Корпоративные финансы. Лекция 6. Финансовые результаты корпорации
Лекция 6. Финансовые результаты корпорации
Выручка от реализации продукции, работ и услуг
Смысл любого производства заключается в получении дохода. Выручка от реализации продукции – это средства, поступившие на расчетный счет организации за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.
Выручка – это не только главный источник доходов предприятия, но и средства на возмещение всех его затрат. Выручка от реализации товаров, работ, услуг является основным показателем хозяйственной деятельности предприятия. В каждой отрасли экономики выручка от реализации имеет свое более конкретное определение.
К примеру, для промышленного предприятия выручкой будет являться сумма реализованной товарной продукции, для строительной организации – это объем произведенных работ в стоимостном выражении, для предприятия торговли выручкой будет являться товарооборот и т. д.
Предприятие может получать выручку не только в результате своей основной деятельности, а так же от внереализационных операций: сдача в аренду свободных помещений, доходы от проводимых операций с ценными бумагами, реализация выбывших основных фондов и т. д. Выручка предоставляет предприятию средства для погашения долгов, для закупки сырья, выплаты заработной платы и отчисления налогов и платежей в различные фонды и бюджеты. Выручка, таким образом, только частично представляет собой доход. Сначала из суммы выручки производятся все необходимые выплаты, и лишь затем речь может идти о доходе.
Важным для предприятия моментом является своевременность поступления средств выручки. Большое значение это имеет потому, что именно получением выручки заканчивается цикл деятельности предприятия. Получение выручки позволяет предприятию восстановить затраченные на производство средства и создать условия для начала нового цикла производства. Кроме того, выручка является для предприятия основным и регулярным из всех имеющихся источников средств.
От своевременности получения выручки зависит финансовая устойчивость предприятия, размер получаемой прибыли, своевременность расчетов с банками, налоговыми органами и бюджетом, различными фондами, а также с поставщиками и с собственными работниками. Несвоевременность поступления средств приводит к невыполнению предприятием своих обязательств, а, значит, к штрафам, санкциям и потере прибыли, вплоть до остановки производства.
Для налоговой отчетности предприятия существует два варианта определения выручки от реализации:
по срокам оплаты отгруженной продукции, т.е. после поступления расчета за товары в виде наличных средств в кассу или безналичных средств на счет предприятия в банке (кассовый метод);
по срокам отгрузки продукции и предъявлению покупателю соответствующих расчетных документов (метод начислений).
Кассовый метод используется, в основном, для малых предприятий, все остальные должны придерживаться метода начислений с учетом выручки после отгрузки продукции. Согласно методу начислений ведется расчет выручки для финансовой отчетности предприятия.
При расчете выручки от реализации по факту отгрузки продукции (выполнения работ, услуг) налоговые обязательства возникают в тот же момент, независимо от того, когда предприятие получит деньги от покупателей. Это может повлечь дефицит финансовых ресурсов у предприятия. Факт отгруженной, хотя и не оплаченной продукции будет являться объявлением прибыли и повлечет за собой необходимость уплаты различных налогов и платежей.
Предприятие может специально выделить средства еще до налогообложения и создать резерв по сомнительным долгам (имеется в виду необеспеченная задолженность покупателей с истекшим сроком выплат).
Одним из главных факторов, влияющих на величину выручки, является процесс ценообразования. Цена на товар будет в значительной степени определяться рынком, исходя из баланса спроса и предложения. Цена на продукцию предприятия формируется посредством калькуляции таким образом, чтобы обеспечить компенсацию понесенных затрат и получить прибыль. Если рассчитанная таким образом цена на продукцию окажется выше рыночной, предприятию необходимо снижать затраты на данный вид продукции или отказаться от его производства.
Существуют и другие методы формирования цены на продукцию, но составление калькуляций необходимо, так как всегда цена должна возмещать затраты. В некоторых случаях, например, при проектировании цен на дорогостоящие изделия, функцию формирования цены доверяют специальным консалтинговым фирмам.
Среди других факторов, непосредственно влияющих на размер выручки от реализации продукции, работ, услуг, можно отметить такие, как объем и скорость выпуска продукции, ассортимент, качество, ритмичность отгрузки, сроки документооборота и выполнение договорных обязательств. Финансовые службы организации планируют выручку от реализации продукции оперативно или на предстоящий период времени: квартал, год. Это необходимо для последующего определения прибыли.
