Презентация Литература серебряного века. Декаденты


Литература серебряного века Декаденты Декадентство (от французского «decadence» – упадок) – общее наименование явлений культуры последней трети XIX – начала XX веков, которым свойственны мотивы бунтарства, вызова, скандала, хулиганства. Более ярко эти мотивы выражены во французской декадентской литературе, гораздо слабее они представлены, например, в русской традиции. Декадентство в литературе возникло во Франции в середине 1860-х годов XIX века и проявило себя в наиболее отчетливом виде в творчестве «проклятых поэтов» (так назвался цикл статей Поля Верлена, посвящённых его отверженным и непризнанным собратьям по перу, которые и сами не желали вписываться в окружающий мир буржуазного успеха и скучной добропорядочности - Артюра Рембо, Стефана Малларме и др.), также к литературе декадентства относится роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот». Черты декадентства мы найдем в произведениях бельгийцев М. Метерли́нка  и Э. Верхарна … в произведениях норвежцев Г. Ибсена и К. Гамсуна … в произведениях О. Уайльда – английского поэта и драматурга и др. Литература русского декадентства В России декадентство возникает примерно в конце 80-х годов XIX века. Расцвета своего достигает в 1890-е годы XIX века, но целостным течением декадентство просуществовало в России только примерно 10 лет. Черты декадентства (декаденты ратовали за создание новых форм в искусстве, которые бы соответствовали сложному, кризисному мироощущению современного человека) останутся в литературе и потом, более того, черты декаданса есть и в современной культуре. Русские декаденты Развитие декадентства в России связано, прежде всего, с творчеством таких писателей, как Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов (в своем художественном творчестве), Николай Минский, Федор Сологуб, Иннокентий Анненский, Нина Петровская, Надежда Львова,Эллис (в один из периодов своего творчества) и др. О терминологии Следует помнить, что всех поэтов - творцов нового искусства - в 1890-е годы и чуть позже, современники этих художников называли и декадентами, и символистами, как это было в зарубежной литературе относительно, например, «проклятых поэтов». Так же определяли себя и сами писатели. Потому В. Брюсов и назвал сборник, составителем и одним из авторов (под разными псевдонимами) которого он являлся, «Русские символисты». Поэтому русских поэтов-символистов первой волны (1890-х годов) называют или старшими символистами, или декадентами. Русские символисты-декаденты В большей же части название «символисты» закрепилось за поэтами второй волны модернизма (их ещё называют младо символистами), - которые начали творить в начале 1900-х годов, - опирались, прежде всего, на философию В. Соловьева, - верили в преображение мира с помощью мистического, символистского искусства, были полны мистического восторга и мистического же оптимизма. Русских же символистов первой волны модернизма,вошедших в литературу в 1880-1890-е годы и прославляющих смерть, тоску, безнадежность, опирающихся, прежде всего, на философию А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, стали именовать декадентами. Философские истоки декадентства В наибольшей степени на декадентов повлияла философия Артура Шопенгауэра (1788-1860), а именно его книга «Мир как воля и представление» (1 том вышел в 1818 году, 2 – в 1844). Современники этот труд не оценили, подлинная известность к философу пришла уже после смерти, преимущественно в 1880-1890-е годы.Вторым философом, повлиявшим на мировоззрение декадентов, был Фридрих Ницше (1844-1900). Прежде всего, следует назвать такие его сочинения, как «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Так говорил Заратустра» (1883-1886), «Антихрист» (1888). Философия Артура Шопенгауэра (1788-1860) Исходные идеи учения А. Шопенгауэра фиксируются названием его главной книги - мир как воля и представление: Второе, что утверждает философ своей книгой, – это главенство воли над разумом..