РАЗРАБОТКА К ПЕДСОВЕТУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, ИЛИ КАКИХ УЧИТЕЛЕЙ ЛЮБЯТ ДЕТИ


Педагогическая ситуация, или каких учителей любят дети
Цель: осмысление педагогами собственной деятельности в различных педагогических ситуациях.
Форма: педагогическая мастерская.
План проведения педсовета.
1. Объявление темы и целей педсовета (слово директора).
2. Назначение ведущих (заместители директора по УВР и воспитательной работе).
3. Работа участников педсовета в группах.
4. Результаты анкетирования учащихся.
5. Педагогические ситуации.
6. Выработка решений педагогического совета.
Ход педсовета
I. Слово директора.
II. Назначение ведущих.
Ведущий говорит о том, что каждый учитель – член педсовета – пришел на него с определенными целями и суждениями.
Участникам предлагается подумать, что они ожидают от предстоящего педсовета и сформулировать в одном-двух предложениях главное ожидание – что они хотят узнать, изменить, получить, дать.
Участникам раздается по одному листочку бумаги с липким краем, где они записывают свое ожидание. Через 2–3 минуты листочки собрать и, громко зачитывая каждое ожидание, приклеивать их к «дереву» с надписью «Цели и ожидания».
Надписи на листочках могут быть следующими:
а) уйти с педсовета с хорошим настроением;
б) хочу узнать, каких учителей любят дети и стремиться к совершенству;
в) получить – новые знания, дать – поделиться опытом работы;
г) хочу, чтобы педсовет закончился в 18–00. Не позже. И. т. д.
После этого ведущий педсовета говорит о том, что в конце педсовета участники вернутся к этим ожиданиям, чтобы выяснить, насколько они исполнились.
Ведущий предлагает выработать правила работы педсовета. Правила вырабатываются методом «мозгового штурма», записываются или вывешиваются на видном месте.
III. Работа в группах.
Участникам педсовета предлагаются для обсуждения и обмена мнениями следующие вопросы (по группам):
1-я г р у п п а. Какие же они – современные дети?
2-я г р у п п а. Почему опасно работать «по старинке»?
3-я г р у п п а. Имидж современного учителя.
Обобщают выступления по каждой группе заместители директора.
(см. Приложения: «Современный ученик»; «К вопросу об имидже современного педагога».)
IV. Результаты анкетирования учащихся (5–9, 11 классы).
Цель: Выяснить, какие учителя нравятся нашим детям и какие качества они в них ценят.
Зачитываются вопросы анкеты и наиболее яркие ответы.
Анкета
1) Напиши 5 качеств, которые ты считаешь лучшими в учителе.
2) Напиши 5 качеств, которые являются для тебя непривлекательными у учителя.
3) Какому учителю ты можешь доверять?
4) Оценка какого учителя для тебя важна?
5) Влияет ли внешний вид учителя на твое мнение о нем?
6) Моим самым живым школьным воспоминанием является …
V. Педагогические ситуации.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я:
– Что такое педагогическая ситуация? Кто чаще всех становится ее участниками?
– Как выйти их конфликтных ситуаций достойно, не причиняя боли и вреда?
Участникам педсовета предлагаются педагогические ситуации. Задание: найти верное решение. (см. Приложения: педагогические ситуации.)
Ведущий подводит итоги, предлагает выработать «Кодекс чести учителя» (организуется общая дискуссия, выбирается рабочая группа для составления окончательного кодекса поведения, совместно принимается решение по утверждению «Кодекса»).
VI. Оценка работы педсовета. Выработка решений.
Участники педсовета отметили, что их ожидания педсовет оправдал (возвратиться к дереву ожиданий), что педсовет прошел интересно, что коллектив способен не только видеть проблемы, но и решать их. На педсовете были поучительные, интересные предложения, юмор и дружеские отношения. Поработали интересно и с пользой.
Проект решения педагогического совета
1. Учителям продолжить изучать классные коллективы (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе учащихся).
2. Изучить передовые педагогические идеи, продуктивные воспитательные технологии на семинаре классных руководителей.
3. Провести психолого-педагогический семинар-практикум «Комфортность обучения: из чего она складывается?»
Приложение 1
Правила педсовета
 Точность, краткость.
 Правило поднятой руки.
 Отвергая, предлагай.
 Юмор.
 Регламент.
 Взаимоуважение.
 Обсуждать не личность.
 Умение слушать и слышать.
Приложение 2
Кодекс чести учителя школы
Учись видеть и уважать в другом человеке личность.
Учись видеть в себе недостатки и прощать их другим.
Будь честен в помыслах, не навреди словом.
Щедро делись педагогическим мастерством, ибо «не оскудеет рука дающего».