Оперативное планирование выручки обеспечивает своевременность поступления фактических сумм выручки на счет предприятия. Годовое планирование дает эффект лишь при стабильной экономической ситуации. Если же экономические условия нестабильны, годовое планирование будет затруднено. В расчеты общей выручки на предстоящий период включают: выручку от продаж продукции и полуфабрикатов собственного производства, выручку от произведенных работ и услуг различного характера.
Выручка от реализации продукции рассчитывается по объему проданной продукции в действующих на текущий момент ценах, без налога на добавленную стоимость, акцизов и торговых скидок. Экспортируемая продукция учитывается без экспортных тарифов. Выручка от оказанных услуг и выполненных работ зависит от их объема, расценок и тарифов.
Планирование выручки может быть произведено двумя методами: Метод прямого счета состоит в определении выручки от реализации (Выр) как произведения цены (Ц) без добавления налогов и объема реализованной продукции (Рп) в натуральном выражении:
Выр = Рп х Ц
(6.1.1)
Расчетный метод предполагает вычисление планируемой выручки (Выр) по формуле:
Выр = Онач + Т – Окон
(6.1.2),
где:
Онач – остатки готовой продукции на начало рассматриваемого периода;
Т – объем планируемого выпуска продукции в данном периоде в натуральном выражении;
Окон – остатки продукции на конец периода (нереализованные).
Расчет выручки производится в прогнозируемых средних ценах продаж, остатки на начало периода берутся в ценах предыдущего периода, планируемый выпуск берется в плановых ценах. Остатки продукции на конец периода рассчитываются, исходя из среднедневной стоимости продукции и норм товарного запаса на конец периода в днях.
Товарные запасы выражаются в двух измерениях: в сумме и в днях оборота. Сумма товарного запаса является стоимостным выражением нереализованной продукции (услуг, работ). Показатель товарного запаса в днях является числом дней, на которые имеется запас товарной продукции и определяется по формуле:
ТЗ дн = Сумма ТЗ / Среднедневная выручка от реализации
(6.1.3)
Разработка любого вида бюджета начинается с прогнозирования объема продаж продукции (работ, услуг), для чего необходим анализ внутрифирменной информации и информации о внешней среде. Прогнозы других показателей, таких, как затраты на производство, будут, прежде всего, зависеть от прогнозируемого уровня продаж.
После разработки прогноза продаж составляется график поступления денежных средств от продаж и план погашения дебиторской задолженности.
Составляется прогноз издержек производства и график наличных выплат. На основе полученных данных разрабатывается бюджет движения денежных средств предприятия и бюджет доходов и расходов.
Себестоимость продукции. Себестоимость продаж
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
Стоимость любого товара меняется под влиянием факторов разного рода. Среди наиболее значимых выделяют спрос, государственные механизмы регулирования цен, себестоимость продукции, а также наличие конкуренции. Руководство предприятия должно проанализировать каждый фактор и на основании этого разрабатывать ценовую политику. На основании комплексного показателя «себестоимость продукции» можно говорить о том, насколько эффективна политика предприятия и рационально использование имеющихся ресурсов. В его состав включают разнообразные издержки производства.
Понятие себестоимости
Она представляет собой стоимостное выражение текущих затрат на изготовление и реализацию продукции. Успешность компании напрямую зависит от себестоимости, поскольку именно понесенные расходы являются отправной точкой при формировании цены продукции. Кроме того, данный показатель крайне необходим для составления прогнозов, анализа и управления производственным процессом. В этих целях принято выделять несколько видов себестоимости: цеховая, производственная и полная. Первая включает в себя затраты, понесенные при производстве продукции каким-либо цехом. Производственная, помимо цеховых расходов, включает еще и общепроизводственные. Иными словами, производственная себестоимость продукции отражает все издержки, связанные с ее изготовлением. Что касается полной, то она включает расходы, как на изготовление, так и на реализацию товаров. Классификация затрат, входящих в себестоимость
В целях обеспечения управления расходами предприятия применяется их классификация по определенным признакам. Так, например, для включения затрат в себестоимость продукции их подразделяют на накладные и прямые. Первые включают в себя издержки, которые не могут быть целиком отнесены на готовую продукцию. Но наиболее популярна классификация затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Первый - это однородный вид расходов (с экономической точки зрения) на изготовление и реализацию товаров, работ, услуг, которые в пределах организации нецелесообразно рассматривать более детально. Разделение затрат по элементам представляет большое практическое значение, поскольку оно служит основой для составления сметы. Она, в свою очередь, включает все издержки компании, связанные не только с изготовлением продукции, но и с изменением в остатках незавершенного производства и выполнением разного рода работ, которые не включают в состав валовой продукции. Смета используется для формирования баланса предприятия, служит основой составления такого важного элемента, как плановая себестоимость, а также помогает в расчете важных экономических показателей.
