Программа допобразования. Гиревой спорт 10-14 лет.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66 Г. ТОМСКА

Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю
Протокол № _________/ Зам. Директора по УВР Директор МБОУ ООШ № 66
_________________________ __________________________ ______________ В.Н. Бударин
«_____» ____________ 2015 г. «_____» ____________ 2015 г. «_____» ____________ 2015 г.




Рабочая программа дополнительного образования физической подготовки
«Гиревой спорт»


Для учащихся 9 – 12 лет.

Общее количество часов за год – 170
Количество часов в неделю – 5













Составитель:
Бутузов М.С.
учитель физической культуры




Томск 2015 г.



1. Пояснительная записка
Рабочая программа для спортивной секции по гиревому спорту составлена на основе учебной программы по гиревому спорту, автор Лепёшкин В.А. «Гиревой спорт//Спорт в школе – 2006 г» и примерной программы для организации учебно – тренировочного процесса по гиревому спорту в учреждениях дополнительного образования. Авторы: Солодов И.П., Шванев В.Б. «Издательство Москва Советский спорт 2009 г».
Программа по гиревому спорту рассчитана на один год и предусматривает занятия для учащихся 10-12 лет.
Программа определяет объем занятий по теоретической подготовке, общей физической подготовке, специальной физической подготовке, технической подготовке.

Актуальность программы
Объясняется высокой значимостью развития и культивирования гиревого спорта являющегося для России национальным. Кроме этого, для занятий гиревым спортом требуются небольшие материальные затраты по сравнению с другими видами спорта, не нужны особые условия, сложное дорогостоящее оборудование и спортивная экипировка, что является немаловажным для проведения занятий в школьных секциях.
Гиревой спорт на данный момент является не только видом спорта, но и средством оздоровления организма.
Доступность, зрелищность, непритязательность расширяют круг любителей гиревого спорта и способствуют включению его в программу массовых праздников, проведению соревнований, использованию его в системе физического воспитания в образовательных учреждениях.

Новизна программы заключается:
в систематизации имеющихся на сегодняшний день научно-методических материалов по гиревому спорту;
в распределении учебной нагрузки по этапам обучения с учетом современных нормативно-правовых требований и возрастных особенностей учащихся;
в изложении материала в соответствии с современными социально-культурными и имеющимися материально-техническими условиями в школе;

Цель программы:
Осуществить физическое и духовное совершенствование воспитанников через занятия гиревым спортом и общение с коллективом.

Основные задачи:
Образовательные:
обучение учащихся технике выполнения упражнений гиревого спорта на начальных этапах обучения и дальнейшее ее совершенствование на последующих этапах;
приобретение необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта и силовой подготовки;
обучение учащихся составлению индивидуальных комплексов;
обучение правильному регулированию физической нагрузки.
обучение учащихся основам судейской и инструкторской практики;
Оздоровительные:
развитие силовых, скоростных и специальных физические качества;
повышение работоспособности обучающихся;
укрепление здоровья;
формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями во время досуга.
Воспитательные:
воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
воспитание дисциплинированности;
воспитание морально-волевых качеств;
подготовка к службе в рядах Российской армии;
формирование у учащихся устойчивой мотивации и интереса к занятиям гиревым спортом и здоровому образу жизни.
воспитание у учащихся патриотизма, навыков спортивной этики и дисциплины.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Объём программы: 170 часов, которые распределяются следующим образом:
теоретические занятия – 6 часов;
техническая подготовка – 26 часов;
совершенствование классических упражнений: рывка, толчка, длинного цикла, приемов жонглирования – 73 часов;
развитие специальных физических качеств атлета – 60 часов;
Контрольные испытания по специализации и ОФП – 5часов.
Участие в городских, областных соревнованиях – в соответствии с кплендарными планами, утверждаемыми департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, департаментом образования администрации города Томска.

Возраст обучающихся
В секции «Гиревой спорт» принимаются все желающие мальчики, юноши в возрасте 10 - 12 лет, не имеющие противопоказаний врача для данного вида деятельности. Общее состояние здоровья должно быть подтверждено медицинской справкой. Количество занимающихся в группе - 6 человек.

