Консультация для воспитателей: «Сказка – один из видов нравственного воспитания».
Консультация для воспитателей
«Сказка – один из видов нравственного воспитания»
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования.
Сказка один из видов нравственного воспитания. Обращение к сказке необходимо, потому что нравственный и творческий потенциал необходим для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, который закладывается с детства.
Необходимо сосредоточивать все усилия на развитие в детях способности к самореализации, умению служить людям и быть счастливыми в этом служении. Рассматривая иллюстрации к народным и литературным сказкам, обращаясь к ним на протяжении всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении, сравнивая героев сказок и героев, созданных разными художниками.
Дошкольники учатся видеть, какие средства те используют, чтобы передать особенности характера и настроения персонажей, понимают, как можно изобразительными средствами (колорит, композиция и т.д.) передать свое отношение к событиям сказки и ее действующим лицам, а значит, получают не только знания, необходимые для изобразительной деятельности, но и вырабатывают нравственные ориентиры, столь нужные для формирования «растущей души». Система работы со сказкой в ДО. В работе с детьми используются стихотворные авторские сказки.
Сказка один из элементов культуры. Все сказки мира всегда содержат в себе ирреальное и реальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально-педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий ее имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, принять ее ирреальную сторону. Создается богатая возможность для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному ирреальному плану. При этом участвует вся сенсорная система слушателя: зрение, слух, обаяние, осязание, пространственно-моторные механизмы. Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие определенные сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса (например, русская сказка: образы – богатыри, Иванушка-дурачок, Кощей, Баба-Яга и т.д.). Элементы эти переходят из сказки в сказку: «Жили-были»; «В некотором царстве»; «красна девица» и т.д. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функция сказки. Функция социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказка приходит на помощь человеку, раздвигает границы его индивидуального жизненного опыта, подключают к опыту личности опыт человечества. А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок». Именно «намек», а не морализирование, не идеологическая директива. Педагог должен уметь и рассказать сказку, и стимулировать индивидуальное ее восприятие, и побуждать детей к собственному творчеству. Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Формируя привычные навыки, приемы, действия, умения детей, педагог должен вызывать, заинтересованность их не столько в конечном результате, сколько в самом процессе творения новых сюжетов или новых образов. Голографическая функция. Сказка способна отражать глобальные проблемы, не приходящие ценности, вечные темы противоборства доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости, т.о. в педагогической практике этот аспект может быть использован для формирования целостного мировоззрения слушателей, их нравственной, художественной, экологической, валеологической культуры. Развивающе-терапевтическая функция. О сказкотерапии давно уже говорят в литературе, подразумевая ее лечебный эффект. Терапевтическая функция имеет свои корни в той функции искусства, которую Аристотель назвал катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса). В сказке присутствует функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий и т.д. Культурно-этническая функция. Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Через сказку дети усваивают все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка – это социальная память этноса. Лексико-образная функция – способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, сюжетом, вариативностью. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразуя его. Но нереальным мир кажется только взрослым, ребенок же все воспринимает как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задание, чем просто Петей, Машей и т.д. Дети очень любят сказки, потому что в них «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А.Менегетти). Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Необходимо использовать сказочную форму для формирования личности как субъекта общения, его коммуникативной компетенции.
В связи с этим ставим следующие задачи:
формировать умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях: устанавливать связь, вступать в контакт, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять.
реализовать самоутверждающие способности, способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные), умение заявить о себе, высказать свое мнение.
Пути реализации: - создание условий для реализации различных способов поведение в той или
иной ситуации; - моделирование проблемных ситуаций; - активизация самостоятельной деятельности детей; - использование элементов кукольного спектакля (театра). Проведение занятий Занятия по сказкам достаточно проводить раз в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Зависит от возраста и психологических возможностей. Можно проводить в любой последовательности, определенного цикла нет. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, сказав, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз. Основные правила проведения занятий: 1) Места для занятия должно быть много. На полу необходим ковер. 2) В процессе занятии детям периодически дается возможность говорить о
своих ощущениях. Вхождение в сказку является важным моментом. Это момент волшебства таинства. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, если это сказки Андерсена, Пушкина, Шарля Перро, лучше читать их, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу. При составлении занятий тексты сказок приходится сокращать, изменять. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою с большим интересом. Сказки условно можно поделить на простые и сложные, но все занятия должны быть построены не по типу от «простого к сложному». Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальное произведение можно варьировать и заменить другими, упрощать или усложнять. Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Ведущий должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие, когда уменьшать и увеличивать количество и интенсивность упражнений. Необходимо помнить, что все, что выполняется детьми, является лучшим, успешным и т.д. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрить