Программа допобразования Творческая мастерская
МБОУ «Северская гимназия»
Программа дополнительного образования
«Творческая мастерская»
Автор: Баранова Т.В., учитель технологии
Пояснительная записка
Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Издревле люди украшали свою одежду, жилище, предметы быта и интерьер, выражая свои индивидуальные художественные способности, делая, таким образом, свою жизнь более яркой, самобытной, эмоционально насыщенной. Рукоделие – это нестареющий вид прикладного искусства, оно имеет многовековую историю и сегодня остаётся по-прежнему популярным.
Программа кружка «Творческая мастерская» имеет художественно-эстетическую направленность, составлена с учётом современных требований и интересов обучающихся.
Содержание данной программы направлено на развитие творческих способностей и совершенствование художественного вкуса каждого ребёнка, обеспечивает эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников через активное вовлечение в творческую деятельность.
Актуальность программы. На уроках технологии учащиеся получают основные, ознакомительные знания в области обработки материалов. Программа курса «Творческая мастерская» представляет собой расширенный, углубленный вариант учебного предмета «Технология», носит образовательный, развивающий характер; не только обучает ремеслу, но и создаёт условия для реализации творческих способностей учащихся. Программа направлена на формирование у детей художественно-творческой активности, способствует овладению образным языком декоративно-прикладного искусства.
В процессе обучения учащиеся продолжат знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества, познакомятся с историей развития текстильного дизайна, узнают о возможности текстиля в оформлении интерьера помещений, в создании оригинальных подарков, сувениров,
Цель курса: создание оптимальных условий для развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся через приобщение к декоративно – прикладному искусству.
Основные задачи.
Обучающие:
- систематизировать, углублять и расширять знания о различных видах декоративно-прикладного творчества;
- способствовать совершенствованию практических умений и навыков учащихся в области художественной обработки материалов;
- способствовать овладению специальными умениями, необходимыми для проектирования изделия;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Развивающие:
- создание условий для развития стойкого интереса учащихся к декоративно-прикладному творчеству;
- способствовать формированию художественно-творческой активности, эстетического вкуса, стремления к самостоятельному творчеству;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
Воспитательные:
- воспитание стремления к совершенствованию знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства;
- создание условий для приобщения к народному творчеству, воспитание уважения национальных традиций;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
- воспитание потребности в разумной организации свободного времени через занятия прикладным творчеством.
Принципы, лежащие в основе программы:
Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей обучающегося).
Научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“От простого - к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Новизна программы: знакомство с современным направлением декоративного творчества – текстильным дизайном. В ходе изучения основ текстильного дизайна учащиеся выполнят творческий проект: разработают, изготовят и оформят изделие. Проектная деятельность создаёт благоприятные возможности для самопознания, способствует развитию способностей, а также на практике знакомит девушек с миром профессий, связанных с изготовлением швейных изделий (дизайнер по текстилю, конструктор, технолог, швея).
Данный курс предполагает использование знаний, полученных при изучении таких предметов, как технология, рисование, черчение, математика, история, способствуя тем самым реализации межпредметных связей.
Объём знаний и умений, полученных при изучении курса, позволит учащимся организовать досуг, декорировать свой дом, изготавливать изделия из различных материалов, творчески решать поставленные задачи, самостоятельно находить решения и реализовывать их на практике.
Программа предусмотрена для обучения детей среднего школьного возраста (10-14лет). Тематическое планирование составлено на год; занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 2 часа.
Планируемый результат: умение работать с различными материалами: текстилем, бумагой, природными материалами; умение изготавливать различные элементы дизайна интерьера самостоятельно.
Основные направления содержания деятельности.
Программа кружка «Творческая мастерская» состоит из нескольких разделов:
Работа с природными материалами.
Художественные ремёсла: вязание спицами, крючком, вышивка.
Художественная обработка материалов (изготовление швейных изделий).
Элементы текстильного дизайна (изготовление сувениров, кукол, изделий для оформления интерьера).
Кулинария.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов, имели эстетическую значимость, давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов, были посильны обучающимся 5-8 классов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение творческих работ предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. Учащиеся знакомятся не только с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, но и с современными направлениями текстильного творчества.
При выполнении творческих проектных работ школьники, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным и эстетическим, так и экономическим и экологическим требованиям (рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов). Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения и изготовлять своими руками красивые и нужные предметы, что повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда.
Занятия кулинарии проводятся 1 раз в месяц. Обучающиеся изучают технологию приготовления блюд, праздничную сервировку стола, разрабатывают сценарии праздников (день рождения, Новый год и т.д.).
Условия реализации программы
Занятия кружка проводятся в кабинетах швейного дела и кулинарии. Теоретическая часть занятий организуется в форме беседы с использованием иллюстраций, компьютерных презентаций, образцов готовых изделий. Практическая работа проводится в специально оснащённых классах-мастерских, в которых имеется необходимое оборудование.
Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.
Формы контроля
В начале каждого практического занятия обсуждается объём работы, который нужно выполнить на данном этапе. В ходе работы учитель наблюдает, направляет, корректирует деятельность учащегося.
Важным итоговым этапом занятий является просмотр и организация выставки готовых изделий, которые оформляются в швейном кабинете или в школьном музее. Лучшие работы рекомендуются для участия в выставках различных уровней.
Календарно-тематическое планирование
I четверть. 16 ч.
№
Дата
Тема
Теория
Практика
1
Декоративно-прикладное творчество. Виды. Материалы. Техники.
2
2
Плетение. Изготовление простого гобелена.
Плетение на ветке.
0,5
1,5
3
Работа с бумагой.
Открытки ручного изготовления.
0,5
1,5
4
Кулинария. Приготовление блюд из овощей. Сервировка осеннего стола.
0,5
1,5
5
Мир народной куклы.
Изготовление куклы-закрутки.
0,5
1,5
6
Технология изготовления швейных изделий.
Ручные стежки, строчки.
0,5
1,5
7
Простейшие вышивальные швы.
0,5
1,5
8
Изготовление игольницы.
0,5
1,5
Итого:
5,5
10,5
II четверть. 14 ч.
№
Дата
Тема
Теория
Практика
1
Вязание крючком (12 ч.)
Вводный инструктаж по ОТ при ручных работах, при вязании крючком.
Способы вязания основных элементов: воздушная петля, столбик без накида.
0,5
1,5
2
Столбик с накидом.
Столбик с двумя накидами.
2
3
Вязание в круг, овальных образцов.
Прибавление, убавление петель.
2
4
Ажурное вязание.
Вязание снежинки.
0,5
1,5
5
Вязание пышных столбиков.
Вязание резинки.
0,5
1,5
6
Вязание новогоднего сувенира, изготовление открытки.
2
7
Кулинария. Новогодняя выпечка.
Сервировка новогоднего стола.
0,5
1,5
Итого
2
12
III четверть. 20 ч.
№
Дата
Тема
Теория
Практика
1
Вводный инструктаж по ОТ.
Машиноведение.
Приёмы работы на швейной машине.
Машинные швы.
0,5
1,5
2
Технология изготовления швейных изделий.
Изготовление текстильного сувенира (сердечко).
0,5
1,5
3
Декоративная вышивка.
2
4
Изготовление прихватки.
0,5
1,5
5
Раскрой изделия.
Обработка деталей кроя.
0,5
1,5
6
Приёмы выполнения стёжки.
0,5
1,5
7
Технология выполнения окантовки.
0,5
1,5
8
Технология выполнения машинной аппликации.
0,5
1,5
9
Сборка изделия.
Окончательная отделка изделия.
Оформление выставки.
2
10
Кулинария.
Праздник «Масленица». Приготовление блинов. Изготовление куклы «Домашняя Масленица».
2
Итого
3,5
16,5
I V четверть. 14 ч.
№
Дата
Тема
Теория
Практика
1
Инструктаж по ОТ.
Текстильный сувенир.
Выбор модели. Выбор материалов.
2
2
Изготовление пасхального сувенира «Вышитое яйцо».
2
3
Изготовление пасхального сувенира «Вышитое яйцо».
2
4
Кулинария.
Пасхальный стол. Блюда из яиц.
0,5
1,5
5
Изготовление текстильных аксессуаров (цветок из ткани, браслет, др.).
0,5
1,5
6
Изготовление текстильных аксессуаров.
2
7
Изготовление текстильных аксессуаров.
2
Итого
3
11
Литература
1. Технология: Учебник для учащихся 5 классов (вариант для девочек) /
Под ред. В.Д.Симоненко. - М.,2000.
2. Технология: Учебник для учащихся 6 классов (вариант для девочек) /
Под ред. В.Д.Симоненко. - М.,2000.
3. Технология: Учебник для учащихся 7 классов (вариант для девочек) /
Под ред. В.Д.Симоненко. - М.,2000.
4. Банакина Л.В. Обрезки ткани – в дело// Школа и производство. -2000.-№1.- С.50
5. Кит Никол. Искусство вышивки: секреты мастерства, Изд. Группа «Контэнт»,2004.
6. Полная энциклопедия женских рукоделий.- М., 1992.
15