Презентация по краеведению на тему: «Эколого-краеведческое образование как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников»
Министерство образования Московской областиРегиональная система повышения квалификацииГАОУ СПО МО «ГПК» Итоговый практико-значимый проект Тема: «Эколого-краеведческое образование как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников»по курсу кафедрального учебного модуля «Краеведение как инновационное направление внеурочной деятельности учащихся в соответствии ФГОС НОО нового поколения» Выполнила: слушатель КПК Тарарыкина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классовМОУ СОШ №11 г. СерпуховаНаучный руководительХохлова Ю.Г. Серпухов, 2016г. * Актуальность Знать родной край – значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни. Человек, который не знает и не любит свою маленькую родину, никогда не сможет оценить богатства Отчизны, значение природы вообще и осознать смысл жизни. В содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования представлена необходимость активизации процесса нравственного воспитания в младшем школьном возрасте. Объект исследования: Внеурочная деятельность краеведческой направленности Цель: изучить условия эффективного использования исследовательских проектов для развития личностных, надпредметных результатов Задачи: проанализировать существующие педагогические подходы к организации внеурочной деятельности по направлению «Краеведение»;определить роль и место данного педагогического объекта в структуре внеурочной деятельности;создание электронной библиотеки мультимедийных презентаций, творческих работ обучающихся. Предмет исследования: применение форм, методов и приемов работы по духовно-нравственному воспитанию на примере краеведческого материала * Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования;диагностирование обучающихся, родителей Исследовательские проекты обучающихся. Практическая значимость: Формирование у обучающихся экологической культуры:ценностного отношения к природному миру,готовность следовать нормам природоохранного,нерасточительного,здоровьесберегающего поведения. Краеведение Духовно-нравственное воспитание Экологогическое исследовательские проекты-занятия в кружке «Росинка»экскурсии-опыты,наблюдения Художественно-эстетическое устное народное творчествозодчество-инсценировки экологическихсказок,спектаклей-конкурсы сочинений Физкультурно-оздоровительноеспортивные соревнованияконкурсызанятия туризмом Трудовое -озеленение школьного участка очистка родников благоустройство города посадка деревьев ,кустарников Направления и формы работы Краеведение Духовно-нравственное воспитание Семейное творческие проекты фотовыставки-семейные путешествия Ценностно-ориентированное-оценка изучаемого объекта Познавательное-изучение информации-краеведческой литературы Дидактическое конкурсы социально значимые проекты Направления и формы работы * Темы проектов:Солнце,воздух,вода и ….растениеВыращивание лука в комнатных условияхЗнакомые незнакомцы Заповедные зоны Подмосковья Заповедные зоны Подмосковья Проект учащихся 4 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. СерпуховаРуководитель: Тарарыкина Н.В. 2015-16уч.год Цель:формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы. Задачи: - включить учащихся в поисково-исследовательскую деятельность; -формировать интерес к изучению природы родного края; - формировать представления об охраняемых территориях России и своей области. * Используемые методы : метод наблюдения (проведение опыта,оценка, изучение объекта); наглядные методы (презентации, видеофильмы, экологические экскурсии); практические методы (составление исследовательского проекта «Заповедные зоны Подмосковья» Мобилизирующий Разработка проекта Основной этапПоиск информации ПрезентацияЗащита проекта личностные метапредметные познавательные Этапы работы: Результаты Экологическая культура, ответственность за поступки,Эстетические потребности,ценности,чувства Предлагать помощь ,и обращаться за ней , определять цели, договариваться, концентрация воли Формулировать проблему ,устанавливать причинно-следственные связи, фиксировать информацию Палеонтологические находки межледниковых эпох свидетельствуют о существовании на территории Серпуховского района в прошлом таких животных, как холодный шерстистый носорог, северный олень и других, которые были приспособлены к климату. В послеледниковый период территорию стали заселять другие животные. Огромное влияние на безлесные пространства и населенные пункты, возделывая сельскохозяйственные культуры, оказали люди. Тем самым они благоприятствовали нынешнему состоянию животного мира. Вырубая леса, создавая открытые пространства, они, вольно или невольно, распространяли и увеличивали численности одних видов животных