Учись радоваться успехам своих коллег.
Не позволяй себе плохого настроения, это неприлично.
Будь внимателен к чужим недостаткам.
Помни, что твой внешний вид соответствует твоему внутреннему содержанию.
Полнее используй свои силы и возможности в работе.
Повышай свой интеллект.
Повышай свой уровень психологических знаний.
Добросовестно выполняй функциональные обязанности учителя.
Стремись к профессиональному мастерству.
Приложение 3
Современный ученик
За ежедневной работой и школьными хлопотами учителю, как правило, некогда задуматься, чем отличаются сегодняшние дети от тех учеников, которых мы учили вчера. При выборе новых учебников и программ большинство из нас по-прежнему опирается на свою интуицию. А ведь если четко не сформулировать для себя, что такое современный ученик и как мы должны строить образовательный процесс, исходя из новых реалий и потребностей общества, есть опасность не подготовить наших детей к жизни. Не нужно пугаться изменений в привычных образовательных и педагогических подходах, их подсказывает нам с вами сама жизнь и здравый смысл, если только, конечно, мы не безразличны к судьбе наших детей и нашей Родины.
Сегодня идет учиться уже не первое поколение детей, выросших при новой государственной системе в РФ. Они выросли в условиях изменившейся социокультурной среды. Они во многом отличаются от учеников 70–80-х годов прошлого века, и не учитывать это невозможно.
Прежде всего, у детей одной возрастной категории сегодня часто отличаются паспортные и физиологические возраста. Естественно отличается и уровень развития, и степень эмоциональной и психологической готовности к началу учебы. Мы не найдем, например, сегодня ни одного первого класса, в который удалось бы набрать более или менее ровный контингент учащихся.
Однако, отличаясь друг от друга, современные дети обладают рядом общих для них качеств.
Первым из них является обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам.
Если дети 70-х годов ощущали определенный информационный голод, то сегодня через всевозможные источники дети практически насильно «загружаются» информацией. Стоит отметить, что информация носит часто противоречивый, а иногда и взаимоисключающий характер, что приучает детей к плюрализму, или вызывает у них состояние тревожности и неуверенности.
Вторым качеством современных детей стоит назвать ощущение своего «Я» в мире, которое чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения, а следствием этого явления более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы.
Третьим качеством надо назвать более недоверчивое отношение к словам и поступкам взрослых, чем, скажем, лет 15 назад. Поэтому взрослым надо быть психологически готовыми к тому, что не все сказанное нами будет приниматься на веру.
И четвертым качеством является, к сожалению, слабое здоровье современных детей.
Отдельно надо отметить, что современные дети в подавляющем большинстве перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры, да и само понятие «свой двор» практически ушло из нашей жизни. Как следствие – дети приходят учиться, не обладая навыками общения и практически не социализированными, то есть плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.
Можно было бы назвать и другие отличия, но именно эти качества современных детей нам необходимо учитывать при построении сегодняшнего образования.
И если мы серьезно задумаемся над новыми качествами современных детей и над тем, что в их жизни сегодня отсутствует, то неизбежен вывод: необходимы переосмысление многих привычных постулатов образования и переход к иной системе психолого-педагогических принципов.
Приложение 4
К вопросу об имидже современного педагога
Может показаться странным, что в то время, когда вся педагогическая общественность занята поиском «новой образовательной парадигмы», обеспокоена содержанием образования, стоит и необходимо начать разговор об имидже педагога.
До сих пор многие убеждены, что педагогические вузы должны готовить специалиста, владеющего определенными знаниями, умениями, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с учениками, не умеет общаться с коллегами, родителями.
Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. Известна народная мудрость, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный человек.
Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно и часто определяет одно другое: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний.
Интерес к личности учителя, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики поддерживают педагогическую энергию учителя, а педагог открывает перед школьниками «новые горизонты». Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом свой собственный имидж.
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового человека.
Имидж – красивое и загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов прошлого века. В переводе с французского и английского – образ. Причем под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и особенно слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.
Визуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога. Весь облик учителя должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Искусство речи – это ее гибкость, выразительность, оригинальность. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние его учеников, но и их работоспособность.
Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.
Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни, который также влияет на имидж в целом. Имидж вашего образа жизни – это как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение и характер.
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.
П р и в л е к а т е л ь н ы е л ю д и:
часто и охотно улыбаются;
обладают тонким чувством юмора;
естественно себя ведут;
веселы;
часто и охотно говорят комплименты;
знакомы с этикетом и следуют ему;
уверены в себе;
умеют посмеяться над собой;
быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
дружелюбны, с ними легко общаться.
