Рабочая программа по дополнительному образованию студии Кисточка на 2015-2016 учебный год
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №1 г.Немана
__________________/Н.И.Зайцева/
от «__» __________2015года
Дополнительная общеразвивающая программа
художественная
направленность программы
«Кисточка»название программы
8 – 14 лет
возраст детей, на которых рассчитана дополнительная программа
1 год
срок реализации дополнительной программы
Ефимчик Ольга Леонидовна,
учитель изобразительного искусства
составитель
г. Неман, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г.; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» № 1008 от 29.08.2013г.;
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Закон российской Федерации «Об образовании».
Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Устав школы
Цели и задачи художественно-эстетического направления специальной программы школы.
Инструкции по технике безопасности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Кисточка» является программой художественной направленности. Объединение направлено на формирование и развитие творческих способностей, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания учащихся, выявление и развитие талантливых учащихся, формирование общей культуры.
Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах.
Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования - образование должно быть эффективным, качественным, доступным. Образовательная программа «Кисточка» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.
Программа развивает и реализует творческие способности обучающихся через выполнение творческих работ разной направленности в области изобразительного искусства.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающихся приобретают опыт самоопределения в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создания художественных образов. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных
решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В
системе эстетического, творческого воспитания особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, человеческихвзаимоотношений способствует воспитанию культуре чувств, развитию художественно-
эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации ребенка. Занятия изобразительным искусством являются эффективным
средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки
обучащиеся демонстрируют своим сверстникам, родителям, учащимся младших классов приглашая их на свои творческие выставки - мероприятия.
Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество. Эти занятия не только помогают воспитывать, но и обучают ребенка с помощью игры, так как игра, особенно в младшем возрасте основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к творческому целенаправленному действию.
Основная цель программы: развитие способности и потребности к творческому самовыражению средствами эстетическо-художественной направленности.
Задачи программы:
Образовательные
познакомить с видами изобразительного искусства, основами художественного мастерства;
обучить основам оформительской деятельности;
обучить учащихся последовательной и профессиональной работе по выполнению тематических конкурсных работ в различных техниках;
Воспитательные
способствовать осуществлению контроля, коррекции и оценки своей деятельности, научить понимать и принимать учебные задачи;
сформировать умение планировать свою деятельность на отдельных этапах работы;
обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка;
воспитывать умение работать над творческим заданием индивидуально и в группе, в коллективе, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Развивающие
развить зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление; творческое умение выражать разнообразные эмоциональные состояния;
приобщать к творческой созидательной деятельности и поддерживать проявление индивидуальных способностей;
создавать комфортную обстановку на занятиях;
предоставлять возможность к сотрудничеству (предлагать помощь, обращаться за помощью), формулировать собственное мнение и позицию;
углубить интерес к изобразительному искусству;
формировать интерес к художественно-эстетической деятельности.
Программа «Кисточка» предназначена для обучающихся в основной школе и интересующихся предметом одаренных обучающихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Направления деятельности
изобразительная деятельность (создание тематических творческих работ)
исследовательская деятельность
оформительская деятельность
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками в оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ, например, для многочисленных конкурсов рисунков и творческих работ учащихся разных уровней.
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории.
Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Кисточка» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком.
Это и вызвало к жизни образовательную программу.В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю. Периодичность занятий: 1 раз в неделю.Структура программы состоит из образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, формируют умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 10-14 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:1. Многообразия.
разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2.Открытости. Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
Формы занятий:
беседы;
практические занятия;
создание проектов;
индивидуальные и групповые занятия;
коллективная работа;
экскурсии.
Требования к подготовке обучающихся:
В результате работы по программе «Кисточка» обучающиеся должны знать:
понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.
овладеть умением работать над сложной тематической композицией;
овладеть основами изобразительных техник (гуашь, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, плакат, декорации, шрифт ) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
и изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии в творческих работах;
выражать свои мысли;
составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
навыки работы с бумагой (бумажная пластика);
навыки в оформительской деятельности;
первичные навыки работы пером и тушью;
Планируемые результаты, включающие формирование УУД
Личностные:
-развитие эстетических чувств;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Развивающие:
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия
Поисковые:
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, специальной литературы, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные:
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
--задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
Ожидаемые результаты:
Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности. Регулярное участие в творческих конкурсах.
Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
Создавать прекрасное своими руками.
Ценить свой труд, уважать чужой.
Уметь применять теоретические знания на практике.
Уметь пользоваться художественным материалом.
Набор в студию свободный. Дети занимаются разновозрастные, что создаёт определённые трудности в планировании и проведении занятий, но эта же особенность контингента предполагает взаимообучение и некие «семейные» отношения (старшие и младшие помогают друг другу и обучают друг друга).
Работа в студии ведётся в тесном сотрудничестве с другими объединениями художественного направления школы, особенно с объединениями «Мельпомена» (Ячникова О.В.), «Русские умельцы» (Ячников В.П.), «Школьная газета «ШПОГ» (Пагина Е.А.)
Планируемым результатом реализации программы является способность каждого обучающегося трудиться, упорно добиваться нужного результата. Обучающие должны знать общее представление об изобразительном искусстве, самостоятельно импровизировать, создавая тематические композиции, рисовать с натуры, грамотно применять выразительные средства разных видов изобразительного искусства, иллюстрировать книги, знать художественные профессии, создавать афиши, эскизы декораций и костюмов, заниматься оформительской деятельностью.
Система оценки результатов освоения обучения дополнительной общеразвивающей программы студии изобразительного искусства «Кисточка» являются уровень сформированных знаний, умений, навыков, уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Участие в школьных и районных и областных выставках и конкурсах, фестивалях, школьных праздниках.
Порядок и периодичность проведения итоговой аттестации учащихся
(формы проведения промежуточной аттестации)
Текущий контроль проводится в течение учебного года в различных формах:
участие в школьных праздниках, фестивалях, районных мероприятиях.
Итоговая аттестация проводится по итогам учебного года. Форма
проведения итоговой аттестации: выставка творческих работ или защита творческого проекта ( по выбору обучающихся).
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе.
Форма проведения итоговой аттестации - творческий проект, выставка.
Итоговый контроль. Результат обученности ребенка оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей. Уровень художественного развития определяется на основе выставочных работ.
Формы подведения итогов.
Подведением итогов будут являться творческие работы в конкурсах, олимпиадах, выставках по изобразительному искусству различного уровня – школьных, окружных, городских, международных и участие ребёнка в оформительской работе для себя, школы, класса.
Условия реализации программы.
Основным условием для реализации занятий изобразительным искусством является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей.Методы, используемые в организации учебно-воспитательного процесса.Формы и методы.
В работе с детьми используются: беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание, демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал, участие в конкурсах. Организация выставок детских работ.
Программой предусматриваются следующие виды занятий:
оформительская деятельность;
рисование с натуры;
рисование на тему, по представлению, по памяти;
декоративное рисование;
беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас;
На занятиях используются такие формы работы, как: конкурсы, игры, вызывающие творческую активность детей, их интерес к занятиям искусством. Содержание занятий учитывает интересы детей, их возрастные особенности и соответствуют принципам дидактики.
Занятия состоят из нескольких этапов:
повторение – проверка полученных знаний;
объяснение нового материала, постановка задачи, показ наглядного материала (репродукции, учебные таблицы, детские работы и т.д.);
практическая работа
1.разработка эскиза, плана
2.проработка деталей
3.выполнение замысла
4.обобщение элементов композиции
5. завершение всей работы
закрепление знаний – подведение итогов, обсуждение, анализ работ.
Критерии оценивания созданных ученических работ:
оригинальность
новизна
трудоёмкость работы
качество выполнения работы
сложность композиции
глубина раскрытия темы
соответствие темы и материала, техники, в которой исполнена работа
оформление
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
№ Раздел Теоретическое описание Практическое
1. Набор детей в кружок Набор детей в кружок
2. Вводное занятие Правильно организуйте рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи. Специфика работы художника-оформителя. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.
3. Оформительская деятельность Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. Участие в оформлении выставок, декораций
4. Иллюстрация Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. Выполнение иллюстраций к сказкам, литературным произведениям
5. Художественное конструирование Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги. 1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок.2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков.3. Конструирование поделок.
4. Коллективная работа.
6.
Шрифт. Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. 1. Создание композиции из произвольного количества букв.2. Создание композиции из линии строкового текста.3. Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв.
7. Полиграфический дизайн. Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста. 1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги».2. Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка).
8. Плакат. Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. 1.Выполнение эскизов плакатов. Например: «Берегите природу», «Пусть поют птицы» и др.
9. Орнамент. Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу. 1. Зарисовка мотивов.2. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов.
10. Природа, ребенок, творчество и дизайн. Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала. Коллективная работа из природного материала. Выполнение проектов оформление площадки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Раздел Тема занятий К. ч. всего Теорет. Практ. Аудиторные Ввнеаудиторные1. Набор детей в кружок Набор детей в кружок 1 0,5 0.5 1
2. Вводное занятие 1. Рабочее место.2. Разновидности декоративно-оформительских работ.3. Материалы, инструменты, приспособления.4. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ. 1 0,5 0,5 1 3. Оформительская деятельность Декорации
Интерьер 18 4 14 18
4. Иллюстрация, тематическая композиция 1. Правила, приемы и средства композиции.2. Сказочная тема в ИЗО.3. Иллюстрации к сказкам, литературным произведениям. 18 2 16 18 5. Художественное конструирование Открытки.
Поделки
7 1 6 3 4
6.
Шрифт 1. Краткий очерк истории развития шрифта.2. Виды шрифта.3. Классификация шрифтов:а) рекламные шрифты;б) стилизованные под письменность;в) рубленные шрифты. 3 1 2 2 1
7. Полиграфический дизайн. 1. Многообразие видов.2. От визитки до книги.3. Соединение текста и изображения.4. Шрифтовая композиция текста:а) Обложка книгб) Титульный лист.в) Буквица.г) Концовка. 10 1 4 1
8. Плакат. 1. Виды плакатов.2. Афиша.3. Пригласительный билет.4. Эмблема. 6 1 5 4 2
9. Орнамент. 1. Краткие исторические сведения.2. Виды орнамента.3. Построение орнамента. 2 1 2 2 10. Природа, ребенок, творчество и дизайн. 1. Стилизация природных форм.2. Работа с природным материалом.3. Декоративно-оформительская работа в школе. 4 1 3 2 2
Итого: 70 13 57 35 35
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое оснащение.Для занятий изо и оформительской деятельностью необходимы следующее оборудование и материалы:Акварельная бумага А4;А3
Ватман и полуватман А4, А3,А2,А1Акварельные краски 18 цветов;
Гуашь художественная и оформительская 6,12, 18 цветов;
Водоэмульсионная краска белая, цветные колеры;Кисти №3, №6, №8 (синтетика);Баночка, ведёрко для воды;Тряпочки для протирания кистей;Цветная бумага;Картон;Клей карандашный;2 простых карандаша;Ластик; Ножницы;Линейка; Кабинет должен иметь следующее оснащение:
столы и стулья, соответствующие возрасту детей;
помещение с хорошим дневным и вечерним искусственным освещением;
доска магнитная;раковина для забора воды и мытья рук.
Для успешности занятий в студии используются различные наглядные пособия, наглядный фонд:
муляжи фруктов, овощей, грибов;
предметы быта (чашка, ваза, кувшин и т.д.);
гипсовые геометрические тела и орнаменты.
Дидактические и методические материалы:
наглядные пособия – позволяющие продемонстрировать обучаемым общие сведения о различных видах искусства;
методические указания по выполнению различных техник рисунка и живописи;
альбомы с заранее приготовленными образцами разных техник изобразительного искусства.
Литература для учителя
Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2010
Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
«Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.
В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского - М. 2006
Литература для детей и родителей
Сокольникова Н.М.Основы рисунка. Обнинск., 2001
Сокольникова Н.М.Основы композиции. Обнинск., 2000
Сокольникова Н.М.Основы живописи. Обнинск., 2000
Сокольникова Н.М.Краткий словарь художественных терминов. Обнинск., 2001
Алексеев С.С. О цвете и красках. М. 2003
Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М. 2005
Суздалев П.Н. Основы понимания живописи. М. 2004
Журналы «Творчество», «Искусство в школе», «Юный художник»
Приложение 1.
Словарь юного художника.
Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.
Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).
Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.
Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.
Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Палитра – 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.
Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.
Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.
Ритм – это повторение и чередование фигур.
Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.
Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.
Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).
Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».
Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.
Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.
Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Штрих – это черта, короткая линия.
Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.
Литература.
Для учителя.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.
Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Для родителей и обучающихся.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
Календарно-тематическое планирование
студии изобразительного искусства
«Кисточка»
на 2015 – 2016 учебный год
Руководитель Ефимчик О. Л.
№ п\пТема
Объём
1. Набор детей в кружок. Выразительные средства графики и живописи. Рисование на свободную тему. Определение склонностей и особенностей творческих личностей учащихся 2
2 Вводное занятие. Выполнение рисунков в полюбившейся технике по желанию учащихся. 2
3 Тематическая композиция Конкурс «Моя историческая родина» Эскиз 2
4 Тематическая композиция Продолжение конкурсной композиции 2
5 Тематическая композиция Завершение конкурсной композиции 2
6 Природа, ребенок, творчество и дизайн. Работа с природным материалом. Композиция из природного материала «Осенние фантазии» 2
7 Оформительская деятельность Оформление школы и актового зала к осенним праздникам 2
8 Оформительская деятельность Продолжение 2
9 Тематическая композиция «Сказочная волшебная страна»
(пейзаж с архитектурой) 2
10 Оформительская деятельность
Оформление актового зала к новому году 2
11 Оформительская деятельность
Оформление школы, классных комнат, актового зала к новогодним праздникам 2
12 Оформительская деятельность
Декорации к новогоднему спектаклю 2
13 Художественное конструирование. Изготовление новогодней открытки. 2
14 Художественное конструирование. Новогодние игрушки. 2
15 Художественное конструирование. Новогодние игрушки. 2
16 Художественное конструирование. Новогодний сувенир. 2
17 Орнамент. Составление орнаментальной композиции на тему «Зимние фантазии» 2
18 Полиграфический дизайн. Эскизы оформления элементов книги. 2
19 Эскизы оформления элементов книги. Завершение работы. 2
20 Тематическая композиция Конкурс рисунков
«Звёзды Балтики» 2
21 Тематическая композиция Конкурс рисунков
«Звёзды Балтики» 2
22 Конкурс рисунков-плакатов по противопожарной тематике, по энергосбережению, по пропаганде здорового образа жизни. Выполнение эскизов плакатов. Особенности выполнения эскизов плаката. Законы плакатного искусства. 2
23 Завершение работы над плакатами. Обсуждение работ, их анализ, подведение итогов конкурса. 2
24 Оформительская деятельность оформление классных комнат, рекреаций школы к 23 февраля, «Дню защитника Отечества»
Оформление к Масленице 2
25 Оформительская деятельность оформление классных комнат, рекреаций школы к 8 Марта, «Международному женскому дню» 2
26 Шрифт. Изучение шрифта. Упражнения. Выполнение шрифтовой композиции. 2
27 Шрифт. Изучение шрифта. Упражнения. Выполнение шрифтовой композиции. 2
28 Оформительская деятельность оформление классных комнат, рекреаций школы, актового зала 2
29 Тематическая композиция конкурс «Космические фантазии» 2
30 Тематическая композиция конкурс «Космические фантазии» 2
31 Оформительская деятельность оформление классных комнат, рекреаций школы, актового зала актового зала к празднику «Последний звонок», к празднику «День Победы» 2
32 Оформительская деятельность оформление классных комнат, рекреаций школы, актового зала актового зала актового зала к празднику «День Победы» 33 Конкурс рисунков-плакатов ко Дню Победы 2
34 Оформительская деятельность оформление классных комнат, рекреаций школы, актового зала к празднику «Последний звонок» 2
35 Итоговая аттестация. Выставка творческих работ обучающихся. Заключительное занятие. Подведение итогов работы студии. Перспективное планирование на будущий год. Пожелания участников студии, рекомендации на будущее. 2
итого 70