Шопенгауэра недаром называют «философом мировой скорби» и «теоретиком вселенского пессимизма», а его учение «этикой жизнеотрицания»: свое время он воспринимал как эпоху небывалого кризиса и распада. «Наш мир – наихудший из всех возможных миров». Фридрих Ницше (1844-1900) В работе «Рождение трагедии из духа музыки» Ф. Ницше говорит про существование аполлоновского начала в культуре (т.е. источника гармонии, порядка и покоя) и о противостоящем ему дионисийском начале – источнике стихийных порывов, иррационализма.Одно из центральных понятий философии Ф. Ницше – воля к власти. В книге «Так говорил Заратустра» философ провозглашает идею безостановочной, напряженной работы духа, противопоставляет сверхчеловека и толпу, «базар», говорит о том, что равенство в мире невозможно уже потому, что люди делятся на избранных и серую массу. Особенности декадентского мировоззрения Декадентство было отмечено настроениями упадочничества, безнадежности, отвращения к реальной жизни и/или страха перед ней, поэтам-декадентам свойственен пессимизм, крайний индивидуализм, скепсис, утрата моральных ценностей, элитарность, богемность. Декаденты не верят ни в Бога, ни в объективность человеческого разума, ни в истинную дружбу, ни в длительные любовные отношения… В основе декадентского мировоззрения лежит мысль о непознаваемости мира. Критерий познания для них – только внутренний духовный опыт: неуловимые ощущения и прозрения (быть может, подсказанные Дьяволом, которого они не отрицают), сны, галлюцинации, состояние бреда, спиритические опыты, гипнотические состояния и прочее. Многие поэты-декаденты умирали молодыми: кто совершал самоубийство, кто умирал от передозировки наркотиков… Синдром рубежа веков В такие периоды обычно обостряются апокалипсические настроения: а наступит ли новый век и не ждет ли их впереди катастрофа? Тем более, что в конце XIX века и на Западе, и в России люди ощутили поступь века «железного», крушение идеалов и гуманизма, веры в разум, прогресс, блага, которые принесет цивилизация.К тому же А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и Ф.М. Достоевский подвели людей к переоценке ценностей. Люди начинают искать выход, сначала отбрасывая то, что, как им кажется, привело к кризису. - Некоторые пытаются уйти в искусство, - другие ищут выход в мистике, оккультизме, спиритизме, - третьи обращаются к древним культам, - четвертые изучают различные религии и мифологии, - пятые пытаются вернуться к природе и естественности, - шестые экспериментируют с разными видами «зла»…. «Жизнь – сладкий яд» Поскольку жизнь будет коротка, прожить ее надо было как можно ярче. Отсюда установка декадентов: «жизнь – цепь мигов». И каждый миг нужно прожить максимально насыщенно: страсть – разрыв – острое страдание – углубление в себя – самопознание – отражение переживаний в творчестве – ревность – бурное примирение или новая страсть. Отсюда культ чувственных наслаждений и в жизни, и в творчестве некоторых писателей. Рубеж XIX – ХХ веков – это время внешнего (для других) и внутреннего (для себя) лицедейства, придумывания себя, своей внешности, своего внутреннего мира, собственной биографии. Это время, когда жизнь стала сродни игре, разыгрываемой пьесе, когда всё или слишком серьёзно, трагедийно, или слишком не всерьёз. Еще и этим объясняется декадентское принятие и прославление смерти, упоение ею в искусстве и жизни. «О, смерть! я твой. Повсюду вижу Одну тебя, – и ненавижу Очарования земли…» Ф. Сологуб. «Жизнь – сладкий яд» «Сладостнейшее из вожделений – вожделение смерти …» В. Ходасевич в своих эссе-воспоминаниях приводит несколько примеров жизни-игры. Причем иногда это была трагедия, иногда трагифарс. В эссе «Конец Ренаты» он пишет о Нине Петровской, прототипе героини брюсовского