Программа курса «Методическое сопровождение педагогов в реализации образовательной программы по химии на базовом уровне »

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования « Перспектива»








Программа курса

«Методическое сопровождение педагогов в реализации образовательной программы по химии на базовом уровне »









Автор:


Семёнова И. А., методист
БОУ ДО г.Омска «ЦТРиГО «Перспектива».













Омск - 2008 год.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
В настоящее время в целях введения стандарта в практику работы общеобразовательных учреждений Министерством образования РФ приняты нормативные документы, которыми следует руководствоваться при разработке учебных планов и программ:
обязательный минимум содержания основного образования, утверждённый приказом Минобразования России то 19.05.98 г. № 1236;
обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования России то 30.65.99 г. № 56;
федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21\12 и утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
Изменения в структуре Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации вызвало затруднения в реализации образовательных программ по химии у педагогов, работающих на базовом уровне. Обилие теоретического и практического материала и небольшое количество учебных часов ставит перед педагогами проблему интенсификации учебного процесса за счёт возможностей современных образовательных технологий и разумного сочетания традиционных методов и приёмов обучения.
Недостаточная подготовка к реализации обозначенных идей определяет актуальность программы.

Цель курса:

Теоретическая и практическая готовность преподавателей химии к инновационной деятельности, проектированию методического обеспечения процесса обучения в классах на базовом уровне.



Задачи курса:

изучить нормативно-правовую, теоретическую базу химического образования;
2
сформировать умения выявить особенности и находить способы проектирования и реализации уроков, в ходе которых реализуются
дидактические условия оптимизации способов учебной деятельности школьников;
сформировать позитивное отношение к инновационной деятельности в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Отличительные особенности данной программы:

востребованность педагогами образовательных учреждений в связи с переходом на новый базисный учебный план;
ориентированность на педагога - предметника;
формирование у педагога умений и навыков работать в системе базового уровня и разнонаправленных нехимических профилей (обеспечивать изучение химии, создавать условия для осуществления дифференциации содержания обучения, умение строить индивидуальные образовательные программы и т. д.).

1.
Категория слушателей: учителя химии.

Продолжительность обучения: 72 часа

Форма обучения: а) с отрывом от работы;
б) без отрыва от работы.

Режим: а) 5-6 часов в день (2 недели);
б) 1раз в неделю по 4 часа (18 недель).


Требования к усвоению материала.

В результате изучения программного материала педагоги демонстрируют следующие компетентности:
Знания:
теоретические основы обучения химии на базовом уровне как инновационного процесса в образовании;
нормативно-правовые основы реализации обучения химии на базовом уровне;
подходы к проектированию содержания программ: базовых и элективных курсов;

3

Умения:

осуществлять диагностику потребностей в обучении химии у учащихся и их родителей;
составлять тематическое планирование для базовых курсов;
проектировать программу элективного курса;
проектировать контрольно-измерительные материалы различного уровня (по темам, разделам, блокам и т. д.);
формировать «портфолио» школьника.

Личностные качества:
гибкость;
способность к инновационной деятельности;
рефлексия.

Итоги реализации образовательной программы проводятся в форме научно-практической конференции по теме: «Практическая ориентация образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов – одна из главных задач самообразования учителя химии».























4

Учебно-тематический
план курса.





п/п
Содержание занятий
Количество часов
Контроль



Теорети-
ческих
Практических
Всего





Аудитор-
ные
Внеауди-торные



1.
Методологические основы современного образования.
2
-
-
2


2.
Нормативная база химического образования в средней школе.
2
6
1
9


3.
Формирование компетентностей ( реализация компетентностного подхода)
4
2
5
11


4.
Внедрение современных образовательных технологий.
4
3
3
10


5.
Технология преобразования содержания учебного материала
3
3
2
8


6.
Методика обучения химии учащихся нехимического профиля
3
3
3
9


7.
Методика межпредметного обучения химии в в основной школе.
4
3
2
9


8.
Контроль учебных достижений школьников по химии
3
5
4
12


9.
Итоговая конференция. «Практическая ориентация образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов – одна из главных задач самообразования учителя химии».


-
-
-
4



ИТОГО
25
27
20
72









































6

Содержание программы.



Тема 1. Методологические основы современного образования.
Информатизация общества на рубеже 20-21 века . Изменение парадигмы образования. Когнитивно-информационный подход. Личностно-ориентированный подход. Компетентностный подход. Ценностный подход. Гармонизация основных педагогических подходов как основа развития современного образования.
Тема 2. Нормативная база химического образования в средней школе.
Понятие «государственного стандарта». Функции государственного стандарта. Структура государственного образовательного стандарта 2004 года. Образовательные стандарты по химии: цели, обязательный минимум, требования к качеству ЗУНов выпускников.
Практическая работа: 1. Анализ стандартов.
ЕГЭ: обоснование введения, понятие, сущность. КИМы как основное средство проведения единого государственного экзамена. Технология проведения ЕГЭ. Итоги ЕГЭ по химии за 2008 год. Их анализ.
Практическая работа: 2. Выполнение экзаменационной работы.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений. Учебно-методический комплекс пособий по химии.
Практическая работа:3.Анализ УМК (различных авторов) на соответствие основным требованиям предъявляемым к нему практикой обучения химии.
Тема 3. Формирование компетентностей (реализация компетентностного подхода).
Понятие «компетентность» Ключевые компетентности и особенности их формирования. Практикум как форма развития компетентностей и особенности его организации. Виды практикумов. Критерии эффективности. Методика формирования исследовательской деятельности в предметных практикумах.
Портфолио – средство оценки ключевых компетентностей.
Практическая работа: 5.Диагностика способностей к изучению химии.
Тема 4. Внедрение современных образовательных технологий.
Адаптивная педагогическая технология. Интегральная технология. Проектная технология. Дидактические возможности Интернета на уроках химии. Формы организации обучения с использованием Интернет-ресурсов на уроках химии.
Практическая работа: 6. Моделирование урока по теме «Научные методы познания веществ и химических явлений».
Практическая работа: 7. Анкетирование. Создание мотивационной среды на реализацию инновационной деятельности.

7
Тема 5. Технология преобразования содержания учебного материала.
Работа учителя с содержанием учебного материала. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Модель работы учителя с содержанием учебного материала. Сущность содержания знаний. Связь со стандартом. Содержание знаний и творчество. Содержание знаний как основа самоорганизации. Технология преобразования учебного материала.
Практическая работа: 7.Разработка информации по теме «Современные представления о строении атома» с учётом требований критериального алгоритма.
Тема 6. Методика обучения химии учащихся нехимического профиля.
Сущность, цели и задачи гуманитаризации химического образования школьников. Методические аспекты содержания обучения химии в классах гуманитарного цикла. Особенности использования химического эксперимента и химических задач в нехимических классах..
Практическая работа: 6. Моделирование урока по теме «Бензол» (социально-гуманитарный профиль).
Тема 7. Методика межпредметного обучения химии в основной школе.
Межпредметные связи в обучении химии: основные вопросы теории. Этапы реализации принципа межпредметности. Функции и виды межпредметных связей. Формы организации интегративного обучения химии. Планирование обучения на основе межпредметных связей.
Практическая работа: 6. Моделирование урока по теме «Производство и применение неорганических веществ» на основе межпредметной интеграции.
Тема 8. Контроль учебных достижений школьников по химии
Назначение и содержание контроля. Средства контроля знаний. Форма проверки знаний. Оценка результатов усвоения химии. ЕГЭ как одна из форм итоговой аттестации выпускников средней школы по химии.
Практическая работа: 6. Проверка контрольной работы по химии.
Тема 9. Итоговая научно-практическая конференция: «Практическая ориентация образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов – одна из главных задач самообразования учителя химии».















8
Методические рекомендации по реализации учебной программы:

смещение акцентов с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения способами самостоятельного взаимодействия с различными аспектами реальности: поиск необходимых знаний, создание программ (проектов) самообразования, и т.д.;
существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала. Это ставит педагога перед необходимостью тщательно продумать, что должно быть изложено словами, что следует показать с помощью аудио-видео средств, что предложить для самостоятельного усвоения;
адаптировать учебный материал соответственно уровню подготовки обучающегося. Но при этом доступность содержания не должна наносить ущерб научности, обсуждение проблем и задач требует от обучающихся определённых усилий, так как без преодоления учебных трудностей учение . а те более проявление активной заинтересованности в этом учении невозможно.
Предельно ориентировать содержание на практическое применение
Уделять больше внимания прцессу целеполагания и рефлексии;
Использовать разнообразные методы контроля: способы анализа и оценки образовательных продуктов, тематические тесты. Итоговой формой контроля по темам курса является зачёт, всего курса –реферат.




















9
Литература


1.Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: «Вентана Граф», 2002.
2.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2001.
3.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: ООО «Дрофа», 2008.
4. Еремин ВВ. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: «Дрофа», 2007.
5. Еремин ВВ. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Дрофа», 2007.
6. Иванова Р.Г. Общая методика обучения химии в школе. – М.: «Дрофа»,2008.
7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года. (Приложение к приказу Мин. Образования России от 11.02.2002г., № 393).
9. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. Учебно- методическое пособие. – М.: «Вентана Граф», 2004.
10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологи. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г.
11.Образовательная программа – маршрут ученика: Ч.1/ Под. Ред. А.П. Тряпициной - СПБ.: Издательство «ЮИПК», 2000.
12. Образовательный процесс в старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Министерство образования РФ, 2001.- 64с.
13. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе- М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998.-160с.
14.Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001.
15.Рягин С.Н. Проектирование интегративного практикума «Основы естественнонаучного познания» / Школьные технологии №3, 2003. с119-126.
16.Толкачева Т.К. Уроки химии по интегральной технологии. – М.: ООО «Дрофа», 2007.
17.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующие программы общего образования



10
Заголовок 115