Справедливо будет отметить, что наибольшую долю в расходах на производство занимает сырье, а также основные материалы. Чуть меньше тратят на зарплату персонала и отчисления в амортизационный фонд. Для снижения такого показателя, как себестоимость продукции, используются современные достижения науки и техники. Немаловажной является грамотная организация труда и производственного процесса.
ЭЛЕМЕНТЫ ЗАТРАТ И СТАТЬИ ЗАТРАТ
Расходы учитываются в любом производстве, поскольку этого требует действующее законодательство, принципы бухгалтерского учета и необходимость обстоятельных знаний о фактическом состоянии дел на предприятии. Разработана стройная система классифицирования затрат по статьям и элементам. Узнаем, какие статьи учета затрат существуют, как расходы разбиваются по составляющим элементам.
Зачем учитывать расходы по статьям
Все затраты должны быть учтены в себестоимости выпускаемой продукции. Это необходимо и экономисту, анализирующему процессы производства/реализации продукции компании, и инженерам, контролирующим работу цехов, и проектировщикам, опирающимся на предыдущий опыт в разработке новых видов товаров. Известно, что важнейшим показателем, характеризующим прибыльность производства, является себестоимость выпущенной продукции.
Что означает экономический термин «себестоимость»
Экономисту приходится постоянно работать с этим показателем, анализируя его влияние на эффективность предприятия в целом и его структурных подразделений в частности. Поэтому знать, из чего складывается себестоимость, необходимо. В этом показателе отражены все стороны финансово-хозяйственной деятельности компании: выраженные в денежном эквиваленте материальные и трудовые ресурсы, текущие затраты компании на выпуск и продажу продукции. Себестоимость не только учитывает весь комплекс затрат, но и выступает в качестве основы, определяющей цену продукции и размер рентабельности, а также рассчитывает оптимальный объем производственных мощностей. Существует три категории себестоимости:
• цеховая, складывающаяся из затрат на производство в цехе;
• производственная, формирующаяся из цеховых, общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
• полная, т. е. производственная, увеличенная на стоимость затрат, не относящихся к производству.
Рассмотрим статьи затрат, из которых состоит себестоимость. Этот вечный вопрос: "Как правильно подсчитать и учесть все затраты?", актуален всегда. Попробуем разобраться.
Статьи затрат себестоимости: классификация по элементам
Себестоимость собирается по элементам затрат, т. е. все расходы строго сортируются по направленности:
• материальные затраты, т. е. закупаемые сырье, полуфабрикаты, комплектующие материалы, энергоресурсы и др.: сумму этих расходов уменьшают на стоимость возвратных отходов, возникающих, например, при реконструкции или ремонтных работах;
• оплата труда персонала;
• страховые взносы во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС), начисляемые по установленным законодательно нормативам от общего фонда зарплаты;
• износ (амортизация) основных фондов;
• затраты по капремонту и техническому перевооружению производства;
• прочие расходы – оплата командировок, банковских услуг, расходы на рекламу, представительские и другие расходы.
Статьи затрат себестоимости по элементам служат для общего анализа деятельности и последующих выводов руководства компании при принятии решений по обоснованию инвестиций, а вот расчет потребности материалов, разработка смет и другой технической документации потребуют более развернутых сведений.
Калькуляционные статьи затрат
Современное производство нуждается и во внутризаводском планировании, и в изыскании резервов по оптимизации и снижению себестоимости. Экономисту нужно знать не только объем затрат по отдельному элементу, но и размеры расходов в месте их возникновения. Здесь поможет классификация затрат более развернутая, т. е. по статьям калькуляции. Вот пример подобной типовой группировки затрат для промышленных компаний. В нее входят статьи затрат:
• сырье и материалы;
• вычитаемые из первой группы возвратные отходы;
• закупаемые товары и полуфабрикаты, а также производственные услуги сторонних компаний;
• топливо и энергоресурсы, используемые в техпроцессе; • оплата труда цеховых бригад;
• отчисления от ФОТ на соц. нужды;
• затраты, направленные на освоение новых мощностей;
• общепроизводственные траты;
• общехозяйственные расходы;
• ущерб от брака;
• прочие расходы на производстве;
• расходы на коммерческую деятельность.
Сложение стоимостей первых одиннадцати позиций из этого перечня составляет производственную себестоимость, а вкупе с коммерческими затратами – полную. Таким образом классифицируют статьи затрат на производство и реализацию выпускаемой продукции.
Характеристики затратных статей: материалы
В структуре производственной себестоимости львиную долю занимают расходы на сырье и материалы. На разных предприятиях они составляют от 50 до 80% всех затрат.
Состав материальных затрат включает стоимость:
• покупного сырья и материалов;
• закупаемых комплектующих и полуфабрикатов;
• услуг, выполняемых сторонними контрагентами;
• топлива, поставляемого со стороны;
• энергоресурсов всех видов;
• комиссионные вознаграждения за услуги брокеров и посредников.
В эту группу затрат не входит только стоимость реализуемых возвратных отходов или полезных остатков, образующихся в ходе производственного процесса. Таковыми считаются любые активы, частично потерявшие свои качества. Например, при демонтаже старых, полностью изношенных станков, остается металлолом, который приходуют и реализуют, а поскольку получена прибыль от продажи, то и к расходам эти полезные остатки отнести нельзя. Материалы, переданные в порядке внутреннего перемещения в другой цех, также не учитываются в составе материальных затрат.
Затраты на заработную плату
Не менее важна статья затрат по оплате труда. Фонд зарплаты включает:
• оплату по тарифу и окладам за отработанное или неотработанное время;
• надбавки и доплаты;
• премии и поощрения;
• компенсации;
• регулярные выплаты за питание, жилье и топливо, предусмотренные уставом компании.
Отчисления на социальные нужды
Эта статья затрат создана для учета затрат по уплате обязательных взносов во внебюджетные фонды. Законодательством установлены нормативы отчислений от начисленного фонда оплаты труда. К примеру, в ПФР он составляет до 26%, ФОМС – 5,1%, в ФСС – 2,9% и др.
Расходы по подготовке и освоению производства
Элементы затрат и статьи затрат, связанные с достижениями НТП и внедрением новых производств и продуктов, сегодня занимают весомую часть расходов любой компании. К таким затратам относят расходы:
• на создание проектов новых изделий и сопроводительной оснастки к ним;
• на разработку техпроцесса изготовления продукта и инструментальной оснастки;
• на разработку норм расхода основных и дополнительных материалов;
• на корректировку технологической и конструкторской документации перед началом серийного выпуска продукта;
• на выпуск опытных экземпляров и переналадку оборудования;
• на испытания опытных образцов и др.
Амортизация основных средств
Износ или амортизация оборудования, участвующего в производственном процессе, начисляется ежемесячно по различным методам, утвержденным учетной политикой компании.
Общепроизводственные расходы
К этим затратам относятся накладные издержки на обслуживание и управление производством, например, на содержание оборудования, охрану труда, защиту окружающей среды и др.
Статьи затрат себестоимости продукции необходимы как для развития производства, так и для огромной аналитической работы, способствующей выявить необходимые резервы и продвигать новые продукты.
