Рабочая программа внеурочной деятельности Художественное творчество 2 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Художественное творчество» для 2 класса разработана на основе:
1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г, № 373( в действующей редакции от 29.12.2014 №5);
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897;
4. Приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373»
5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
6. Письмом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373»
7. Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»
8. СаНПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г (№ 19993) (в действующей редакции от 25.12.2013 №3);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г № 26. СанПиН 2.4.2.3286-15)
10. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О Рабочих программах учебных предметов» ;
11. Письмом Министерства образования и науки Ульяновской области от 26.08.2014г №иогв-010201/5553 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ООО»;
12. Учебным планом МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район» (федерального и регионального компонента, компонента ОО);
13. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район»;
14. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район»;
15. Положением об организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район».
16. Программа внеурочной деятельности «Художественное творчество», автор: Т.Н.Проснякова/ интернет-ресурс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Назначение программы
Программа курса «Художественное творчество» разработана для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству.
При разработке программы «Художественное творчество» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного творчества: лепка, вышивка, батик, бисероплетение, аппликация, оригами и т.п.
Содержание программы «Художественное творчество» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Актуальность программы
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Программа рассчитана на учащихся 2-го класса. На изучение программы отводится 35 учебных часов, по 1 часу в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Цели и задачи программы «Художественное творчество»
Цель программы:
воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи курса:
расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
приобщать школьников к народному искусству;
реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Формы организации работы
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность учащихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.






Содержание курса «Художественное творчество»

№ п/п
Раздел программы
Кол-во часов
Перечень личностных и метапредметных результатов
Формы и виды организации учебной деятельности





·а°Регулятивные
Познавательные
(Коммуникативные)
Личностные


1
Аппликация и моделирование
12
Учащиеся научатся навыкам работы с бумагой и картоном и навыкам создания образов посредством различных технологий. Принимать и сохранять учебно-творческую задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя
Учащиеся смогут допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи, осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
У учащихся будет сформирована широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
Занятия-практикумы, экскурсии, выставки

2
Работа с пластическими материалами
5
Учащиеся научатся навыкам работы с пластическими материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок
Учащиеся получат возможность создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач, понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их, более углубленному освоению понравившегося ремесла.

У учащихся будет сформирован навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Занятия-практикумы, экскурсии, выставки

3
Секреты бумажного творчества
9
Учащиеся научатся выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий, учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия
Учащиеся смогут допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи, осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
У учащихся будет сформированы возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне, эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Занятия-практикумы, экскурсии, выставки

4
Модульное оригами
9
Учащиеся научатся выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий, учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия
Учащиеся смогут допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи, осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
У учащихся будет сформированы возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне, эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Занятия-практикумы, экскурсии, выставки

ИТОГО: 35 часов





Календарно-тематическое планирование курса «Художественное творчество» (2 класс)

№ п/п
Разделы программы
Темы занятий
Дата
Аудитор.
Внеаудитор.

1
Аппликация и моделирование.

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги

+


2

Аппликация из птичьих перьев


+

3

Аппликация из кружев

+


4

Аппликация из ткани

+


5

Аппликация из деталей оригами

+


6

Мозаика из ватных комочков

+


7

Прорезная аппликация

+


8

Гофрированные цепочки

+


9

Складывание гармошкой

+


10

Выпуклая мозаика из плотной бумаги

+


11

Моделирование из картона. Рамочка

+


12

Моделирование объёмного изделия из гофрокартона

+


13
Работа с пластическими материалами
Раскатывание и обрубовка пластилина

+


14

Выпуклая аппликация из пластилина

+


15
\
Торцевание на пластилине

+


16

Разрезание слоёного пластилина

+


17

Лепка из теста

+


18
Секреты бумажного творчества
Обрывная аппликация.

+


19

Скручивание в жгут. Аппликации.

+


20

Скатывание в комок. Мозаика.

+


21

Гофрированный конструктор.

+


22

Моделирование из полос.

+


23

Плетение из бумаги. Аппликация.

+


24

Мозаика из объёмных деталей оригами.
Коллективная работа

+


25

Мозаика из плоских деталей оригами.

+


26

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости

+


27
Модульное оригами
Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу.

+


28

Объёмные цветы из модуля «Трилистник»

+


29

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша»

+


30

Игрушки объёмной формы

+


31

Художественные образы объёмной формы


+

32-35

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа.

+



























Информационно-методическое обеспечение курса «Художественное творчество»

Литература (основная и дополнительная)
Прграммы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. Издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011
Проснякова Т.Н. «Собачки». Энциклопедия технологий прикладного творчества издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2012
Проснякова Т.Н. «Деревья». Энциклопедия технологий прикладного творчества издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2012
Проснякова Т.Н. «Бабочки». Энциклопедия технологий прикладного творчества издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2012
Проснякова Т.Н. «Цветы». Энциклопедия технологий прикладного творчества издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2012
Проснякова Т.Н. «Кошки». Энциклопедия технологий прикладного творчества издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2012
Проснякова Т.Н. «Забавные фигурки. Модульное оригами.» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011
Дополнительная литература
Газарян С., Прекрасное - своими руками - М.: «Детская литература», 1987.
Гатанов Ю.Б. Развиваю воображение – СПб, 2000.
Горячева B.C. Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль: «Академия развития», 1998.
Муковникова О.Г. Мир вокруг нас. Волгоград. «Учитель- Аст»., 2002
Оборудование и приборы
Компьютер с программным обеспечением
Мультимедиа проектор
Экран
Ноутбук
Цифровой микроскоп
Модульная система экспериментов
Муляжи овощей и фруктов
Интерактивные программы и издания на электронных носителях
Как устроены вещи. Интерактивная энциклопедия науки и техники
Фантазеры. МУЛЬТИ творчество. Программно-методический комплекс
Фантазеры. Талантливый дизайнер: обучающая программа
Азбука искусства. Программно- методический комплекс

Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

































ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 315