлов
7.Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий»
А) Беликов («Человек в футляре») В) Очумелов («Хамелеон»)
Б) Туркин («Ионыч») Г) Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности») 8.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.
А) И.А.Гончаров В) Ф.М.ДостоевскийБ) Л.Н.Толстой Г) И.С.Тургенев 9.Укажите второе название гоголевского направления в литературе.
А) чистое искусство В) декадентство
Б ) натуральная школа Г) социалистический реализм
10.Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной.
А) пролог В) кульминация
Б) завязка Г) развязка
11.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?
А) «бурный поток» В) «подводное течение»
Б) «поток сознания» Г) «невидимая жизнь
12.Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?
А) тема города В) любовь
Б) одиночество Г) гражданственность
13.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».
А) Ф.М.Достоевскому В ) И.А.БунинуБ) Л.Н.Толстому Г) А.П.Чехову 14.Какой порок обличает А.П.Чехов в рассказе «Ионыч»?
А) душевную пустоту В) раболепие
Б) чинопочитание Г) лицемерие
15.Назовите автора и произведение, в котором не встречается образ странника.
А) Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В) Н.С.Лесков «Очарованный странник»
Б) А.Н.Островский «Гроза» Г) И.А.Гончаров «Обломов»
16.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?
А) «Вишневый сад» В) «Мертвые души»
Б) «Гроза» Г) «Крыжовник»
17. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»
А) Н.Г.Чернышевскому В)В.Г.БелинскомуБ) Н.В.Гоголю Г) М.Ю.Лермонтову 18.Укажите, к какому литературному направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».
А) классицизм В)романтизм
Б) реализм Г) сентиментализм
19.Укажите, каков социальный статус Марфы Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)
А) мещанка В) крестьянка
Б) дворянка Г) купчиха
20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…»
А) гротеск В) аллегория
Б) олицетворение Г) сравнение
21.Сон Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – это
А) история рода Обломовых
Б) реалистическое изображение российской деревни времен крепостничества
В) поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка
22.Утверждение, содержащее фактическую ошибку (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
А) фрейлину А.П.Шерер Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской
Б) геройский поступок князя Андрея определил исход Аустерлицкого сражения
В) Данило Купор – это танец, который танцуют на именинах у Ростовых 23.Для Ивана Флягина
(Н.С.Лесков «Очарованный странник») характерно следующее из названных качеств
А) бездушие В простодушие
Б) равнодушие Г) высокомерие
24.Назовите произведения, в которых есть герои, образы которых восходят к образам былинных богатырей
А) «Очарованный странник», «О любви»
Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»
В) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»
Г) «Гроза», «О любви»
Экзаменационная работа по дисциплине «Русский язык и литература»
Сочинение ( 3 семестр)
Время выполнения работы- 2 часа
Темы сочинений по литературе 20 века
1.Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского.
2. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского. (На примере 2-3 произведений).
3.Тема поэта и толпы в лирике В.В. Маяковского.
4.Тема назначения поэта в обществе в лирике В.В. Маяковского.
5.Тема сочувствия и доброты в лирике В.В. Маяковского.
6.Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина.
7.Анализ рассказа В.М. Шукшина «Чудик».
8. Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
9. Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
10. Сатирические мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
11. Образ Понтия Пилата и проблема совести. (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
12.Образ учительницы в рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница».
13.Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
14. Тема войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
15. Любовь в жизни героев М.А. Шолохова. (По одному из романов писателя).
16. Трагедия гражданской войны. (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»).
17.Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского.
18.Как в творчестве А.Т. Твардовского представлена тема войны?Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
19. Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого.
20.Проблема человека и власти в прозе А.И. Солженицына
21.Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор»).
22.Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей).
Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ:
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
-правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
-правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений
Основные критерии оценки за сочинение
ОценкаСодержание и речьГрамотность«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. Допускаются:
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3» 1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки