Футуризм как модернистское течение. Серебряный век. 11 класс
Футуризм Автор: Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературыМБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика
Ф Футуризм – авангардистское течение в европейском (особенно итальянском) искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Ф Футуризм стал одним из значительных направлений в модернизме, интернациональным по своему характеру. Он впервые заявил о себе в Париже в 1909 г. В газете «Фигаро» был опубликован «Манифест футуризма» поэта Ф.Маринетти. Однако наиболее широкое распространение футуризм получил в Италии.
Итальянский футуризмИтальянские поэты и живописцы утверждали ритмику современной жизни, поэзию скорости, опасный прыжок и даже «удар кулаком по физиономии». Они славили технику, облик новейшего города, разрушительное начало войны и анархию. Выставки футуристов со скандальным успехом прошли по всей Европе.
«Садок судей» Одновременно футуризм возникает как течение в России. Датой его рождения стал 1910 г. когда появился сборник «Садок судей», созданный Д.Бурлюком, В.Хлебниковым и В.Каменским. Ставка привыборе названия делалась на очевидную смысловую невнятность. А также на эффектное звуковое сходство слов.
«на мещанских кожах обывательских квартир» Садок – клетка или водоем для разведения зверей и рыб в неволе. Хлебников хотел сказать, что пока поэты будущего загнаны в эту книгу, как в клетку. Но их стихи, распространившись повсеместно, еще позволят будетлянам стать судьями и законодателями нового поэтического вкуса. Книга была напечатана на обратной стороне обоев мизерным тиражом, и широкая публика ее не заметила.
«Будетляне» Итальянский футуризм способствовал появлению русского. Однако русские футуристы не без оснований утверждали, что пришли к культу поэтического слова самостоятельно. А Велимир Хлебников, чтобы подчеркнуть независимость отечественного футуризма от итальянского, даже придумал слово «будетляне».
«сверхискусство» По размаху притязаний и резкости выражений футуризм не знал себе равных. Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в каачестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. При этом они стремились рационально обосновать творчество с опорой на фундаментальные науки: физику, математику, филологию.
«сверхискусство» Мироздание воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической площадки. Грядущая революция была желанна, потому что понималась как массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир.
«сверхискусство» Футуризм выходил за рамки собственно литературы, был тесно связан с авангардными группировками художников 1910-х: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Большинство футуристов совмещали занятия литературой и живописью.
эгофутуристы При своем рождении российское футуристическое движение было лишено объединяющего центра и выступало в четырех разнородных и непримиримых группах:1) Петербургские эгофутуристы, объединившиеся вокруг издательства «Петербургский глашатай», в ряде творческих установок близкие акмеистам (И.Северянин, К.Олимпов, В.Гнедов)
Ф 2) Московские эгофутуристы, называвшие себя «Мезонин поэзии»- по имени издательства (В.Шершеневич, К.Большаков, Р.Ивнев, Б.Лаврнев и др.)3) Московская группа «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров, И.Аксенов)
«Гилея» 4) Кубофутуристы наиболее влиятельная, активная, плодотворная, близкая к собственно футуризму группа «Гилея», названная по древнему имени земли в Таврической губернии, где любили бывать вошедшие сюда поэты (А.Крученых, братья Д.и Н.Бурлюки, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, Б.Лившиц, Е.Гуро)
Ф Кубофутуристы выпустили с 1910 по 1916 год ряд поэтических сборников (два выпуска «Садка судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Требник троих», «Рыкающий Парнас», «Весеннее контрагентство муз», «Слово как таковое» и др.), в которых их теоретические принципы нашли свое практическое выражение.
Ф Футуристы продемонстрировали, что слово как звук и слово как начертание влияют на наше восприятие, воздействуют на глаз, ухо, логику, воображение. Футуристы продемонстрировали необходимость тщательного подбора слов, их всестороннего взвешивания, продуманного сочетания.
Принципы кубофутуристов: Обращенность к грядущему, обостренное ощущение предстоящего «мирового переворота»;Отвержение традиционной культуры, литературной преемственности (призыв сбросить классиков «с Парохода Современности»Прославление нового человечества
Принципы кубофутуристов: 4) Интерес к жизни современного города5) Внимание еще не освоенной реальности, отражение безобразного, антиэстетизм6) Ориентация на живопись и графику ( многие футуристы увлекались живописью)7) Бунтарский вызов буржуазному миру и эпатаж обывателя в творчестве и поведении
Принципы кубофутуристов: 8) Смешение различных жанров литературы и других искусств, соединение теста с документальным материалом во имя «изобретения» новых форм9) Создание заумного языка10) Освоение новых принципов стихосложения11) Введение «телеграфного» синтаксиса, новой графики и звукописи
Воинственные провинциалы Родина «отца русского футуризма» Давида Бурлюка – хутор Семиротовщина в Харьковской губернии, Велимир Хлебников увдел свет в стане монгольских кочевников, Владимир Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии, Алексей Крученых – в поселке Оливское Вавиловской области, Василий Каменский – близ удмуртского городка Сарапул, на пароходе.