В процессе обучения используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный;
деятельный;
исследовательский.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы занятий:
комбинированное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);
типовое занятие;
групповые;
индивидуальные;
круговая тренировка;
тестирование;
консультация;
практикум;
учебная игра.
Основной формой организации и проведения учебного процесса является групповой занятие. Занятие по гиревому спорту состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия определяются свои задачи и средства их решения.
Подготовительная часть (20% времени всего занятия) организация занимающихся, изложение задач и содержание занятия, разогрев и подготовка организма к выполнению специальных нагрузок, формирование осанки, развитие координации движений и др. средства. Строевые и порядковые упражнения, разные виды ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости, специальные подготовительные упражнения с предметами и без предметов, имитация техники упражнений гиревого спорта.
Основная часть (70% времени занятия) изучение или совершенствование техники упражнений или отдельных элементов, дальнейшее развитие силовых, скоростно-силовых и других физических качеств гиревика.
Средства. Классические и специально-вспомогательные упражнения гиревика, подбираемые с учётом первостепенности скоростно-силовых упражнений, а в последующем – силовые упражнения, также чередование упражнений, выполняемых в быстром и медленном темпе, упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц. Вес отягощения должен быть вариантным: применяются отягощения малые, средние и максимальные, основная тренировка со средними и большими весами.
Заключительная часть (10% времени занятия): приведение организма занимающихся в состояние относительного покоя, подведение итогов занятия.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
рубежный, который проводится после завершения изучения каждого раздела;
итоговый, проводимый после завершения всей дополнительной образовательной программы.

Контроль осуществляется в следующих формах:

тестирование физических качеств, выполнение контрольных нормативов;
контрольные соревнования.

Критерии оценивания
Уровень «отлично»
занимающийся владеет техникой классических упражнений;
занимающийся знает и применяет на практике теоретические сведения;
занимающийся выполняет контрольные тесты по общей и специальной подготовке;
занимающийся применяет на практике ЗУН.

Уровень «хорошо»
занимающийся владеет техникой классических упражнений;
занимающийся выполняет контрольные тесты по общей и специальной подготовке;

Уровень «удовлетворительно»
занимающийся владеет техникой классических упражнений.

Режим занятий:
Вторник: 15:00 – 16:30
Четверг: 15:00 – 16:30
Пятница: 15:00 – 15:45

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

тестирование физических качеств, выполнение контрольных нормативов – ноябрь, февраль, май;
Проведение школьных соревнований – май учебного года;
участие в городских, районных соревнованиях согласно календарному плану



Ожидаемые результаты и способы проверки их результатов
Овладение всеми знаниями и умениями в соответствии с программным материалом.
Успешную сдачу контрольных нормативов по ОФП.
Высокий уровень физической подготовки учащихся как будущих защитников Отечества.
Высокий уровень морально-волевых качеств и определенную систему ценностных ориентаций.
Готовность дальнейшего совершенствования спортивного мастерства в других учебных заведениях по данному виду спорта.
Способами проверки результатов являются: контрольные испытания, тестирование, контрольные соревнования.



2. Учебно-тематический план

№ темы
Тема
Количество часов

Теоретическая подготовка

1
Развитие физической культуры и спорта в РФ. История зарождения гиревого спорта.
1

2
Краткий обзор развития гиревого спорта в России и за рубежом.
1

3
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм.
1

4
Гигиена, закаливание, режим, питание.
1

5
Самоконтроль. Оказание первой помощи. Основы массажа.
1

6
Физиологические основы тренировки.

1

Практическая подготовка

1
Техническая подготовка

25

2
Совершенствование классических упражнений: рывка, толчка, длинного цикла, приемов жонглирования.
72

3
Развитие специальных физических качеств атлета.
62

4
Выполнение контрольных нормативов по специализации и ОФП, проведение школьных соревнований, подведение итогов
5

5
Участие в городских, областных соревнованиях.
По плану

Всего: 170 часов

3. Содержание программы

1 год обучения

1. Теоретическая подготовка (6 ч)
Тема 1. Развитие физической культуры и спорта в РФ. История зарождения гиревого спорта (1 ч)
Физическая культура и спорт как одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего физического развития человека.
Значение физической культуры для трудовой деятельности и готовности к защите Отечества. Всестороннее развитие физических и умственных способностей человека – основа гармоничного развития личности.
История зарождения гиревого спорта в России.

Тема 2. Краткий обзор развития гиревого спорта в России и за рубежом (1 ч)
Характеристика гиревого спорта. Место и значение гиревого спорта в системе физического воспитания. Возникновение и становление гиревого спорта, его выход на международную арену. Первые чемпионаты Европы и Мира, их влияние на развитие гиревого спорта.

Тема 3. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм (1ч).
Опорно-двигательный аппарат (кости, мышцы, связки), его строение и функции. Основные сведения о кровообращении и газообмене. Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система, ее роль в жизнедеятельности всего организма.

Тема 4. Гигиена, закаливание, режим, питание ( 1ч).
Понятие о гигиене и санитарии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Тема 5. Самоконтроль. Оказание первой помощи. Основы массажа (1 ч). Несчастный случай, обострение заболевания. Алгоритм и способы оказания первой помощи. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Массаж, самомассаж, основные приемы и способы массажа.
Тема 6. Физиологические основы тренировки. (1ч.) Тренированность общая и специальная. Физиологические механизмы двигательных навыков. Формирование индивидуального стиля. Экстраполяция. Двигательный динамический стереотип. Компоненты координационного навыка.



Раздел 2. Практическая часть

Тема 7. Техническая подготовка (25 ч.).
Освоение техники соревновательных упражнений: рывка, толчка, толчка по длинному циклу, а так же их основных технических элементов. Биомеханические основы соревновательных упражнений, особенности взаимосвязи двигательных качеств и параметров техники движений. Индивидуальные особенности техники при выполнении упражнений.

Рывок левой, правой рукой отдельно и поочередно.
Толчок гирь двумя руками.
Толчок двух гирь по длинному циклу.

Тема 8. Совершенствование классических упражнений: рывка, толчка, длинного цикла, приемов жонглирования (72 ч.)
Совершенствование техники классических упражнений, изучение техники вспомогательных движений, фаз классических упражнений. Тренировка замаха и подрыва гири в рывке. Тренировка просова руки и фиксации гири в рывке. Техника подседа в упражнении рывок гири. Техника заброса двух гирь на грудь. Техника подседа в упражнении толчок двух гирь.

Тема 9. Развитие специальных физических качеств атлета (62 ч.)
Для каждого занятия данного раздела подбирается комплекс упражнений , воздействующих на развитие определенных физических качеств занимающихся, для равномерного развития специальных физических качеств, с учетом выявления отстающих показателей специального физического развития атлетов.
Развитие базовой силы:
Жим штанги лежа;
Жим штанги стоя;
Приседания со штангой на плечах;
Становая тяга;
Взятие штанги на бицепс.
Специальные скоростно - силовые упражнения:
Швунг штанги;
Рывок штанги в стойку;
Полуприсед со штангой на плечах;
Многократные выпрыгивания из полуприседа со штангой на плечах.
Круговая тренировка, включающая, в зависимости от задач занятия упражнения из следующих комплексов, чередующихся и выполняемых без отдыха, либо с ограниченным временем отдыха.

