Дополнительная общеразвивающая программа Нитяная графика
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ДД(Ю)Т
г. Салавата
_________С.Н. СвечниковаПриказ №____ от «___» ______2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Нитяная графика»
объединение «Рукодельница»
Возраст: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования: Висимских Е.А.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
совета МБУ ДО ДД(Ю)Т г. Салавата
№ ____ от «___» _________2016г.
2016 год
Пояснительная записка
Данная направленность программы: художественная. Образовательная область – технология. Имеет направление на формирование и развитие творческих способностей учащихся. Обеспечивает их духовно-нравственное, патриотическое и трудовое воспитание. Выявляет и поддерживает таланты. Способствует профориентации учащихся, их социализации и адаптации к жизни в обществе.
Актуальность программы - повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества, с понимания необходимости жить и учиться в соответствии с требованиями времени: привести жизнь человека в соответствии с потребностями рынка труда.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон образования в России - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации учащихся.
Одновременно со вступлением в силу нового Закона вступает в силу ряд подзаконных актов, принятых в соответствии с ним. Среди них, в частности: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Образовательная деятельность должна быть направлена на:- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную подготовку учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры.
Сегодня набора знаний и умений, которыми обеспечивает учащихся традиционное дополнительное образование, уже недостаточно. Новизна программы - нарастает осознание необходимости нового вида обучения. И его связывают с формированием у учащихся таких социально важных качеств, как «компетенция» и «компетентность».
Таким образом, новая цель образования – формирование компетентной личности учащегося через освоение им ключевых образовательных компетенций.
Учебно – познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижения;
- работать с инструкциями;
- описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представлять себя устно и письменно;
- уметь представлять свой дворец;
- владеть разными видами речевой деятельности.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации;
- самостоятельно искать, извлекать, анализировать, отбирать необходимую для решения задач информацию;
- владеть навыками использования информационных устройств.
Здоровьесберегающие компетенции:
- позитивно относиться к своему здоровью;
- знать и применять правила личной гигиены.
Данные ключевые компетенции признаются значимыми за пределами системы дополнительного образования.
Вместе с компетенциями необходимо формировать и человека культуры. В Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы" отмечено, что необходимо: формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сферах культуры и туризма; создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также обеспечения вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями в активную социокультурную деятельность; создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, а также для развития самодеятельного художественного творчества.
Отсюда для педагога - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения учащимися практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.
Всё это и является отличительной особенностью, данной дополнительной общеразвивающей программы от других аналогичных ей либо смежных с ней по профилю деятельности.
Цель программы
Цель: создание условий для творческой самореализации личности учащихся, реализации стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества и развития ключевых компетенций у учащихся.
Задачи программы
Обучающие:
-научить учащихся решать проблемы творчески в изготовлении поделок;
-научить учащихся владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимые в работе;
-обучить технике «Нитяная графика»;
-способствовать повышению компетенции учащегося, его готовности к творчеству и к жизни.
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение в совместной творческой деятельности;
-воспитывать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
-помогать в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности;
-формирование человека культуры.
Развивающие:
-развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, аккуратность;
-развивать положительные эмоции и волевые качества;
-развивать деловые качества такие как, самостоятельность, ответственность;
-развивать творческие способности посредством различных видов прикладного творчества.
Программа «Нитяная графика» рассчитана на 1 год обучения и для возраста 6-7 лет. Набор проходит в «МБУ ДО ДД(Ю)Т».
К концу года обучения, учащиеся будут знать:
-технику безопасности при выполнении ручных работ;
-технику «Нитяная графика»;
-последовательность выполнения стежков;
-правила сочетания цветов;
-плоскостное моделирование.
Будут уметь:
-пользоваться инструментами;
-обводить детали карандашом;
-выполнять разметку;
-шить по разметке;
-уметь пользоваться нитками и иглами;
-выполнять работу по схеме;
-выполнять работу аккуратно.
Как показывает предшествующий опыт работы, занятия дают хороший результат, когда являются обязательными, проводятся систематически. Индивидуальные занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность каждого занятия – 2 часа, один час равен 25 минутам, 10 минут перерыв. Форма обучения – очная.
Благодаря такому организационному подходу к работе оказываются вовлечёнными все учащиеся. Это важно потому, что кроме коррекции творческого развития на этих этапах необходимо решить ещё две важные проблемы – диагностика и прогнозирование дальнейшего развития. В результате можно получить информацию об уровне творческого развития каждого учащегося, выявить одаренных и отстающих, а также предсказать их развитие на дальнейших возрастных этапах.