КАК РАССЧИТАТЬ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
Каждое коммерческое предприятие, любого предпринимателя интересует то, как рассчитать себестоимость продукции, чтобы остаться «на плаву» в период кризиса и получать в дальнейшем хороший доход. В таких случаях на помощь приходит калькулирование, которое позволяет обосновать уровень цен (тарифов), определить прибыль, а также оценить эффективность производственных процессов и экономического развития компании. Калькуляция может быть плановой или фактической. Естественно, задавшись вопросом «Как рассчитать себестоимость продукции?», сначала составляют план. Обычно для него применяют прогрессивные нормы, на основании которых предприятие должно использовать свои ресурсы. Также некоторые организации берут для плановой калькуляции бухгалтерские данные прошедшего периода, которые увеличивают на коэффициент-дефлятор (он утверждается Росстатом). По окончании года подсчитывают фактические расходы и сравниваются с запланированными. Очень удобно проводить этот анализ в обычной таблице Excel, например, такой формы:
Пор.№ Статьи затрат План Факт Отклонение от плана (+ или -)
1. Материалы (сырье, полуфабрикаты) 2. Электроэнергия или топливо для производства 3. Зарплата производственного персонала (работников) 4. Отчисления в ПФ, ТФОМС, ФС 5. Услуги сторонних организаций 6. Подготовительные работы 7. Амортизация оборудования (помещений, зданий) 8. Цеховые (общепроизводственные) расходы 9. Общезаводские (общехозяйственные) расходы 10. Себестоимость производства 11. Коммерческие расходы 12. Себестоимость итоговая Расчет себестоимости на основе данных таблицы
Изучив все статьи, несложно понять то, как рассчитать себестоимость продукции и что в нее нужно включать. Исключением является строка 9: к общехозяйственным относятся расходы на управленческий аппарат, налоги (транспортный, земельный и др.), отчисления в природоохранные фонды, банковские услуги и прочее. В строке 10 подводят итог всех статей. Затем следуют коммерческие расходы: реклама, представительские, перевозка, хранение и подобные. В итоге складывается общая себестоимость. Отклонения, указанные в последнем столбце, показывают перерасход (-) или экономию (+) ресурсов. По этим результатам специалисты проанализируют причины такой разницы и примут соответствующие меры. Далее рассчитывается себестоимость единицы продукции: итог строки 12 делим на общее количество (объем) изделий. Для расчета продажной стоимости умножаем на НДС, сверху накручиваем процент рентабельности (прибыль).
В чем разница расчетов себестоимости услуг и товаров?
В сфере оказания услуг калькулирование происходит аналогично. Транспортные организации, клубы, медицинские центры тоже интересуются тем, как рассчитать себестоимость услуги, чтобы не оказаться в убытке. Надо отметить, что здесь все немного проще. Из затрат исключают строку 1, поскольку нет надобности в сырье (материалах), а также строку 6 (подготовительные работы). Для фирм, занимающихся продажами, нет проблем с тем, как рассчитать себестоимость товара, а затем и цену его реализации. Все начинается с закупочной стоимости продукции. Затем к ней добавляют торговую надбавку. Стоит заметить, что для разных товарных групп применяются свои наценки, которые давно сформировались в секторе торговли. Так, на продукты они варьируются в интервале 10-35%, а вот до 100% можно «накрутить» на обувь, одежду, сувениры, до 60% – на хозтовары, канцелярию, автозапчасти и т. д. Именно в эти проценты и включаются все затраты, а также прибыль торговой компании.
Для чего необходим анализ затрат?
Ознакомившись с вышеописанными способами формирования цен, можно понять, как рассчитать себестоимость продукции (товара, услуги), оценить сходства и различия. Но при этом необходимо учитывать и такой фактор, как конкуренция. Кроме того, анализ статей калькуляции позволяет увидеть общую картину (насколько своевременным, полным и достоверным является отражение затрат в финансовых документах), а также улучшить контроль за эффективным использованием ресурсов: финансовых, энергетических, трудовых, материальных.
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ
Если вы занимаетесь производством или же перепродажей определенных товаров, то для вас себестоимость продаж – это один из наиболее важных показателей рентабельности той или иной продукции. Чтобы рассчитать эту себестоимость, вам нужно определить цену товарно-материальных запасов, присутствующих у вас на начало и конец налогового года.
Кому это нужно?
Себестоимость продаж – это важный показатель для тех людей, которые занимаются оптовой или розничной торговлей, непосредственным производством или же предпринимательской деятельностью, связанной с покупкой или же продажей товаров для получения прибыли. Таким образом, данное понятие никоим образом не относится к людям, занимающимся предпринимательской деятельностью в сфере персональных услуг, включая юристов, врачей, маляров или плотников, если ими не осуществляется торговля различными предметами снабжения или материалами.
Как производить расчеты?