Воинственные провинциалы В.Каменский портрет работы Д.БурлюкаЛ.Шертель. Портрет МаяковскогоН. Кульбин. Портрет В.ХлебниковаМ.Ларионов. Портрет А.Крученых
Воинственные провинциалы в подавляющем большинстве будетляне – выходцы из самых захолустных российских углов. Они вынуждены были преодолевать чудовищное сопротивление косной провинциальной среды. Но и к московским и петербургским художникам слова футуристы относились с предубежденностью, с какой провинциалы судят о «столичных штучках».
Воинственные провинциалы Так выковывались бойцовские качества русского футуризма, зарждалось представление о необходимости брать литературные высоты нахрапом – с шумом, боем и гиканьем. Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные публичные выступления футуристов.
Бытовые хулиганы или литературные революционеры? Сначала была сделана «Пощечина общественному вкусу» (1912). «Только мы – лицо нашего времениБросить Пушкина, Достоевского, толстого и проч. с парохода современностиКто обратит последнюю любовь к парфюмерному блуду Бальмонта?Вымойте ваши руки. Прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими многочисленными Леонидами Андреевымивсем эти Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Буниным и проч – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..»
Ф Футуризм резко противопоставляет себя традиции как таковой. Для футуристов нет разницы между старыми классиками Пушкиным и достоевским, новым реалистом Буниным, символистами Блоком и Брюсовым. Они скопом бросают с парахода современности всю предшествующую литературу.
«Пощечина общественному вкусу» Авторы манифеста приказывали чтить права поэтов:На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами.На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славыСтоять на глыбе слова «мы» среди свиста и негодования
Ф Однако Маяковский, автор самых оскорбительных формулировок, в стихах вовсю пользовался образами, взятыми у ругательски ругаемых им символистов: Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир.А я вам открыл столько тихов шкатулок,Я – бесценных слов мот и транжир.Явна перекличка с «Кипарисовым ларцом» Анненского.
Пафос разрыва Символизм и акмеизм, отрицая одни традиции, опирались на другие; эти модернистские направления жили идеей преемственности. Футуризм – уже не просто модернизм, но еще и авангард, главным для него является пафос разрыва с прошлым и бросок в неизвестное будущее.
Ф Футуристы не столько создают аргументированный текст, сколько выдвигают, выкрикивают лозунги, рассчитанные на непосредственное воздействие (чаще всего отторжение и полемику).
Ф Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только обновили значение многих слов, но и активно занимались словотворчеством, использовали в поэзии новые композиционные и даже графические эффекты.
Ф Стихотворение превращалось в типографскую картинку. Василий Каменский в своих «железобетонных поэмах» расчерчивал страницу на неправильные многоугольники и заполнял их словами или обрывками слов.
«Визуальная поэзия» Визуальному воздействию текста придавалось большое значение:
«Визуальная поэзия» проводились эксперименты с фигурным расположением слов, использованием разноцветных и разномасштабных шрифтов, расположение слов «лесенкой» и т.п.
Ф Одним из самых известных изданий футуристов стала книга В.Каменского «Танго с коровами». Она пятиугольной формы и напечатана на дешевых обоях в знак протеста против роскошных буржуазных изданий.
«Полет Васи Каменского на аэроплане…» .
«заумный язык» Была попытка создать особый. «заумный» язык. Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, а будетляне-речетворцы разрубленными словами и их причудливыми сочетаниями. Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению речетворцев, обладает определенным смыслом.
«заумный язык» Бобэоби пелись губы,Вээоми пелись взоры,Пиээо пелись брови,Лиэээй — пелся облик,Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.Так на холсте каких-то соответствийВне протяжения жило Лицо... В.Хлебников
«заумный язык» Дыр бул щылубешщурскумвы со бур л эзА.Крученых
Ф Футуристы не церемонились со словом. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов: «могатырь», «лгавда», «будрецы», «творяне» (Хлебников); «огрезить», «грезэрка», «стоэкранно», (Северянин).В.ХлебниковИ .Северянин
«вселенский эгоизм» Покуда кубофутуристы веселили и бесили Москву, в Петербурге «гремел» Игорь Северянин – поэт, по словам академика М.Гаспарова, «с замечательным слухом и замечательным отсутствием вкуса». Объединившиеся вокруг него стихотворцы именовали себя эгофутуристами. В своих декларациях они воспевали «вселенский эгоизм»:Я, гений Игорь-Северянин,Своей победой упоен:Я повсесердно оэкранен!Я повсесердно утвержден!
«Король» поэтов Слава Северянина была, действительно, «повсеградной». О его книгах «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском».и других говорили повсюду. Его «поэзоконцерты» неизменно привлекали публику с неизменным успехом. В 1918 г. в Москве, на поэтическом вечере в Политехническом музее, Северянин был признан королем поэтов, второе место было отдано Маяковскому, третье досталось Бальмонту.