Комплекс упражнений со штангой:
Жим штанги стоя.
Жим штанги лежа.
сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
Тяга штанги к груди в наклоне.
Становая тяга.
Приседание со штангой на плечах.
Подъем на носки (штанга на плечах или за спиной в опущенных руках).
Вес штанги небольшой, что бы учащиеся смогли выполнить 8-12 повторов в 3-4 подходах. Предельные и околопредельные веса на уроках не используются.
Комплекс упражнений с гирями:
Подъем гири на грудь с кача (размахивание), одной или двумя руками.
Классический рывок гири.
Классический толчок гири; одной или двух одновременно.
Жим гирь двумя руками стоя одновременно или попеременно.
Жим гирь лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
Разведение гирь в стороны лежа на скамье.
Тяга гири двумя руками к подбородку.
Сгибание рук в локтевых суставах.
Приседание с одной или двумя гирями из положения: гири на груди, гири на плечах,гири за спиной в отпущенных руках.
Поднимание на носки с различным расположением гирь. Вес гирь 12-16-24-кг, подбирается в зависимости от подготовленности учащихся, от выполняемого упражнения.
Упражнения легкоатлетического комплекса
Здесь преимущество отдается развитию скоростно-силовых качеств. Для этого
используются следующие упражнения:
Прыжки на одной ноге (поочередно на правой, левой).
Прыжок в длину с места толчком двух ног.
Тройные, пяти и десятикратные прыжки на одной и двух ногах.
Бег в подъем и под уклон.
Запрыгивание на препятствие разной высоты.
Прыжки в глубину.
Перепрыгивание через скамейки Метание снарядов разног веса и формы (мячи, ядра разного веса, гири от разбитых гантелей с рукоятью и без нее, камни разного веса).
Толкание ядра и тяжелых камней одной и двумя руками (индивидуально и в парах).
Различные варианты метание набивных мячей.
Упражнения гимнастического комплекса
Этот раздел программного материала позволяет подходить к развитию силовых способностей комплексно, всесторонне и разнообразно. Для этого используются:
Подтягивание на перекладине различными хватами.
Отжимание в упоре лежа (различные варианты).
Отжимание в упоре на брусьях.
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях на махе вперед, махе назад.
Подъем переворотом, подъем в упор силой.
Подъем ног к перекладине, до прямого угла на гимнастической стенке.
Подъем туловища из положения лежа на спине.
В полной мере используются средства атлетической гимнастики:
В подготовительной части общеразвивающие упражнения с легкими гантелями.
В основной части урока – комплекс упражнений со штангой, гирями для развития основных групп мышц.


4. Календарно-тематическое планирование секции по гиревому спорту на 2015-2016 учебный год.



ДАТА
Название темы
Тип подготовки
Кол-во часов

 
План
Факт




1


Техника безопасности при занятиях гиревым спортом. Основы техники рывка одной рукой
ТСУ
2

2


Разучивание комплекса упражнений с гирями, фаза подседа в рывке
СКУ
1

3


Круговая тренировка
РСФК
2

4


Освоение фаз рывка гирей одной рукой
СКУ
2

5


Круговая тренировка
РСФК
1

6


Стартовое положение атлета перед рывком
ТСУ
2

7


Круговая тренировка, кроссовая подготовка
РСФК
2

8


Комплекс упражнений со штангой скоростно – силовой направленности
РСФК
1

9


Освоение техники рывка одной рукой
ТСУ
2

10


Тренировка рывка гири одной рукой
ТСУ
2

11


Кроссовая подготовка .

РСФК
1

12


Освоение техники рывка одной рукой
ТСУ
2

13


Развитие физической культуры и спорта в РФ. История зарождения гиревого спорта. Разучивание комплекса упражнений с гирями, освоение фаз рывка.
Теор.
СКУ
2

14


Освоение техники маха гирей одной рукой.
ТСУ
1

15


Круговая тренировка
РСФК
2

16


Краткий обзор развития гиревого спорта в России и за рубежом.Кроссовая подготовка. ОРУ
Теор. СКУ
2

17


Выполнение комплекса упражнений с гирями
РСФК
1

18


Освоение фаз рывка гирей одной рукой
СКУ
2

19


Круговая тренировка
РСФК
2

20


Тренировка просова руки и фиксации гири в рывке
ТСУ
1

21


Кроссовая подготовка
РСФК
2

22


Разучивание комплекса упражнений с гирей, подсед в рывке
СКУ
2

23


Круговая тренировка с упражнениями гимнастического и легкоатлетического комплекса
РСФК
1