романа «Огненный ангел», человеке, который «жизнь свою <…> сразу захотел сыграть»: «Двадцать два года она жила в непрестанной мысли о смерти. <…> Что же удерживало её? <…> Жизнь Нины была лирической импровизацией, в которой, лишь применяясь к таким же импровизациям других персонажей, она старалась создать нечто целостное – “поэму из своей личности”. Конец личности, как и конец поэмы о ней, – смерть». Когда все необходимые «события» свершились, «Нина Петровская поставила точку». Об отношении к искусству Декаденты ставили искусство выше жизни, выше морали и выше объективной истины. Цель искусства, как они считали, – нести наслаждение избранным.«Сущность искусства, которую нельзя выразить никакими словами, никакими определениями, не исчерпывается ни красотою, ни нравственностью, - она выше, чем красота, и шире, чем нравственность, она - то начало, из которого равно вытекает и чувство изящного, и чувство справедливого, которое объединяет их в живом человеческом сердце и делает только справедливое прекрасным и только прекрасное - справедливым. Их разделение влечет их упадок» (Д. Мережковский). В живописи декадентские тенденции ярче всего проявились в творчестве М. Врубеля. Отражение декадентского мироощущения в поэзии декадентов Для произведений декадентов характерны мотивы болезни, смерти, саморазрушения, бегства от действительности в мир искусственной красоты, вытеснение этики эстетикой. Искусство декаданса мистично, аполитично, экспериментально. Декаденты, как правило, изображают- либо земной мир во всей его отвратительности и жестокости (например, стихотворения З. Гиппиус «Пауки», «Все кругом»…);- либо эфемерный, хрупкий или таинственный, мистический мир, во всем противоположный действительности, недосказанность, мечты о том, чего не бывает (З. Гиппиус «Песня», «Надпись на книге»…); либо мир, где главенствует соблазнительница-смерть (З. Гиппиус «Цветы ночи», «К пруду»…); - либо душевные терзания героя, который рвется к идеалу, но в силу порочности или слабости достичь его не может (например, З. Гиппиус «Пыль», «Мертвая заря»…) Декадентский герой Декадентский герой мог быть двух типов. Первый – сверхчеловек, скептик, индивидуалист, эгоист, господствующий, презирающий обычных людей и земной мир. Такого героя мы встретим, например, в таких произведениях, как у - В. Брюсова «Юному поэту», «Ассаргадон», «Хвала Человеку»…- З. Гиппиус «Посвящение», «Шутка»… - Д. Мережковского «Голубое небо», «И хочу, но не в силах любить я людей…», «Сталь» и др. Декадентский герой Второй вариант декадентского лирического героя (он более распространен) встретим, например, в стихотворениях - цикла В. Брюсова «Мертвая любовь», - З. Гиппиус «Молитва» («Тени луны неподвижные…»), «Опять», «Отрада», «Однообразие», «Иди за мной» и др., - И. Анненского «Ego», «Сиреневая мгла», «Свечку внесли», «Смычок и струны», «Ты опять со мной, подруга осень…», «Август», - Ф. Сологуба «О смерть! я твой. Повсюду вижу…», «В поле не видно ни зги…», «Мы – плененные звери…», «Чертовы качели» и др. В этих стихотворениях изображается человек - тонкой душевной организации,«слабый сын больного поколенья» (И. Анненский),человек с изломанной душой, боящийся реальной жизни и презирающий ее, - эстет, пытающийся уйти в мир фантазий, зовущий смерть,- часто слабый, пассивный человек, которого иногда обуревает нестерпимое желание пройти по краю пропасти, которого завораживают зло, дьявол, смерть. Декадентский герой Ключевые темы стихотворений поэтов-декадентов тема отчужденности от земной жизни, презрения к ней героя;тема порочности земного мира;тема одиночества героя;тема иной, «бесцельной» (т.