Рескрипт короля Отныне плащ мой фиолетов,Берета бархат в серебре:Я избран королем поэтовНа зависть нудной мошкаре.Я так велик и так уверенВ себе, настолько убежден,Что всех прошу и каждой вереОтдам почтительный поклон.В душе -- порывистых приветовНеисчислимое число.Я избран королем поэтов.--Да будет подданным светло!.
Ф Как и у других футуристов, у Северянина встречается немало неологизмов, но они «осмыслены», изыскано доступны, и ими поэт никогда не злоупотребляет. Северянина тоже раздражала пошлость окружающего мира, однако он не стремился, в отличие от кубофутуристов, порвать с культурой прошлого.
Ф В отличие от декадентской мрачности, Северянин изображает свое «эго» в светлых, радостных, восторженных тонах, одновременно внося в стихи самоиронию, которую восторженные поклонники не замечали. Его слава поэта была связана с новаторскими поисками, а с удачным использованием старых схем и стереотипов. Подлинными авангардистами оказались лишь кубофутуристы.
Эстетическое бунтарство Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закреплялись разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и созидательным художественным целям:
Ф он раздвинул границы поэзии. Поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили дальнейшее развитие в искусстве.
Ф Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве. Главный вывод экспериментов футуристов: осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве не всегда недостаток, а порой даже необходимое условие полноценного восприятия.
Ф Мировая война и революции надолго отвлекли общественное мнение от футуристов. Тем не менее уже в первые послереволюционные годы Д.Бурлюк и В.Каменский организовали в Москве литературное кафе, где постоянно выступали футуристы. Маяковский публично заявлял о самых недвусмысленных претензиях будетлян возглавить литературную жизнь Республики Советов.
Ф Честолюбивым планам футуристов не суждено было осуществиться. Большевики не собирались делиться властью – даже в искусстве – с кем бы то ни было. К середине 30-х с футуризмом, пытавшимся перекраситься в «левый фронт искусств», как и с другими литературными группировками , было покончено.
Деятели русской культуры о футуризме Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой... каким богам не поклонялись? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».И. Бунин
Деятели русской культуры о футуризме Если Италия — страна вековой культуры, колоссальных наследств, то Россия может похвалиться лишь зачатком молодой культуры, лишь её первыми проблесками... Если чего у нас нет, так это именно культурных традиций, и в этом наше глубокое горе....
Деятели русской культуры о футуризме Поход молодых итальянцев против своей застывшей, окаменевшей культуры может быть и вздорным, но он объясним, для него есть оправдание. Нет никакого оправдания для тех, кто выступает против культуры лишь зародившейся, которой ещё нужна теплица и бережный уход... Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили.М. Осоргин.
Деятели русской культуры о футуризме Их много ругают, и это несомненно огромная ошибка... Их породила сама жизнь, наши современные условия. Они — во время рождённые ребята... Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни.М. Горький.
Деятели русской культуры о футуризме Приезжая из Москвы в Петербург, «поэты будущего» три четверти времени проводят в Эрмитаже. Но это — большой секрет. Спросите их — и они вам скажут, что гоночный автомобиль прекраснее Рафаэля.И. Бодуэн-де-Куртэне, выдающийся лингвист и общественный деятель..
Деятели русской культуры о футуризме Среди московских кубофутуристов немало талантов, и многих нельзя не любить, — но все они вместе,... как явление русского быта свидетельствуют о роковом понижении нашей национальной духовной культуры.К. Чуковский.
Деятели русской культуры о футуризме Борис Пастернак в повести «Охранная грамота», вспоминая времена своей молодости, охарактеризовал футуризм уже как факт истории литературы:«Новички объединялись в группы. Группы разделялись на эпигонские (подражавшие символистам) и новаторские... Эпигоны представляли влеченье без огня и дара. Новаторы — ничем, кроме выхолощенной ненависти, не движимую воинственность...
Деятели русской культуры о футуризме Как движенье новаторство отличалось видимым единодушьем. Но, как в движеньях всех времён, это было единодушье лотерейных билетов, роем взвихренных розыгрышной мешалкой... Движенье называлось футуризмом.Победителем и оправданьем тиража был Маяковский»..
Деятели русской культуры о футуризме Едва ли не самая резкая критика прозвучала в стихах поэта, некоторое время возглавлявшего одно из направлений футуризма: Позор стране, встречавшейржаньем Глумленье надо всем святым: Былым своим очарованьем И над величием своим!Я предлагаю неотложно Опомниться. И твёрдо впредь Псевдоноваторство —острожноИль игнорирно — но презреть.
Деятели русской культуры о футуризме Для ободренья же народа, Который впал в угрозныйсплин,Не Лермонтова — с парохода А бурлюков — на Сахалин.Они — возможники событий,Где символом всех прав —кастет,Послушайте меня, поймите —: Их от сегодня больше нет.И. Северянин