Себестоимость продаж – это результат детальных подсчетов за определенный период времени. Для того чтобы ее определить, вам нужно знать следующие показатели:
Цену товарно-материальных запасов, присутствующих у вас на начало года. В том случае, если она отличается от цены товарно-материальных запасов, присутствующих на конец предыдущего года, вам следует приложить детальное объяснение.
Стоимость всевозможных покупок, исключаются отсюда те товары, которые были взяты вами в личное пользование.
Затраты, которые были выделены для оплаты труда сотрудников. Также следует исключить любые суммы, выделенные только лишь для себя.
Цену материалов, а также всех необходимых предметов снабжения.
Все остальные затраты.
Определив все эти параметры, вы сможете вычислить себестоимость продаж. Это наиболее важные показатели, которые должны присутствовать в вашей отчетности. Чтобы провести расчет, вам нужно сложить все эти характеристики, а также определить стоимость товарно-материальных запасов, присутствующих на конец года. Достаточно просто отнять от стоимости товарно-материальных запасов, присутствующих у вас на конец года, сумму всех указанных выше показателей - и вы сможете определить себестоимость продажи продукции.
Цена товарно-материальных запасов на начало года
Если вы работаете в сфере торговли, то в таком случае цена ваших начальных запасов будет представлять собой стоимость всех товаров, присутствующих у вас в начале года, и которые вы собираетесь продать покупателям. В том случае, если вы занимаетесь производством, то для вас этот показатель будет представлять собой общую стоимость всевозможных полуфабрикатов, сырья, готовой продукции и любых предметов снабжения, необходимых вам в процессе производства. Начальные товарно-материальные запасы в преимущественном большинстве случаев являются абсолютно идентичными тем, которые присутствовали в конце предыдущего года, но если же у вас имеются расхождения в этих показателях, вам следует определить их причину в форме, приложенной к вашей налоговой декларации.
Пожертвование на благотворительность
В том случае, если ваша компания жертвует собственные товары на благотворительность, вы можете из налогооблагаемой базы вычитывать или справедливую рыночную стоимость всей пожертвованной продукции, или же их базу – тут все зависит от того, какой показатель является меньшим. База пожертвованных товаров – это всевозможные расходы на запасы, понесенные вами в предыдущие годы и которые в противном случае вам пришлось бы включить в цену начальных товарно-материальных запасов на этот год. Вам нужно будет вычесть цену всей пожертвованной продукции из стоимости начальных запасов, так как она не является частью себестоимости реализованных товаров. В том случае, если у вас стоимость всех пожертвованных элементов не была включена в цену начальных запасов, база пожертвованной продукции равна нулю, и у вас нет права вычитать данное пожертвование из составляемой налогооблагаемой базы. В данном случае проводка стоимости такой продукции осуществляется стандартным методом бухгалтерского учета.
Наглядный пример
Вы являетесь налогоплательщиком, который использует стандартный календарный налоговый год, а также технологию начисления. В 2015 году вы решили пожертвовать определенной церкви имущество, справедливая рыночная стоимость которого составляет 600 евро. По правилам, в цену конечных товарно-материальных запасов за 2014 год вами было включено расходов на приобретение данного имущества на сумму 400 евро, и в этом же году из налогооблагаемой базы вами были вычтены административные и прочие затраты на сумму 50 евро, отнесенные к данному имуществу. Эти затраты вы провели как расходы, относящиеся к предпринимательской деятельности. За 2015 год вы можете вычесть из налогооблагаемой базы данное пожертвование исключительно в сумме 400 евро, так как 200 евро представляют собой сумму, которая могла бы составить ваш обычный доход в том случае, если бы данное имущество было вами продано по справедливой рыночной цене. Себестоимость реализованной продукции, основывающей ваши расчеты валового дохода, не должна будет включать эти 400 евро, вследствие чего вы можете вычесть их из общей цены начальных товарно-материальных запасов на этот год.
Вычет товаров, которые были взяты в личное пользование
Если основным видом вашей деятельности является торговля, вам нужно будет вычитать стоимость всех товаров, приобретенных вами для продажи. В случае с производственной деятельностью необходимо будет учитывать полную стоимость сырья, деталей или же узлов, требуемых для производства вашей конечной продукции.