24


Тренировка замаха и подрыва гири в рывке.
ТСУ
2

25


Круговая тренировка
РСФК
2

26


Выполнение контрольных нормативов
КИ.
1

27


Разучивание комплекса упражнений с гирей
СКУ
2

28


Круговая тренировка с упражнениями гимнастического и комплекса упражнений с гирями
РСФК
2

29


Тренировка просова руки и фиксации гири в рывке
ТСУ
1

30


Подсед в рывке
СКУ
2

31


Тренировка замаха и подрыва гири в рывке.
ТСУ
2

32


Кроссовая подготовка.
РСФК
1

33


Совершенствование техники рывка гири 1 рукой
СКУ
2

34


Техника жима гири одной рукой стоя от плеча
ТСУ
2

35


Комплекс упражнений с гирей
РСФК
1

36


Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм. Кроссовая подготовка.
Теор. СКУ
2

37


Развитие выносливости в упражнении рывок гири
СКУ
2

38


Техника подседа в упражнении рывок гири
СКУ
1

39


Круговая тренировка
РСФК
2

40


Гигиена, закаливание, режим, питание. Кроссовая подготовка .
Теор. СКУ
2

41


Комплекс упражнений с гирями
РСФК
1

42


Стартовое положение атлета перед выполнением упражнения толчок двух гирь, толчок двух гирь от груди
ТСУ
2

43


Развитие гибкости и растягивания
СКУ
2

44


Комплекс упражнений со штангой
РСФК
1

45


Тренировка фаз толчка 2-х гирь от груди
СКУ
2

46


Техника заброса двух гирь на грудь.
СКУ
2

47


Комплекс упражнений с гирями
РСФК
1

48


Круговая тренировка, толчок двух гирь от груди
СКУ
2

49


Самоконтроль. Оказание первой помощи. Основы массажа. Развитие гибкости и растягивания.
Теор. СКУ
2

50


Круговая тренировка
РСФК
1

51


Подсед в толчке двух гирь
СКУ
2

52


Совершенствование техники рывка гири 1 рукой
СКУ.
2

53


Разучивание комплекса упражнений с гирей, подсед в толчке двух гирь
СКУ
1

54


Комплекс упражнений со штангой
РСФК
2

55


Маховые упражнения
СКУ
2

56


Комплекс упражнений со штангой
РСФК
1

57


Толчок двух гирь
СКУ
2

58


Основы техники гиревого жонглирования.
СКУ
2

59


Круговая тренировка
РСФК
1

60


Толчок двух гирь
СКУ
2

61


Комплекс упражнений с гирями
РСФК
2

62


Выполнение комплекса упражнений с гирей, жим гири от груди
СКУ
1

63


фазы рывка гирей одной рукой
СКУ
2

64


Круговая тренировка
РСФК
2

65


Кроссовая подготовка.

СКУ
1

66


.Комплекс упражнений с гирями
РСФК
2

67


Тренировка рывка гири одной рукой
СКУ
2

68


Тренировка замаха и подрыва гири в рывке.
СКУ
1

69


Комплекс упражнений со штангой
РСФК
2

70


Круговая тренировка
СКУ
2

71


Кроссовая подготовка. ОРУ
СКУ
1

72


Физиологические основы тренировки. Тренировка толчка двух гирь
Теор.
СКУ
2

73


Комплекс упражнений с гирями
РСФК
2

74


Выполнение контрольных нормативов
КИ
1

75


Совершенствование техники рывка гири
СКУ
2

76


Совершенствование техники рывка гири 1 рукой
СКУ
2

77


Круговая тренировка
РСФК
1

78


Совершенствование рывка гири одной рукой
СКУ
2

79


Комплекс упражнений с гирями
РСФК
2

80


Комплекс упражнений со штангой
РСФК
1

81


Тренировка рывка гири одной рукой
ТСУ
2

82


Подсед в рывке
СКУ
2

83


Комплекс упражнений с гирями
РСФК
1

84


Комплекс упражнений с гантелями
РСФК
2

85


Освоение толчка двух гирь
ТСУ
2

86


Тренировка рывка гири одной рукой
СКУ
1

87


Комплекс упражнений с гирями
РСФК
2

88


Комплекс упражнений с гантелями
РСФК
2

89


Стартовое положение атлета перед толчком двух гирь
СКУ
1

90


Комплекс упражнений со штангой
РСФК
2

91


Развитие гибкости и ловкости
СКУ
2

92


Освоение способов дыхания в упражнении толчок гирь
РСФК
1

93


Техника подседа в упражнении толчок двух гирь
СКУ
2

94


Игровая тренировка.
РСФК
2

95


Кроссовая подготовка
СКУ
1

96


Изучение техники гиревого жонглирования.
СКУ
2

97


Комплекс упражнений с гирей
РСФК
2

98


Развитие скоростной выносливости в упражнении рывок
СКУ
1

99


Совершенствование техники рывка гири 1 рукой
РСФК
2

100


Силовая подготовка.
РСФК
2

101


Выполнение контрольных нормативов
КИ
1

102


Проведение школьных соревнований. Подведение итогов учебного года.

2

Используемые сокращения:
Теор. – Теоретическая подготовка.
ТСУ – Техника соревновательных упражнений.
РСФК - Развитие специальных физических качеств атлета.
СКУ - Совершенствование классических упражнений.
Примечание: в связи со спецификой организации тренировочного процесса в гиревом спорте целесообразно чередование уроков всех тематических блоков на протяжении всего периода реализации программы

5. Материально-техническое обеспечение.

1. Спортивное оборудование:
штанги большие
штанги маленькие
диски для штаги разного веса
гири 16,24,32 кг
гантели разного веса
обручи гимнастические
скакалки гимнастические
мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные
секундомер
рулетка.


5. Учебно -методическое обеспечение

ЛИТЕРАТУРА

А) Литература для педагога

Виноградов, Г.П. Гиревой спорт как средство атлетической подготовки подростков и юношей: методические рекомендации / Г.П. Виноградов – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - 24 с.
Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А.И. Воротынцев. – М.: Советский спорт, 2002. – 272 с.: ил.
Гиревой спорт в России, пути развития и современные технологии в подготовке спортсменов высокого класса: Всероссийская научно-практическая конференция / сост. И.В. Морозов. – Ростов н/Д: Рост. гос. строительный ун-т, 2003. – 108 с., ил.
Добровольский, С.С. Техника гиревого двоеборья и методика ее совершенствования: Учебное пособие / С.С. Добровольский, В.Ф. Тихонов. – Хабаровск: ДВГАФК, 2004. – 108 с.: ил.
Зайцев, Ю.М. Занимайтесь гиревым спортом / Ю.М. Зайцев, Ю.И. Иванов, В.К. Петров. – М.: Советский спорт, 1991. – 48 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
Методики повышения спортивного мастерства в гиревом спорте /сост. И.В. Морозов//Ежегодник, вып. №2. – Ростов-н/Д: Ростовский филиал РСБИ, 2008. – 112 с.: ил.
Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации [Текст]: Методические рекомендации / под редакцией И.И. Столова; составители: А.В. Егорова, Д.Г. Круглов, О.Е. Левочкина, И.И. Столов, С.В. Усков, Д.И. Черноног. – М: Советский спорт, 2008. – 136 с.

б) Литература для обучающихся

Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки: Учебник для высших учебных заведений / Г.П. Виноградов – М.: Советский спорт, 2009. - 328 с.
Дворкин, Л.С. Силовые единоборства: атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / Л.С. Дворкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 384 с.
Гиревой спорт: Правила соревнований. – Рыбинск: Президиум ВФГС, 2007. – 12 с.
Поляков, В.А. Гиревой спорт: Метод. пособие / В.А. Поляков, В.И. Воропаев. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 80 с.
Ромашин, Ю.А. Гиревой спорт: Учебно-методическое пособие / Ю.А. Ромашин, Р.А. Хайруллин, А.П. Горшенин. – Казань: Комитет по ФКС и Т, 1998. – 67 с.