Диагностика результативности реализации программы
Результативность реализации программ оценивается по уровню сформированности знаний, умений, навыков, учащихся в работе с техникой «Нитяная графика».
Высокий уровень.
Учащийся всегда активен на занятиях. Выполняет задания быстро, очень аккуратно. Задаёт вопросы и отвечает на них. Может самостоятельно выполнять работу.
Средний уровень.
Учащийся проявляет ситуативный интерес к темам занятий. Нужную информацию может находить с помощью педагога. Ориентируется в технике в рамках программы.
Низкий уровень.
Учащийся не проявляет интереса к работе. Часто отвлекается. Быстро теряет интерес к самостоятельной и групповой работе во время выполнения творческих заданий.
Формы и методы диагностики
Наблюдение, творческие самостоятельные работы, анкетирование учащихся и родителей, выставки разного уровня.
Выполнение изделия учащимися, являются итогом работы данных тем. Выставки являются итогом всей работы в объединении. Они способствуют дополнительным поощрением для учащихся, чувство того, что их работы не безразличны, они имеют значимость. Поэтому такие выставки необходимы в конце обучения.
Программа основана на единых подходах и принципах:
- использование индивидуального взаимодействия педагога с учащимися;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности и экспериментировании. При анализе каждого выполненного задания оценивается попытка учащегося найти нестандартное решение и множество решений одного задания;
- рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
- уважение личности учащегося, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
- использование формы работы с семьёй: посещение выставок.
Обучение проводиться в двух направлениях состоящих из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть проходит в форме бесед, лекций, рассказов, где рассказываются основные темы занятий. Практическая часть включает в себя навыки работы с техникой и изготовления поделок.
II.Учебно – тематический план
№ Содержание этапов Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вид техники «Стежок»
- Вводное занятие. Инструменты. Техника «Стежок».
- Вышивка стежком фигуры «Листья».
- Поделка «Гриб»
- Поделка «Осень»
- Поделка «Осенние композиции»
- Поделка «Клоун - 1»
- Поделка «Клоун - 2»
- Поделка «Клоун - 3»
- Поделка «Буквы - А»
- Поделка «Буквы - Б»
- Поделка «Буквы - В»
- Поделка «Цифры -1»
- Поделка «Цифры -2»
- Поделка «Цифры -3» 28
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 Вид техники «Веер»
- Поделка «Снежинка- 1»
- Поделка «Снежинка- 2»
- Поделка «Снежинка- 3»
- Поделка «Снежинка- 4»
- Поделка «Фигура-1»
- Поделка «Открытка для папы»
- Поделка «Фигура-2»
- Поделка «Птичка» 16
2
2
2
2
2
2
2
2 8
1
1
1
1
1
1
1
1 8
1
1
1
1
1
1
1
1
3 Вид техники «Перекрёст»
- Поделка «Открытка для мамы».
- Поделка «Фигуры»
- Поделка «Фигуры»
- Поделка «Фигуры»
- Поделка «Солнышко»
- Поделка «Цветочек» 12
2
2
2
2
2
2 6
1
1
1
1
1
1 6
1
1
1
1
1
1
4 Вышивка картин пайетками- Поделка «Ваза»
- Поделка «Ваза»
- Поделка «Букет»
- Поделка «Букет»
- Поделка «Лето»
- Поделка «Лето»
Итого: 12
2
2
2
2
2
2
68 6
1
1
1
1
1
1
34 6
1
1
1
1
1
1
34
III. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
1.Вид техники «Стежок». (28 часов)
Учебно-познавательные компетенции.
Теория: (14 часов).
Техника безопасности при выполнении ручных работ. Знакомство с техникой «Нитяная графика». Прямые стежки и их выполнение. Выполнение стежков различными по цвету нитками.
- Вводное занятие. Инструменты. Техника «Стежок». (2 часа)
- Вышивка стежком фигуры «Листья». (2 часа)
- Поделка «Гриб». (2 часа)
- Поделка «Осень». (2 часа)
- Поделка «Осенние композиции». (2 часа)
- Поделка «Клоун - 1». (2 часа)
- Поделка «Клоун - 2». (2 часа)
- Поделка «Клоун - 3». (2 часа)
- Поделка «Буквы - А». (2 часа)
- Поделка «Буквы - Б». (2 часа)
- Поделка «Буквы - В». (2 часа)
- Поделка «Цифры -1». (2 часа)
- Поделка «Цифры -2». (2 часа)
- Поделка «Цифры -3». (2 часа)
Практика: (14 часов).
Правила вдевания ниток в иголку. Лицевая и изнаночная сторона работы. Подготовка работы с техникой. Разметка дырочек по контуру фигуры, прокалывание дырочек. Выполнение стежков.