и угнетали других. За последние столетия это обусловило сокращение лесных животных и увеличение степных видов. Образовалась группа животных, которые в непосредственном соседстве с человеком нашли весьма благоприятные условия для своего существования: серая крыса, домовая мышь, сизый голубь, домовый и полевой воробей, синички, ласточки и другие. Сегодня в Подмосковье обитает около 50 видов млекопитающих, гнездится и бывает пролетом около 300 видов птиц. Встречаются много пресмыкающихся и земноводных (более 15 видов) и особенно беспозвоночных. Повсеместно живут кроты, ежи, белки, несколько видов летучих мышей, кукушки, соловьи, дятлы Значение диких животных в жизни людей достаточно важно и многообразно. Прежде они имели большое значение как источник мяса, пушнины, пуха, ценного сырья для изготовления лекарственных препаратов. Всего столетие назад добываемого количества рыбы, птицы, животных хватало не только для удовлетворения собственных запросов жителей, но и позволяло значительную часть полученного охотой и рыбной ловлей везти в Москву. Однако в конце XIX века в Подмосковье из-за неумеренного промысла, сведения лесов, произошло резкое уменьшение численности диких животных как источника пищевых и других продуктов. А из-за прогрессирующего загрязнения окружающей среды, браконьерства численность животных еще более сокращается. В то же время некоторые животные без защиты и помощи людей могут совсем исчезнуть с территории Московской области. Поэтому они занесены в Красную книгу. В ней насчитываются около 20 видов животных Подмосковья. Это насекомые: восковник-отшельник,; рыбы: обыкновенный подкаменщик; птстепной шмель, бабочка-мнемозина, обыкновенный аполлоницы: черный аист, беркут, кречет, балобан; млекопитающие: выхухоль и зубр. И, наверное, не случайно, что в 12 километрах от Серпухова на левом берегу реки Оки находится Приокско-Террасный заповедник, который был основан в 1945 году. Площадь заповедника 4945 гектаров. Леса занимают 92,6% его территории. В 1979 году на международном форуме ЮНЕСКО в Париже заповеднику был присвоен статус биосферного. Он вошел в мировую сеть биосферных заповедников и является признанным эталоном природы Центральной России. Откуда это название у заповедника? Дело в том, что южная сторона заповедника выходит к реке Ока, поэтому и носит название Приокского. Она спускается к левому берегу Оки огромными пологими ступенями-террасами, от которых заповедник получил еще одно название — Террасный. Этот заповедник особый и является «перекрестком» природы. Здесь приветливые прозрачные дубравы соседствуют с угрюмыми хвойными лесами, на лугах и полянах буйствуют степные травы — ковыль и типчак. А в глухих чащах притаилась росянка круглолистная — растение-хищник. На небольшой территории заповедника сосредоточилась львиная доля живого богатства Подмосковья Здесь обитает до 130 видов птиц: глухарь, птица-пешеход коростель, тетерев, перепел, птица-осоед. Многочисленны копытные: лось, косуля, пятнистый и благородный олень, кабан.Из хищников встречаются лисицы, барсуки, куницы. Из грызунов — белки, зайцы.В реке Таденка водятся бобры. Сохраним красоту родного края * Выводы: Работая над проектами обучающиеся учатся: Отбирать фотографии Искать информацию Интервьюировать Выступать формируются универсальные учебные действия * Выводы: Включение краеведческого материала во внеурочную деятельность способствует расширению интереса к изучению природы родного края, развитию наблюдательности и любознательности, формированию ценностного отношения к природному миру, нерасточительного , здоровьесберегающего поведения Материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных общеобразовательных школ при проведении занятий во внеурочной деятельности учащихся. * Список литературы: 1. Александрова Ю.Н. Юный эколог[Текст ] / Ю.Н.Александрова, Л.Д . Ласкина Н.В.Николаева.-Волгоград:Учитель,2010-331с.2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2012.3БезруковА .Занимательная география [Текст]/А.Безруков,Г.Пивоваров,-М.:АСТПРЕСС,20014. Мытарев А.А.Наш край родной.[текст]/А.А Мытарев.-Кемерево,19775. ПлешаковА.А.Экологические проблемы и наальная школа[Текст]/ А.А.Плешаков//Начальная школа-1991№5 С.2-8 Министерство образования Московской областиРегиональная система повышения квалификацииГАОУ СПО МО «ГПК» Итоговый практико-значимый проект Тема: «Эколого-краеведческое образование как одно из средств духовно-нравственного воспитания младших школьников»по курсу кафедрального учебного модуля «Краеведение как инновационное направление внеурочной деятельности учащихся в соответствии ФГОС НОО нового поколения» Выполнила: слушатель КПК Тарарыкина Наталья Вячеславовна, учитель начальных классовМОУ СОШ №11 г. СерпуховаНаучный руководительХохлова Ю.Г. Серпухов, 2016г.