Скидки
Разница между ценой, опубликованной изначально, и фактической стоимостью продукции, уплаченной покупателем при ее приобретении, называется скидкой с продажной цены. Осуществляя расчет стоимости приобретенной продукции, вам нужно пользоваться не изначально опубликованными, а именно теми ценами, которые были фактически уплачены. Учет себестоимости продаж предусматривает отсутствие указания суммы скидок в качестве отдельной статьи валового дохода. Таким образом, дилер, занимающийся продажей автомобилей, осуществляя исчисление себестоимости проданных машин, должен изначально вычесть из нее любые заводские скидки.
Какие скидки при покупке за наличные деньги?
Скидка за моментальную оплату при покупке за наличные деньги – это сумма, которую поставщик позволяет вам вычитать из счета за приобретенную продукцию, использовать ее как поощрение за мгновенную оплату. Рассчитывая себестоимость продаж услуги или товаров, вы можете фиксировать данные скидки одной из следующих технологий бухгалтерского учета:
записывать их в кредит определенного дисконтного счета;
вычитать их из общей суммы приобретений за данный год.
Вне зависимости от того, какой именно метод вами будет использоваться, делать все нужно последовательно и систематично. Если же такие скидки будут записаны в кредит отдельного счета, вам нужно будет в конце налогового года указать кредитное сальдо в сумме общего предпринимательского дохода. Стоит отметить, что использование данного метода не предусматривает вычитание скидки из себестоимости реализованной продукции.
Снятие с продаж
Если определенные товары снимаются с продаж для использования их в личных нуждах или же в нуждах своей семьи, их стоимость должна в обязательном порядке вычитаться из общей цены товаров, приобретенных вами для реализации. Для этого, когда будет рассчитываться себестоимость продаж, счет должен содержать стоимость этих товаров в кредит продаж или покупок, при этом данная сумма должна сниматься с вашего расходного счета. Последний представляет собой отдельный счет, предназначенный для ведения учета предпринимательского дохода, который снимается для оплаты каких-либо личных расходов предпринимателя или его семьи.
Оплата труда
В преимущественном большинстве случаев, когда подсчитывается себестоимость продаж, расчет затрат на оплату труда рассматривается в качестве отдельного элемента себестоимости реализованной продукции только на предприятиях, занимающихся горнодобывающей или же обрабатывающей промышленностью. Небольшие торговые компании зачастую не имеют собственных затрат на оплату труда, предусматривающих возможность отнесения их к себестоимости реализованной продукции. В компаниях же, занимающихся обрабатывающей промышленностью, любые затраты на оплату труда в обязательном порядке включают в себя не только прямые, но еще и косвенные затраты, необходимые для переработки сырья в готовые изделия.
Оплата труда производственных сотрудников
Когда рассчитывается себестоимость продаж (формула расчета была указана выше), данная статья включает в себя зарплату всех работников, которые были заняты на конкретном производстве данной продукции на протяжении полного рабочего дня. Стоит отметить, что в данную категорию включаются также зарплаты сотрудников, работающих в течение неполного рабочего дня в том случае, если у вас есть возможность посчитать эту составляющую их зарплаты.
Другие затраты, связанные с оплатой труда
Данные затраты нужно вычитать из составляемой налогооблагаемой базы в качестве административных или же торговых расходов, так как рассчитать себестоимость продаж по правилам нельзя с включением этих затрат. Единственным видом расходов на оплату труда, который в соответствии с правилами можно будет учесть при расчете себестоимости реализованной продукции, является оплата труда вспомогательных и производственных сотрудников, а также различные трудовые затраты, рассматриваемые в качестве накладных расходов.
Материалы и предметы снабжения
Всевозможные материалы и предметы снабжения, включая различные химикаты и комплектующие, необходимые для производства той или иной продукции, обязательно должны фиксироваться, когда рассчитывается себестоимость продаж. Проводки химикатов и деталей, которые не идут на производство продукции, осуществляются в качестве отсроченных расходов, вычитаемых из налогооблагаемой базы как стандартные предпринимательские расходы (в зависимости от использования данных материалов).
