Пояснения к презентации Использование ЭОРов на уроках химии


Мирошниченко Т.А.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках химии
Уроки с использованием ИКТ –один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Что же такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?(слайд2)
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся: (слайд 3)
1. Практическая направленность. По всем разделам и учебным модулям представлен блок практических заданий, учебных задач, тестовых вопросов, лабораторных работ, которые становятся универсальным тренингом для учащегося;
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения, что способствует повышению эффективности сознания и памяти.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Методика изложения материала доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно.
Электронно-образовательные ресурсы дают возможность нашим детям действительно научиться. Ведь учебная работа теперь включает не только занятия с учителем, но и самостоятельные(дома). ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков. С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Ведь одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, а совсем другое - увидеть их и самостоятельно исследовать в интерактивном режиме.
Для решения этой задачи у меня в кабинете имеется наутбук,мультимедийный проектор,телевизор с видиоплеером. (слайд 4)
На уроках я использую видио фильмы (8 класс). (слайд 5)
СД дискиСерия электронные уроки и тесты по химии(9) :вещества и их превращения,
атом и молекула,
водные растворы,
кислоты и основания,
соли,
мин.в-ва,
углерод и его соединения,
производные углеродов,
сложные хим.соед.в повседневной жизни.
Химия –виртуальная лаборатория
Химия общая и неограническаяЭлектронное приложение к учебнику9 класса
Структурная организация ЭОР позволяет обеспечить все этапы поиска решения поставленной учителем проблемы.
Электронные задания представляют собой объекты сложной структуры, включающие элементы, связанные между собой на гипертекстовой основе. В отличие от традиционных упражнений в учебниках и пособиях в бумажном виде (формат книги как носителя учебной информации статичен и ограничен), компьютерные задания позволяют ученику работать с большим количеством примеров по теме, получать общую помощь в виде правила, статьи справочника, текста и т.п., обращаться к контекстной помощи (комментарию конкретного факта, просмотреть ошибки. Следует отметить, что большинство ЭОР многофункционально и может быть использовано на всех этапах учебного процесса: от объяснения нового материала до этапа отсроченного контроля. Особенно эффективно проходит процесс закрепления и обобщения пройденного, если учитель использует при этом комплекс ЭОР.
Я использую на этапе объяснения нового материала (слайд 6-7)
1) иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных;
2) программы-тренажеры;
3)интерактивные рисунки. Они также относятся к группе демонстрационных, однако являются не простой иллюстрацией, а направлены на объяснение и первичное закрепление понятия. С помощью подобных рисунков и анимаций учитель может организовать процесс введения нового материала в другой логике: от наблюдения за языковыми явлениями к обобщению и теоретическим выводам. Отметим, что в логике ЭОР такой путь приобретения знаний является доминирующим
на этапе закрепления: (слайд 8)
1) программы-тренажеры;
2) тренировочные тесты
Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать: интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники. (слайд 9)
На этапе практического закрепления можно использовать: (слайд 10-11)
1) практические задания (разного уровня сложности);
2) домашние задания;
на этапе контроля: (слайд 12-14)
1) интерактивные задачники;
2) контрольные тесты
Работая с ЭОР могу порекомендовать сайты, где коллекция информационно-образовательных ресурсов отвечает хорошему качеству:
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР http://www.school.edu.ru (слайд 15)
    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.scool-collection.edu.ru (слайд 16)
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru (слайд 17)
На сайте  http://fcior.edu.ru/  электронные модули воспроизводятся с помощью ОМС плеера. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.
ЭОР из каталога ФЦИОР представляют собой модульные системы, включающие: (слайд 18)
информационные модули;
практические модули;
контрольные модули.
Они объединены единой темой и могут быть использованы в дистанционном обучении
Следует отметить, что модули всех типов включают анимации, иллюстрации, визуализирующие явления, озвученные тексты и построены на интерактивных заданиях. (слайд 19)
Практические модули отличаются от контрольных наличием учебного плана, подсказок, возможностью выполнить задание повторно. (слайд 20)
Контрольные модули отличаются от практических отсутствием помощи в виде справочного материала, а также отсутствием возможности вернуться к заданию после подтверждения ответа(слайд 21)
Практический модуль для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне, снабжен помощью (находится в левом нижнем углу в виде пиктограмм). Некоторые задания практического модуля для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне, снабжены звуковой помощью и/или помощью в виде текстов или иллюстраций.
Также использую сайты для подготовки к ЕГЭ (слайд 22-23)