Конспект урока по технологии «Снятие мерок с фигуры человека».
Урок технологии в 5 классе
Снятие мерок с фигуры человека.
Цели: 1. Формирование понятий о мерках, необходимых для построения чертежа фартука, о правилах снятия мерок с фигуры человека; о последовательности построения чертежа; формирование навыков измерения фигуры и расчета конструкции фартука, выполнения выкройки изделия.
2. Развитие пространственных представлений учащихся.
3. Воспитание аккуратности при выполнении расчетов и построении чертежа.
Материал: Симоненко В.Д. Технология 5 класс, с. 52-57.
Оборудование:
1. Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения;
- фартук с нагрудником;
- выкройка фартука;
- манекен;
- чертежные инструменты.
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник;
- рабочая тетрадь;
-сантиметровая лента;
- таблица « Измерение фигуры», « Основные линии фигуры;
- чертеж фартука;
- инструкционная карта « Построение чертежа фартука.
Методы обучения: объснительно- иллюстративный, репродуктивный.
Формы обучения, рассказ учителя, беседа, практическая работа.
Тип урока: объяснение нового материала.
Основные термины и понятия: конструирование, полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия, длина нагрудника. Ширина нагрудника, чертеж, сантиметровая лента.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
- проверки готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний.
Устный опрос.
1. На какие виды делится одежда? ( По назначению одежда делится на бытовую, производственную, спортивную, форменную).
2. Охарактеризуйте виды одежды. ( К бытовой одежде относится повседневная, торжественная, домашняя одежда. К производственной относится специальная одежда: санитарная, продавцов и другая для выполнения различных работ. К спортивной относится одежда, предназначенная для занятий спортом. К форменной относится одежда учащихся, военных).
3. Из каких тканей изготавливают спецодежду? ( Для изготовления используют хлопчатобумажные и льняные ткани).
4. Где применяются фартук и косынка (шапочка)? ( Фартук и косынка применяются при выполнении кулинарных работ).
III. Формирование новых понятий.
1. Сообщение темы урока. Знакомство с целью урока.
- формулировка темы, целей урока;
- постановка перед учащимися учебной задачи: снять мерки с фигуры, построить чертеж фартука с нагрудником, изготовить выкройку фартука.
2. Мерки, необходимые для построения чертежа фартука с нагрудником.
Слово учителя.
На предыдущем уроке мы с вами рисовали модель фартука, то есть выполняли эскиз модели. Но только по эскизу невозможно скроить изделие. Нужно построить чертеж фартука, то есть разработать конструкцию, и выкроить лекала, то есть вырезанные из цветной бумаги чертежи в нужном для вас размере. (Показ учителем чертежа и выкройки фартука).
Для построения чертежа изделия снимают мерки с фигуры человека.
Мерки - это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. ( Запись в рабочих тетрадях понятия «мерки»).
Мерки надо снимать точно, иначе может получиться неправильным чертеж и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре человека.
Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам. Снятие мерок заключается в измерении основных условных линий на фигуре человека. К основным линиям относятся:
-линия шеи,
-линия груди,
-линия талии,
-линия бедер,
-линия колен.
(Учитель показывает линии фигуры человека по таблице « Основные линии фигуры»).
Для построения чертежа фартука с нагрудником нам необходимы следующие мерки:
- полуобхват талии Ст;
- полуобхват бедер Сб;
- длина нижней части фартука Днч;
-длина нагрудника Дн;
- ширина нагрудника Шн.
(Запись названий мерок и их условных обозначений в рабочих тетрадях).
3. Правила снятия мерок для построения чертежа фартука с нагрудником.
Для снятия мерок используется сантиметровая лента. Изготавливается она из полотна или клеенки. Длина ленты 150 см, ширина-2 см. На концах ленты - металлические заклепки, предохраняющие от износа. Чтобы избежать неточностей при измерении необходимо пользоваться одной и той же лентой. ( При рассказе учитель знакомит с сантиметровой лентой).
Сантиметровую ленту с начальным делением берем в левую руку, а правой рукой обмеряем фигуру. Мерки снимаем по правой стороне. Сначала снимаем мерки обхватов (обхват талии, бедер) и ширины (ширина нагрудника), затем - мерки длины.
Мерки снимаются по определенным правилам:
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают шнурком.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать.
Мерки записывают полностью. Мерки ширины и обхватов пишут в половинном размере. Так как чертеж строят на одну половину фигуры.
(Учитель знакомит учащихся с правилами снятия мерок по таблице и показывает приемы снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука с нагрудником.)
IV. Практическая работа (I этап).
1.Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы: снятие мерок;
- организация рабочего места для снятия мерок;
- разъяснение задач практической работы;
2. Самостоятельная работа учащихся по таблице « Правила снятия мерок».
- деление на группы по 3 человека: один измеряет, второй записывает, третьего измеряют;
-снятие мерок проводят вслед за объяснением учителя;
- взаимоконтроль и взаимопомощь.
3.Текущий инструктаж (по ходу выполнения работы);
4. Целевые обходы учителя.
- инструктирование по снятию мерок;
- контроль за правильным снятием мерок с фигуры;
-проверка правильности пользования сантиметровой лентой и измерения фигуры.
-оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
5. Физкультминутка.
V. Подведение итогов.
1. Анализ и оценка выполненной работы.
-анализ работы учащихся, замечания по проделанной работе;
-выставление оценок за устные ответы и практические работы в журнал и в дневники учащихся;
2.Уборка рабочих мест учащимися.
3. Домашнее задание: параграф 13 повторить, модели фартука.
4. Обобщение урока.
- Что нового узнали на уроке? (На уроке мы познакомились с правилами снятия мерок, с последовательностью построения чертежа).
- Что научились делать на уроке? ( На уроке мы научились правильно снимать мерки )
Литература.
1.Васильченко Е.В., Лабзина А.О. Методическое пособие по обслуживающему труду: 4 класс. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983- с. 97-100.
2.Каневец О.Ф. Технология. Тетрадь для 5-го класса. Вариант для девочек. 2-я часть.- Саратов: « Лицей», 2000 – с.37.
Приложение к уроку
Правила снятия мерок
Мерки для построения, чертежа фартука на поясе
Последовательность работы и обозначение мерок
1.Ст
2.Сб
З.Дг
4.Ди
Название мерок
Полуобхват талии
Полуобхват бедер
Длина грудки
Длина изделия
Как снимать мерки
Измеряется по самому узкому месту туловища.
Измеряется по линии бедер горизонтально
Измеряется от линии талии вверх до нужной длины
Измеряется от линии талии до желаемой длины.
Назначение мерок
Для расчета длины пояса
Для расчета ширины фартука.
Для определения длины грудки
Для определения длины фартука.
Мои мерки
15