Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности Я познаю мир
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО
Заместитель директора по ВР
_______________/ /
_____________ Директор МОУ СОШ №1
годы »
_______________/ /
п. Пангоды_______________/_______/
Протокол № ____
от «___»_____________2016 г. «___ »___________2016 г. __________________/ /
Приказ № ________
от «___» ____ 2016 г.
Программа курса внеурочной деятельности
духовно-нравственной направленности
«Я познаю мир»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Агуреева Марина Николаевна, учитель начальных классов;
п. Пангоды, 2016
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности совместно с учителем.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п Тема раздела, занятия Содержание Формы организации и виды деятельности
Этика общения (8ч) 1 Здравствуйте все! «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Познавательная беседа. Игра
2 Будем беречь друг друга. Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Путешествие в сказку. Инсценирование.
3 Дружим с добрыми словами. Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т. д.
Игра. Познавательная беседа.
4 Любим добрые поступки Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Познавательная беседа.
Разучивание песни.
5 Подари дело и слово доброе Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Путешествие в сказку
6 Умеем общаться Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Рассказ. Беседа. Игра
7 Каждый интересен Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Познавательная беседа. Игра.
8 Подарок коллективу Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …
Урок-сюрприз. Игры
Этикет (7 часов) 9 Премудрости дедушки Этикета Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Беседа. Решение задач
10 За столом с дедушкой Этикетом Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Познавательная беседа. Игра
11 Школьные правила этикета Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Работа с картинками. Сценки-миниатюры
12 Когда рядом много людей Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Познавательная беседа. Игра. Путешествие по посёлку.
13 Как решать семейные проблемы Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Познавательная беседа. Игра
14 Чистый ручеёк вашей речи Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Познавательная беседа. Игра
15 Классный «Огонек» с праздничным столом.
Классный «Огонёк»
Этические нормы отношений с окружающими. (12часов). 16 Душа – это наше творение Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»
Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев.
17 Отворите волшебные двери добра и доверия Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.
Познавательная беседа. Игра
18 Хорошие песни к добру ведут Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.
Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков.
19 Вглядись в себя, сравни с другими Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Познавательная беседа. Игра.
20 Помоги понять себя Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т. д.
Познавательная беседа. Игра.
21 О настоящем и поддельном Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Беседа. Игра.
22 Тепло родного дома Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом»
23 Поздравляем наших мам Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Праздник наших мам.
24 Цветы, цветы – в них Родины душа Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Познавательная беседа. Посещение памятных мест в посёлке.
25 Когда солнце тебе улыбается Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Праздник. Игры .песни.
Этика отношений в коллективе.(7 часов)
26 Чтобы быть коллективом Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Познавательная беседа. Игра
27 Коллектив начинается с меня Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Познавательная беседа. Игра
28 Подарок коллективу Занятие проводится по традиционной методике.
Урок - сюрприз. Игра
29 Секретные советы девочкам и мальчикам Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».
Познавательная беседа. Игра
30 Скажи себе сам Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Сочинение «Скажи сам себе»
31 Вот и стали добрей и умней Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра
32 Школе посвящается Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
Праздник.
Тематическое планирование
№ Дата проведения Тема занятия Кол-во часов В том числе
По плану фактически теория практика
Этика общения (8ч)
1 Здравствуйте все! 1 0,5 0,5
2 Будем беречь друг друга. 1 0,5 0,5
3 Дружим с добрыми словами. 1 0,5 0,5
4 Любим добрые поступки 1 0,5 0,5
5 Подари дело и слово доброе 1 0,5 0,5
6 Умеем общаться 1 0,5 0,5
7 Каждый интересен 1 0,5 0,5
8 Подарок коллективу 1
Этикет (7ч)
9 Премудрости дедушки Этикета 1 0,5 0,5
10 За столом с дедушкой Этикетом 1 0,5 0,5
11 Школьные правила этикета 1 0,5 0,5
12 Когда рядом много людей 1 0,5 0,5
13 Как решать семейные проблемы 1 0,5 0,5
14 Чистый речеёк вашей речи 1 0,5 0,5
15 Классный «Огонек» с праздничным столом.
1 1
Этические нормы отношений с окружающими. (12ч)
16 Душа – это наше творение 1 0,5 0,5
17 Отворите волшебные двери добра и доверия 1 0,5 0,5
18 Хорошие песни к добру ведут 1 0,5 0,5
19-20 Вглядись в себя, сравни с другими 2 0,5 1,5
21 Помоги понять себя 1 0,5 0,5
22 О настоящем и поддельном 1 0,5 0,5
23-24 Тепло родного дома 2 0,5 1,5
25 Поздравляем наших мам 1 1
26 Цветы, цветы – в них Родины душа 1 0,5 0,5
27 Когда солнце тебе улыбается 1 0,5 0,5
Этика отношений в коллективе (7ч)
28 Чтобы быть коллективом 1 0,5 0,5
29 Коллектив начинается с меня 1 0,5 0,5
30 Подарок коллективу 1 1
31 Секретные советы девочкам и мальчикам 1 0,5 0,5
32 Скажи себе сам 1 0,5 0,5
33 Вот и стали добрей и умней 1 0,5 0,5
34 Школе посвящается 1 1
34 13,5 20,5