Урок-КВН по правилам дорожного движения.
Тема: Повторение в конце учебного года. Урок-КВН по правилам дорожного движения.
Цель: повторить и закрепить полученные знания по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» в игровой форме; обогатить словарный запас; воспитывать живой интерес к русскому языку; повторить правила дорожного движения.
Ход урока.
І.Сообщение темы и цели.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
1.Слово учителя.
Здравствуйте дети. Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня на уроке мы будем… играть. Посмотрим, кто из вас лучше знает правила дорожного движения и правила русского языка. Для этого разобьемся на команды.
ІІІ. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
1.Итак, мы отправляемся в Академию Дорожных Наук. Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте подъедем. Вот и остановка. Вспомните, друзья, как нужно вести себя на остановке? А какие слова понадобятся, чтобы рассказать об этом?
2. Словарный диктант с комментированием: транспорт, трамвай, троллейбус, автобус, метро, такси, сзади, спереди, автомобиль, шоссе, тротуар, светофор, пассажир, площадка, спереди.3. Вот к остановке подъезжают автобус, троллейбус и трамвай. Ребята, как вы будете заходить? Через какие двери?
(Ученики первого садятся в автобус, второго — в троллейбус, а третьего — в трамвай).
4. Посмотрим, кто из вас быстрее приедет в Академию Дорожных Наук. Уверена, это будут те, кто лучше знает правила движения и русского языка.
Команды получают задания на карточках:
1) От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы 1-го лица единственного числа:
переходить (перехожу)
тормозить (торможу)
бежать — ...
2) От имён существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:
переход (переходы)
вездеход (вездеходы)
поворот (повороты)
пешеход (пешеходы)
3) От глаголов единственного числа прошедшего времени образуйте глаголы 1-го лица единственного числа настоящего времени:
Обгонял (обгоняю)
пересекал (пересекаю)
проезжал (проезжаю)
регулировал — ...
4) От имён существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:
ядро (ядра),
ведро (вёдра),
бедро (бёдра),
метро —…
5. Выставление баллов.
6. Прослушайте стихотворение А. Северина. «Три чудесных цвета». Кто из вас запомнит больше слов с –ь- на конце? Поясните их правописание.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь—
Зелёный, жёлтый, красный.
Наш домик — светофор,
Мы три родные брата.
Мы светим с давних пор
И взрослым и ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Самый строгий — красный свет,
Если он горит:
Стой! Дороги дальше нет.
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешёл ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро жёлтый
В середине свет.
А за ним зелёный свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
— Препятствий нет,
Смело в путь иди!
Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадёшь,
Конечно, очень скоро!
Слова: помочь, ночь, видишь, слушаешь, увидишь, выполнишь, попадешь.
7. Пока горит красный свет, составьте предложение со словом «светофор», выделите в них грамматическую основу, выполните морфологический разбор.
8. Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы приехали в Академию Дорожных Наук. Но игра ещё не окончена. Сейчас вы сдадите экзамен, выполнив самостоятельную работу:
1) Подберите прилагательные к существительным автобус, троллейбус, трамвай. Составьте с ними предложения.
2) Составьте словосочетания с глаголами переходить, запрещать, предупреждать, пересекать.
3)Составьте предложения со словами тормоза, скорость, колесо, мотор, двигатель, спидометр.
4) Придумайте небольшой рассказ на одну из тем: «Знать и выполнять правила дорожного движения должны взрослые и дети», «Когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора», «Выбирай самую безопасную дорогу в школу».
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Было ли вам интересно на уроке?
Что важное вы узнали?
Какие вспомнили правила?
Как вы думаете, для чего нужны ПДД?
А для чего нужны правила в русском языке?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Записать рассказ «Как я выполняю правила дорожного движения?»