е. далекой от морали, истины и прочего) красоты;тема недосягаемости и непознаваемости идеала;тема пустых (без Бога), «бесстрастных», но зовущих к себе небес;тема притягательности смерти;тема сверхчеловечества, избранничества. Д. Мережковский «Голубое небо» Я людям чужд и мало верю Я добродетели земной; Иною мерой жизнь я мерю, Иной, бесцельной красотой. Я верю только в голубую Недосягаемую твердь. Всегда единую, простую И непонятную, как смерть. О, небо, дай мне быть прекрасным, К земле сходящим с высоты, И лучезарным, и бесстрастным, И всеобъемлющим, как ты. Вместо заключения… Искусство декаданса воплотило в себе изысканный пессимизм и в то же время ницшеанское разочарование в ценностях, выработанных в культуре. Это «пир во время чумы», говоря словами А.С. Пушкина. «Но было бы ошибочным видеть в упадочничестве что-то исключительно отрицательное и бессильное. Упадочничество есть также и огромное утончение и усложнение, в нем есть своя красота и свой свет. <…> Декаданс культуры дает последние цветы, прекрасные и утонченные». Н. Бердяев Литература 1.Баевский В.С. История русской поэзии. 1730-1980: Компендиум. – Смоленск, 1994.2.Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994. – Т. 1.3.Вертинский А. Дорогой длинною…: Стихи и песни; Рассказы, зарисовки, размышления; Письма / сост. и подготовка текста Ю. Томашевского. – М.: Правда, 1990.4.Воровский В.В. О «буржуазности» модернистов // Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX – начала XX века. – М.: Художественная литература, 1977.5.Геворкян А.Г. Проблема Диониса и Аполлона у Ф. Ницше и В. Шмакова // Вопросы философии. – 1999. – № 6.6.Ермилова Е.В.Теория и образный мир русского символизма. – М.: Наука, 1989.7.Ирицян Г.Э. Дионисизм Ф. Ницше как новая культурологическая парадигма // http://teoria-practica.ru/-2-2010/philosophy/iritsyan.pdf8.История философии: Запад–Россия–Восток: учебное пособие для студентов вузов: в 4 кн. / отв. ред. Н.В. Мотрошилова. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995-1999. – Кн. 3.9. Капрусова М.Н. История русской литературы рубежа XIX – XX веков: Учебное пособие. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2014. – 7,7 п.л. – 123 с. – Серия «Методическая библиотека бакалавра»10.Капрусова М.Н. Некоторые тенденции поэтики «серебряного века» // Проблемы целостного анализа художественного произведения. Вып. 3. – Борисоглебск, 2003. – С. 25-35.11.Луначарский А.В. Молодая французская поэзия // Луначарский А.В. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 5. – М., 1965. Литература 12. Мережковский Д. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д. Критика, публицистика, статьи, воспоминания, заметки. С. 534 // http://merezhkovsky.ru/doc/o-prichinakh-upadka-i-o-novykh-techeniyakh-sovremennoy-russkoy-literatury.html13.Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Ницше Ф. Сочинения: в 2 томах. – М.: Мысль, 1990. – Т. 2.14.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения: в 2 томах. – М.: Мысль, 1990. – Т. 1.15.Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / пер. Ю.М. Антоновского. – М., 1990.16.Пайман А. История русского символизма. – М.: Республика, 2000.18.Сологуб Ф. Афоризмы // Неизданный Федор Сологуб: сб. – М., 1997.19.Сугай Л. Серебряный век: термин, понятие, образ // SLOVANSTVO NA KRIŽOVATKE KULTЪR A CIVILIZБCIН: Zbornнk prнspevkov z vedeckej konferencie dňa 14. mбja 2009 v Banskej Bystrici. – Banskб Bystrica, 2009. – S. 11-20 // www.ff.umb.sk/app/cmsFile.php?disposition=a&ID=928320.Толоконникова С.Ю. Неомифологизм в русской литературе конца 19-20 века: уч. пособие. – Борисоглебск, 2005.21.Уайльд О. Заветы молодому поколению // Уайльд О. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. – М.: Республика, 1993.22.Ходасевич В. Среди современников: Очерки // Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. – М.: Советский писатель, 1991. 23.Чуковский К.И. Современники: Портреты и этюды. – Минск, 1985.24.Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1992.25.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // http://az.lib.ru/s/shopengauer_a/text_0040.shtml