Урок: Новейшее время: история продолжается сегодня
"Новейшее время: история продолжается сегодня"
Цели урока:
ознакомить учащихся с открытиями учёных, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами;
развивать умения строить рассуждения, делать выводы, обобщать;
воспитывать интерес к предмету, истории как науке, прививать интерес к книге.
Оборудование:
Компьютерные презентации, тесты.
Ход урока:
1.Организационный момент
- Пусть этот урок позволит открыть много нового.
2. Актуализация полученных знаний.
- История – процесс развития, ее можно сравнить с неудержимым движением вперед.
- С какими историческими эпохами мы уже познакомились?
Слайд № 1 (Лента времени)
- Как называется первая историческая эпоха?
- В какую историческую эпоху появились рыцари?
-О какой исторической эпохе говорили на прошлом уроке?
3. Сообщение темы урока.
- Давайте разгадаем кроссворд? (Дети самостоятельно разгадывают кроссворд).
- Какое ключевое слово получилось? Зачем нам понадобилось это слово?
- И теперь назовите тему нашего урока?
- Какие цели на уроке перед собой поставим?
Слайд № 2 ( Цели урока: знакомство с событиями, с открытиями ученых в Новейшее время, с знаменитыми людьми, успехами и достижениями).
Время
4.
5.
3.
6.
7.
1.
2.
8.
Континент, открытый русскими моряками?
Кто открыл Америку?
Локомотив с самостоятельной паросиловой установкой?
Русский путешественник, который открыл Антарктиду?
Имя русского путешественника Беллинсгаузена?
Фернан Магеллан совершил кругосветное?
Изобретение XIX века: «Через дом и через город подается голос. Он бежит по проводам – скажешь здесь, а слышно там».
Изобретение XIX века: «Под землею братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились и помчались вдаль».
4. Планирование предстоящей работы.
- С чего начнем изучение? (Определим границы во времени)
- Обратимся к ленте времени.
Слайд №3
- Когда заканчивается Новое время?
5. Работа по новой теме.
- Сначала XX века мы ведем отсчет Новейшего времени. Новейшее время – самое короткое среди эпох. Новейшее время можно назвать и жестоким, и мудрым, и трудным, временем новейших материалов, компьютеров.
- А почему? Вы найдете ответ, прочитав учебник на страницы 28-31.
- Какие великие географические открытия произошли за эти 100 лет?
Слайд № 4 ( Роберт Пири и Руаль Амундсен)
- Путешественники продолжали покорять бескрайние ледяные просторы Арктики и Антарктиды. В 1909 г. американец Роберт Пири достиг Северного полюса. А в 1911 г. норвежец Руаль Амундсен покорил Южный полюс.
- Роберт Пири (1856–1920) – американский полярный путешественник, адмирал. В 1892 и 1895 г. пересек Гренландию. А 6 апреля 1909 г. на собачьих упряжках достиг района Северного полюса.
Слайд№ 5 Руаль Амундсен (1872–1928) – норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым достиг Южного географического полюса (14.12.1911).
- А как изменилось устройство государственной жизни в ХХ веке?
Слайд № 6 (выборы).
Ученики. В начале века во многих странах на вершине власти находился один человек – монарх, а к концу века в большинстве стран мира власть стала выборной.
- Какие изменения еще произошли в ХХ веке?
,Слайд№ 7,8 (компьютеры)
Ученики. Изменились фотографии, одежда и быт людей, изменились города. Появились самолеты. В каждом доме появились [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], телевизор, радио, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- Какое открытие сделали ученые.
Ученики. Открыли мир частиц, не видимый глазу.
Физминутка.
Игра на внимание. Называю предметы появившиеся в 19 веке вы поднимаете руки вверх, а в 20 – руки вперед.
Пароход (19), радио (19), компьютер(20),телеграф(19), мобильный телефон(20), метро(19) (Лондон 1863г.)
Упр. на дыхание.
- Какое важное историческое событие произошло в ХХ веке?
Слайд№9 (Гагарин)
Ученик. 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин полетел в космос.
Великий Гагарин простился с Землею
И в космос взлетел на ракете стрелою.
С «Востока» взглянул он на нашу планету –
Планета казалась размером с монету!
Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял и Икар погиб.
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.
Эстафету у Циолковского принял С. П. Королев. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем в космосе побывали собаки. С помощью собак ученые выяснили, что в невесомости можно жить.
12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин на корабле «Восток» сделал один виток вокруг Земли.
Слайд № 10 В 1965 г. Алексей Леонов в специальном скафандре впервые вышел из корабля в открытый космос.
Слайд № 11. 21 июля 1969 г. американские астронавты высадились на Луну. Освоение космоса продолжается.
- Какие страшные события произошли в ХХ веке?
Слайд № 12 (война)
Ученик. Две страшные войны. Это первая (1914–1918) и Вторая (1939–1945) мировые войны.
Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более 100 лет продолжалась война. Но две войны ХХ века занимают особое место в истории человечества. это мировые войны, так как в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны «пришли» из Германии, основные боевые действия разворачивались на земле Европы.
Первая мировая война закончилась поражением Германии, но это ее ничему не научило. 12 сентября 1939 г. вторжением в Польшу Германия развязала Вторую мировую войну. Эта война была еще более разрушительной и кровопролитной, чем первая. Основным противником Германии стала наша страна – именно она оказала решительное сопротивление врагу, а затем разгромила его. Наша страна понесла в этой войне наибольшие потери.
Сегодня людям во всем мире ясно, что Третьей мировой войны допустить нельзя. Ведь современное оружие имеет такую разрушительную силу, что может уничтожить все человечество.
В мае 1945 года была разгромлена фашистская Германия, развязавшая Вторую мировую войну.
26 июня 1945 года в Нью-Йорке (США) была создана новая международная организация – Организация Объединенных Наций (ООН).
- Чем занимается эта организация?
Слайд № 13 ( Миротворцы)
Ученики. Сохранением мира на Земле.
- В уставе ООН сказано, что создана она в первую очередь для поддержания международного мира и безопасности. Если все-таки начинаются военные действия, ООН стремится как можно быстрее прекратить их, разъединить воюющие стороны. Для этого есть специальные войска – их называют «миротворческими силами ООН», или просто «голубыми касками». Голубой цвет – это цвет мирного неба и, кроме того, солдата в такой маске видно издалека – он не скрывается, а как бы говорит: «Я пришел помочь». К сожалению, в последнее время на земле очень много «горячих точек» – мест, где идут боевые действия, а значит, много работы и у «голубых касок».
Слайд № 14 (Трудное время)
- Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных. Появление "озоновой дыры" над Южным полюсом - все это результат безответственного отношения людей к природе.
6. Закрепление, пройденного материала
Блиц – опрос «Да – Нет».
№
Вопрос
Да
Нет
1.
Отсчет истории Новейшего времени ведется с 1945 года.
2.
Октябрьская революция произошла в октябре 1917 года.
3.
На протяжении истории Новейшего времени жизнь менялась очень медленно.
4.
Роберт Пири в 1909 году достиг Южного полюса.
5.
Первым на Южном полюсе побывал норвежец Руаль Амундсен в 1911 году.
6.
В конце века власть в большинстве стран стала выборной.
7.
В Новейшее время появились паровоз, пароход, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], метрополитен.
8.
Ученые не смогли разгадать тайны природы, из чего состоят все существа.
9.
Первый человек, полетевший в космос, был американским астронавтом.
10.
Первый человек в открытом космосе – Алексей Леонов.
11.
Две страшные войны, Первая и Вторая Мировая, произошли в XX веке.
12.
На города Японии Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы – самое разрушительное оружие в истории человечества.
13.
ООН создана после Второй Мировой войны для поддержания международного мира и безопасности. Сейчас включает 192 страны.
7. Итог урока. Рефлексия.
-Что изучали на уроке?
-Для чего это было необходимо?
-Как мы это делали?
- Новейшее время сейчас действительно самое короткое историческая эпоха, сколько она продлится, зависит от нас.
- Что может сделать каждый из вас, чтобы эпоха Новейшего времени продлилась как можно дольше?
Самооценка своей успешности с помощью «смайликов».
8. Домашнее задание.
- Подготовить сообщение по заинтересовавшему вопросу.
- Пересказ статьи учебника стр.28-31.