Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов Моё село — моя судьба
ТЕМА ДОКЛАДА
Авторская программа внеурочной деятельности
для учащихся 1-4 классов малокомплектной школы
Афонина Елена Анатольевна ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Четыровка (ГБОУ ООШ с. Четыровка)
Пояснительная записка.
Актуальность.
В настоящее время особенно актуальна проблема воспитания человека, обладающего большим духовно - нравственным потенциалом, безусловной ценностью для которого является принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву можно назвать основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека. В настоящее время и трудовое воспитание занимает не самое видное место. Наша задача - возродить трудовое воспитание в классе, в школе, в селе с учетом изменившихся социально экономических условий и потребностей.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Организация внеурочной деятельности в сельской школе имеет гораздо большее значение, чем в городской, так как ее ученики ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции. Замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации образовательной, воспитательной и внеурочной работы в сельской школе.
Организация учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе требует особого внимания. Уроки и внеклассные мероприятия, которые блестяще проходят в крупных общеобразовательных учреждениях, порой оказываются совсем не такими эффективными, если просто копируются в небольших классах малокомплектной школы.
В условиях введения ФГОС НОО многие педагоги малокомплектных сельских школ столкнулись с рядом проблем:
-оформление и ведение документации (в частности, разработка основной образовательной программы) в условиях ограниченности знаний и внешних методических ресурсов;- формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно;
- формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление кото-рых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования (для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися (например, групповая работа), а наполняемость классов в малокомплектной школе делает невозможным использование многих форм коллективной работы, принятых в классно-урочной системе);
- организация (содержание, формы, кадры) внеучебной деятельности (многие школы могут использовать только собственный ресурс для этого. Есть ли он у них? Никакой интернет не заменит живого человеческого общения);
- организации плодотворного взаимодействия и преемственности учебной и внеучебной деятельности школьников.
В условиях малокомплектной школы количество учащихся просто не позволяет по существующим нормам наполняемости вести учителю внеурочную деятельность, используя многие перечисленные формы. Речь должна идти о новых программах организации внеурочной деятельности.
Как организовать внеурочную работу в 1 классе, если нужно в это время провести урок или классный час во 2, 3 и 4 классах? Мною разработана воспитательная система класса малокомплектной школы, направленная на раскрытие и развитие индивидуальности младшего школьника, умеющего жить в классном разновозрастном коллективе и строить отношения дружбы и взаимопомощи. Особое внимание я уделила организации межвозрастного общения. В практику начальных классов мною включены такие формы работы, как творческое сотрудничество третьего и первого класса (второго и четвёртого). Весь воспитательный процесс построен на основе деятельности разновозрастного объединения – «содружества». Содружество – это коллектив учащихся разного возраста.
Я решила разработать программу внеурочной деятельности «Моё село - моя судьба» для разновозрастного содружества учащихся 1-4 совмещённых классов малокомплектной школы.
Цель: создать систему патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся для формирования социально-активной личности, гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к малой Родине, своему народу и готовности к его защите;
Задачи:
формировать интерес к изучению истории, культуры родного края;
воспитывать любовь и чувство гордости к своему краю, уважительного отношения к местным
культурным ценностям;
помогать ветеранам Великой Отечественной войны;
оказывать помощь пожилым людям; развивать толерантность;
формировать и развивать такие качества характера, как благородство, выдержка, трудолюбие,
умение ладить с людьми;
участвовать в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
формировать навыки совместной жизни в социуме через коллективную деятельность
разновозрастного содружества;
развивать навыки коллективной, групповой работы;
познакомить с сельским хозяйством, различными профессиями на селе.
Содержание программы внеурочной деятельности соотносится целям и задачам основной образовательной программы ГБОУ ООШ с. Четыровка
Содержание программы связано с урочной деятельностью и представлено следующими предметными областями: филология (уроки литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии), а также основы духовно-нравственной культуры народов России.
Формы организации внеурочной деятельности:
диалоги; элементы дискуссий;
конкурсы, викторины;
беседы;
коллективно-творческие дела;
классные часы;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии
Данная программа «Моё село – моя судьба» рассчитана на преподавание в совмещённых классах (с 1 по 4 класс) начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 35-40 минут. Занятия по внеурочной деятельности осуществляются во второй половине дня.
Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится: и приобретёт
Личностные действия:
научится ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего;
оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и
окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов
морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные,
внешние и внутренние мотивы;
- чувства гордости за своё село, за успехи своих земляков.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению,
презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом,
исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
описывать достопримечательности родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем
крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов,
домашней и школьной библиотек;
находить на карте свой регион, его главный город, своё село;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях; - устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров
при выработке общего решения в совместной деятельности.
Формы учёта знаний
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания и защиты собственного проекта;
создания презентаций - представлений по изученной теме;
конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников; участия в конференциях разного уровня.
Тематическое планирование
№ раздела
Название раздела
Количество часов
1.
Введение
2
2.
Моё село
4
3.
Сельское хозяйство
6
4.
Моя семья
5
5.
Забота и внимание
9
6.
Герои живут рядом
6
7.
Итоговое занятие
2
Итого
34 часа
№
Тема
Кол-во теоретич.
занят.
Кол-во практич.
занят.
1
Моя школа – мой дом.
1
2
Трудовой рейд «Мусор нам мешает!»
1
3
Моё село
Родина - место, где человек родился.
1
4
История села. Памятные места нашего села
1
1
5
Обычаи и традиции моего народа
1
6
Сельское хозяйство
Что растет на полях нашего села?
1
1
7
Чем занимаются люди на селе.
1
1
8
Мастера своего дела.
1
9
Хлеб – всему голова.
1
Моя семья
10
Моя родословная
1
11
Профессии моих родителей
1
1
12
Трудовой подвиг моих дедушек и бабушек
1
1
Забота и внимание
13
«Забота и внимание». Помощь пожилым людям
1
1
14
Операция «Забота» (подкормка птиц и животных)
1
15
«Друг познаётся в беде»
1
16
Беседа «Парад хороших поступков»
1
1
17
Мастерская поделок "Творим добро своими руками"
1
18
Забота о малышах
1
1
«Герои живут рядом»
19
Великая Отечественная война в истории моего края.
1
20
Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
1
21
Шефство над обелиском.
1
22
Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!»
1
23
Встреча с ветеранами войны.
1
24
Уроки мужества.
Мои земляки – участники боевых действий в Афганистане и Чечне
1
Заключение
25
Акция Чистое село»
1
26
«Кем я буду?» Заключительное занятие.
1
ИТОГО
19
15
Содержание программы
Введение.
Экскурсия по школе. Посещение школьного музея. Правила поведения в школе, бережного отношения к школьному имуществу. Рейд по уборке территории школы.
2. Моё село
Изучить историю села, его достопримечательности, организовать встречи со старожилами села. Познакомить с традициями, культурой своего народа через изучение народных обычаев, традиций, ремесел.
Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных местах нашего села.
3. Сельское хозяйство
Знакомство с гербарными экземплярами культурных растений встречающихся на полях села. Познакомить с трудом людей на селе в разное время года.
Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего села. Организация конкурса рисунков.
4. Моя семья
Составление родословной, подготовка сообщений, презентаций на тему: «Моя мама (папа) работает - ) Защита проекта. Узнать о трудовом подвиге старшего поколения семьи
5. Забота и внимание
Операция «Забота». Подкормка птиц и животных зимой. Помощь пожилым людям .Забота о младших: игры для воспитанников детского сада, помощь на территории д\с, подарки для малышей, сделанные своими руками.
Беседа о дружбе и взаимовыручке. Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.
6. Герои живут рядом
Оказание индивидуальной и конкретной помощи ветеранам, труженикам тыла, учителям-пенсионерам. Акция «Дорогами славы» по благоустройству памятника воинам, погибшим в годы ВОВ. Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!» Встреча с ветеранами войны.
7. Заключение.
Подведение итога.
Дополнительная литература.
1. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина.
2.Научно-методический журнал «Классный руководитель» 2006.
3. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение,
4. 1996.Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
5.Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
6.Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп.– М.: Центр, 1999. – 256с.
7.Научно-методический журнал «Классный руководитель» 2006 г.
8.Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С. 248.
9. Завуч начальной школы.-2004.-№6.-С.47- 125
Цифровые образовательные ресурсы:
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. 2012 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Социальная сеть работников образования. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Педсовет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
13PAGE 15
13PAGE 14715
15