Открытая самоподготовка День Наума Грамотника
Цель:
Задачи:
Ход
Орг. Момент.
(Проверить готовность рабочих мест к занятиям)
- Ребята, давайте поприветствуем гостей, присутствующих на нашей самоподготовке.
Сообщение цели.
- Ребята, какое сегодня число? (ответы детей).
Вступительное слово воспитателя.
В этот день на Руси наши предки отмечали праздник, а коакой вы узнаете, разгадав ребус
Правильно, «День Наума Грамотника»
По церковному календарю 14 декабря – день памяти святого пророка Наума. Наш народ издревле почитал его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего и прозвали его Грамотником. Поэтому 14 декабря в России отмечается день Наума Грамотника.
Обучение на Руси начиналось осенью – в день Козьмы и Демьяна (14 ноября), а через месяц - ко дню Наума Грамотника - ученики уже могли показать свои успехи. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики.
Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты) - чаще всего дьячка - в свой дом. Он приносил с собой букварь и плетку. Вначале ученик получал три символических удара плеткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки.
У нас сегодня в роле родителей будут гости, и вы покажите им свои знания и умения, свои успехи. Для этого нам с вами нужно выполнить домашнее задания по всем предметам, которые вам задали. Прежде чем приступить к выполнению домашнего задания, вы должны составить пословицу, которая будет дивизом всей нашей самоподготовки.
«Пришел Наум – берись за ум». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).
Математика.
Физминутка.
Письмо.
- Ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание у доски. Вы читаете отрывок из басни и стрелкой соединяете его с названием басни, из которой прозвучал отрывок.
Как, милый петушок, поешь ты громко, важно!
«Волк и журавль»
Злой тоской удручена к муравью ползет она.
«Кукушка и петух»
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Друзья, к чему весь этот шум? Я ваш старинный сват и кум.
«Стрекоза и муравей»
Зато на одного из них пришла беда
Он костью чуть не подавился
«Квартет»
Кричит осёл: «Мы верно уж поладим, коль рядом сядим»
«Волк на псарне»
Они расселись, начали квартет; он все-таки на лад нейдет.
Отрывки из басен вы читали не просто. В них спряталась часть речи.
ЗАДАНИЕ: ваша задача найти эту часть речи в тексте и назвать её. (Местоимение).
А теперь давайте соберем схему местоимений.
-Ребята, а какого местоимения не прозвучало в баснях? (ответы детей)
Работа с правилом. (работа в парах по карточкам)
ЗАДАНИЕ: Отгадай загадку и подчеркни местоимение с предлогом.
Растянувшись во весь рост,
Он концами в землю врос.
Через речку по нему
Мы идем по одному (мост)
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез. (туча)
О ней говорят обычно
Как об отметке отличной. (пятерка)
Он стоит у стежки
На зеленой ножке.
У него обновка –
Шапочка – пуховка. (одуванчик)
Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками –
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками. (рюкзак)
Хоть у него четыре ножки
Не побежит он по дорожке. (стол)
У зверушки –
На макушке,
А у нас –
Ниже глаз. (уши)
Что растет в лесу у дорожки?
Есть у них шляпки и ножки. (грибы)
Работа со словарными словами.
ЗАДАНИЕ: Прослушав четверостишия, назвать словарное слово, вставить пропущенные буквы.
И вот щипцы пустились в пляс.
Гремели и стучали.
И за искусство их тотчас
Петрушкой увенчали (С. Маршак)
То где-то он на сборе,
То он в спортивном зале,
То распевает в хоре
На школьном фестивале. (А. Барто)
Недавно в зал читальный
Пришел один доцент
И предъявил нахально
Чужой абонемент (С. Михалков)
Дорогие ребята, дорогие друзья!
Мы живем на планете под названьем Земля.
Где есть шесть континентов, шесть материков,
Обо всех о них я рассказать готов. (Д. Павленко)
Есть интересная машина
У нее ползет резина.
Это вам не экскаватор
Это длинный эскалатор. (А. Лопатина)
Разбор и выполнение домашнего задания.
Дополнительные карточки.
Физминутка.
Биология.
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика
Что задано по биологии на дом? (ответы детей). А какая тема, вы узнаете разгадав кроссворд.
3
С
4
С
Н
И
7
Т
9
С
1
П
2
Д
Е
Н
Е
8
О
О
Я
Г
И
5
С
6
К
Т
В
П
Т
И
Ц
Ы
Л
Е
С
А
О
Е
Р
А
Ч
Ё
Р
О
Л
Л
Ь
И
С
Е
Й
З
Т
В
К
Е
А
Н
Ь
1. Тащит в дупла лип упорно
Желуди, орехи, зерна,
Как заправский кладовщик
Бойкий ... ямщик.
2. Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пёстрая спецовка.
3. Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив ...
4. Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее ...
5. Они хищные, но все жеКрики их на плач похожи.Кто же плачет там, в ночи?Ну, конечно же
6. Птичка яркая лесная,
Гнезда вьёт зимой она.
Клювом схожа с попугаем –
Ест из шишек семена.
Вон её мелькает хвост –
В ельнике летает ...
7. Любит побеги,
С берёзы серёжки,
Прыгает в снег,
С сука на опушке,
На ночь зарывается,
Как птица называется?
8. Синих крылышков красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком ...
9. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
Проблемный вопрос по тексту д/задания.
Чтение текста самостоятельно.
Ответ на поставленный вопрос.
- Вернемся к кроссворду. О какой птице вы сегодня читали в тексте д/задания?
(ответ ДЯТЕЛ).
- А какие птицы прилетают к вам во двор? (синица, снегирь).
Работа по карточкам.
Рефлексия: «Оцени свою работу».
Раньше, чтобы не забыть что – то сделать, завязывали узелок на память. Я тоже хочу вам подарить такие узелки на память (достает веревочку с двумя узелками и поясняет).
Первый узелок гласит: «Во время учения нельзя есть, а то заешь выученное».
Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё забудешь».
Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!
- А сейчас, ребята каждый из вас оценит свою работу и ответит на вопрос «Доволен ли я своей сегодняшней работой»
Итог.
- Навели порядок на своих рабочих местах. Скажите, всё мы с вами выполнили из того, что запланировали? (Да.)
- Поработали хорошо или нет? (Хорошо!) (внимание на доску)
- И если посмотреть на кружки, выбранные вами – вы довольны сегодняшней работой. Молодцы! Я довольна вами!
Занятие окончено.
Всем спасибо за работу!
15