2.Вид техники «Веер». (16 часов)
Учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции.
Теория: (8 часов).
Изучение техники «Веер». Оформление открыток. Выполнение стежков различными по цвету нитками.
- Поделка «Снежинка- 1». (2 часа)
- Поделка «Снежинка- 2». (2 часа)
- Поделка «Снежинка- 3». (2 часа)
- Поделка «Снежинка- 4». (2 часа)
- Поделка «Фигура-1». (2 часа)
- Поделка «Открытка для папы». (2 часа)
- Поделка «Фигура-2». (2 часа)
- Поделка «Птичка». (2 часа)
Практика: (8 часов).
Разметка дырочек по контуру фигуры, прокалывание дырочек. Выполнение стежков. Выполнение рисунка в рамке. Дорисовка фигур.
3. Вид техники «Перекрёст» (12 часов)
Учебно-познавательные компетенции.
Теория: (6 часов).
Техника «Перекрёст». Рисование картин.
- Поделка «Открытка для мамы». (2 часа)
- Поделка «Фигуры». (2 часа)
- Поделка «Фигуры». (2 часа)
- Поделка «Фигуры». (2 часа)
- Поделка «Солнышко». (2 часа)
- Поделка «Цветочек». (2 часа)
Практика: (6 часов).
Выполнение техники. Рисование картин.
4.Вышивка картин пайетками. (12 часов)
Учебно-познавательные компетенции.
Теория: (6 часов).
Вышивка картин пайетками. Подбор цветов согласно композиции.
- Поделка «Ваза». (2 часа)
- Поделка «Ваза». (2 часа)
- Поделка «Букет». (2 часа)
- Поделка «Букет». (2 часа)
- Поделка «Лето». (2 часа)
- Поделка «Лето». (2 часа)
Практика: (6 часов).
Рисование вазы. Прокалывание отверстий для выполнения стежков. Выполнение работы.
Рисование букета цветов. Прокалывание отверстий для выполнения стежков. Выполнение работы.
Рисование картины. Прокалывание отверстий для выполнения стежков. Выполнение работы.
IV. Условия реализации программы
Материальное обеспечение программы: наличие оборудованного кабинета, стол для выполнения работ, стулья.
Методическое обеспечение программы – компетентностный подход.
Для проведения занятий используются наглядные пособия, выполненные на картоне, электронные версии изготовления поделок, картинки, фотографии работ. Разметка формы деталей производится при помощи трафаретов, карандашей и линеек.
Кадровое обеспечение программы: Наличие у педагога педагогического образования, специальность «Швейное производство».
V Список литературы
Нормативно-правовые документы
Конвенция ООН о правах ребёнка. Принята 20 ноября 1989 года.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р г. Москва)
Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года.
Конституция Республики Башкортостан. Принята 24 декабря 1993 г.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан 27 июня 2013 года)
Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва)
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва)
Устав МБУ ДО ДД(Ю)Т городского округа город Салават Республики Башкортостан
Основной список
Бахтиярова В.Ф., Герасимова О.А. Педагогический марафон: Учебно-методическое пособие. Выпуск 2. /под редакцией Бахтияровой В.Ф., Герасимовой О.А. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2015. – 132с.
Ижбулатова Э.А., Сапожникова В.А., Акьюлова Р.Р. Авторские программы педагогов дополнительного образования детей: Сборник /Под ред. Ижбулатовой Э.А., Сапожниковой В.А., Акьюловой Р.Р. - Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2015. – 204 с
Фахретдинова Ф.Р., Исангулова Р.Г. Сборник авторских программ. Уфа: Издательство ИРО РБ, 2015 – 172 с.
Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». Методическое пособие 1-е издание, исправленное. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2011.
Интернет – ресурсы
http://www.neuch.ru/referat/175947.htmlhttp://festival.lseptember.ru/articles/591113/http://school-chehov3.ucoz.ru/load/uchitelskaja/ochumelye_ruchki/izonit_nitjanaja_grafika/26-1-0-4811и; р://уапс1ех.гиЛп^е8/8еагс1Лех1=нитяная%20графика&81уре
http://www.cross-stitch-club.rU/drugoe/l 19-nity anye-xudozhestva-ili-chto-takoe- izografiya.html
http://www.how-to-do.ru/page.php?id=504http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe- tvorchestvo/2013/12/05/nityanaya-grafika-izonit-na-tarelochkakhhttp://yandex.ru/images/search?text=нитянaя%20гpaфикa&stypehttp://www.cross-stitch-club.ru/drugoe/l 19-nity anye-xudozhestva-ili-chto-takoe- izografiya.htmlПриложения к программе