Совершенно не обязательно, чтобы люди вас любили и обожали, просто вы должны им нравиться.
Имидж может быть положительным или отрицательным. кроме личностного, имидж может быть профессиональным. Понятие «имидж» может быть применимо не только к человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж любой школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.
Итак, имидж – впечатление, которое производит человек на окружающих: что и как говорит, делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры, одежда, внешний вид.
Помните поговорку «Встречают по одежке, провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа является единственным «банком данных» о человеке. И чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами, тем меньше сил вам потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.
Приложение 5
Педагогические ситуации
№ 1
«Слишком добросовестный» учитель математики постоянно задерживает детей на перемену, оставляет после уроков. У родителей – претензии. Что им ответить?
1. Принести родителям извинения и «исправиться».
2. объяснить задержки слабостью класса и необходимостью дополнительной работы с ним.
3. выдвинуть встречные претензии к родителям, которые не уделяют должного внимания успеваемости детей.
4. смело парировать родительские претензии угрозой отказа от класса и тем, что дети могут остаться вообще без учителя математики.
О т в е т: 1, 2.
№ 2
Придя в школу раздраженной домашними неурядицами, учительница с ходу «набрасывается» на класс. Разрядившись, она видит, что переборщила. Что делать?
1. ничего – бываете же Вы иногда и «расслабленной», и слишком доброй!
2. посетовать: «Как у меня сегодня болит голова … Наверное, магнитные бури».
3. спокойно сказать: «Извините, что-то я сегодня разошлась».
4. «компенсировать» свои нападки легким и приятным заданием детям.
5. «компенсировать» свои нападки тем, что в этот день не дать домашнее задание.
6. тепло сказать: «Ну что ж, друзья, а теперь посмотрим, что у вас получилось с …».
О т в е т: 3.
№ 3
Учительница, доведенная на уроке «до ручки» классными «шутниками», в отчаянии заявляет классу, что оставляет всех на дополнительный урок для выполнения «штрафного» задания. Дисциплинированные, добросовестные ученики возмущены: за что они-то страдают? Как поступить?
1. спокойно объяснить, что на этот раз пострадают все, чтобы впредь сознательная часть класса четко становилась на сторону учительницы и помогала осадить бездельников.
2. спокойно объяснить, что Вас не так поняли: наказание касается только отличившихся «шутников».
3. признать доводы сознательной части класса справедливыми и отпустить этих ребят.
4. резко осадить «выступающих» и непреклонно заявить, что обсуждать свои решения с ними не намерены.
5. коротко заключить: «Все претензии – к завучу, а уж я обрисую ей нашу ситуацию».
О т в е т: 3.
№ 4
Доведенная до отчаяния поведением детей молодая учительница прямо на уроке расплакалась. Как выйти из этой ситуации?
1. да очень просто: поплакать, успокоиться и продолжить урок.
2. да очень просто: поплакать – только не в классе – успокоиться и продолжить урок.
3. в такой ситуации следует обязательно покинуть класс и до конца урока уже не возвращаться.
4. взять себя в руки – какие еще слезы в классе! – и, извинившись перед детьми за свою слабость, продолжить урок.
5. самое главное, чтобы ученики почувствовали свою вину и ответственность за Ваши слезы.
6. поплакав, «разберитесь» с классом – без серьезного наказания тут не обойтись.
О т в е т: 2, 4.
№ 5
В школу приходит молоденькая учительница, только что окончившая педвуз. Старшеклассники беззастенчиво обсуждают ее внешность, манеру одеваться, говорить … Как реагировать на это учительнице?
1. держаться сдержанно и просто, а к ребятам неизменно проявлять дружелюбие.
2. любую реплику в свой адрес воспринимать с юмором.
3. ни на что не реагировать.
4. в этой ситуации полезно сначала сильно припугнуть ребят (строгостью, высокими требованиями, непредсказуемостью), а затем постепенно смягчать манеру общения.
5. малейшая фривольность со стороны учащихся – и сразу же отправлять их для «промывания мозгов» к директору.
О т в е т: 1, 2.
№ 6
Учитель, выведенный из равновесия вызывающим поведением ученика, сорвался и оскорбил его. Что делать учителю?
1. сдержанно извиниться и продолжить урок.
2. потребовать разбирательства в кабинете директора с участием родителей.
3. сурово пригрозить ученику встречным иском и взысканием с его родителей крупной суммы за моральный ущерб.
4. срочно переключиться на урок, для начала дать школьникам трудное задание, чтобы отвлечь их от инцидента.
5. хоть на пару минут выйти из класса и остыть (выпить воды, покурить), а вернувшись, как ни в чем не бывало продолжить урок.
О т в е т: 1, 5.