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Эффективная организация производства предполагает такое использование ресурсов и организацию производственного процесса, благодаря которым издержки окажутся минимальными при одновременном росте такого показателя, как прибыль. Именно поэтому немаловажное значение уделяется такому вопросу, как пути снижения себестоимости продукции. Ведь от уровня покупательной способности населения зависят и объемы производства. Далее речь пойдет об основных факторах, оказывающих влияние на данный показатель, а также о возможных резервах. Но для начала необходимо отметить, что такое себестоимость. Это экономический показатель, который составляет расходы предприятия на изготовление и реализацию какого-либо товара в денежном эквиваленте. Именно в себестоимости отражаются степень освоения технологии, уровень производства и организации производства, рациональность использования ресурсов и прочие сферы занятости хозяйствующего субъекта. Именно поэтому важно находить все возможные пути снижения себестоимости продукции. Ведь это позволит не только увеличить прибыль, но и создать резервы для расширенного воспроизводства, усовершенствовать меры материального стимулирования сотрудников, повысить конкурентоспособность производимых товаров, в целом улучшить финансовое состояние организации.
Факторы снижения себестоимости продукции
Фактор № 1
В таком важном аспекте, как пути снижения себестоимости продукции, в первую очередь должно быть уделено внимание повышению технического уровня всего производственного процесса. Сюда относят новые технологии, механизацию, а также автоматизацию, возможности применения современного сырья и материала, существенные преобразования конструкции изделий и прочие элементы.
Фактор № 2
Немаловажен также такой фактор, как уровень организации трудового и производственного процессов. Пути снижения себестоимости продукции могут быть разными. Одним из них является проведение мероприятий, направленных на совершенствование организации труда и в целом производственного процесса. Это может быть уменьшение транспортных расходов, повышение показателя эффективности эксплуатации основных фондов, преобразование всей системы снабжения и прочие.
Фактор № 3
Нельзя оставить без внимания и такие важные параметры, как объем производимых товаров и их структура. Изменение в количестве изготовляемой продукции может привести к относительному сокращению расходов, которые относят к группе условно-постоянных.
Фактор № 4
К данной группе относят те элементы, которые включают преобразования, касающиеся качества сырья, его состава и прочие аспекты. Оказывает прямое воздействие на уровень себестоимости и то, насколько рационально используются природные ресурсы на предприятии.
Фактор № 5
Также хочется отметить отраслевые особенности. Это введение новых производственных подразделений, освоение производств на действующих предприятиях и прочие. Они предполагают ликвидацию устаревших цехов и открытие новых, основой которых служат высокотехнологичные нововведения.
Итоги
Обобщая все то, что сказано выше, необходимо отметить, что на каждом предприятии непременно должен быть проведен анализ издержек производства, ведь определение резервов снижения себестоимости продукции базируется на его результатах.
Формирование финансовых результатов
и методы их анализа
В процессе формирования финансовых результатов рассчитывают:
валовую прибыль (Пв);
прибыль (убыток) от продаж (Ппр);
прибыль (убыток) до налогообложения (Пдн);
чистую прибыль (убыток) отчетного периода (Пч).
Если валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции, то прибыль от продаж формируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы.
Валовая прибыль рассчитывается по формуле:
Пв = Впр - С
(6.3.1),
где:
Впр - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
С - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг,
Пв(стр. 2100 ф.2) = стр. 2110 ф.2- стр. 2120 ф.2
или:
(6.3.2)
На предприятиях торговли валовая прибыль характеризует сумму торговой надбавки, приходящейся на проданные товары, т. е. представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью проданных товаров.
Прибыль (убыток) от продаж рассчитывается по формуле:
Ппр= Впр - С - Рк - Рупр
(6.3.3),
где:
Рк - коммерческие расходы;
Рупр - управленческие расходы,
или:
Ппр= стр. 2110 ф.2- стр. 2120 ф.2- стр. 2210 ф.2-- стр. 2220 ф.2
(6.3.4)
Финансовый результат от всех видов обычной деятельности выражается показателем “Прибыль (убыток) до налогообложения”, рассчитываемым по формуле:
Пдн= Ппр + ПРП - ПРУ + ДУ + ПОД - ПОР
(6.3.5),
где:
ПРП, ПРУ - проценты к получению, проценты к уплате;
ДУ - доходы от участия в других организациях;
ПОД, ПОР - прочие операционные доходы и расходы,
Пдн= стр.2200 ф.2-+стр. 2310 ф.2+стр. 2320 ф.2- стр. 2330 ф.2+ стр. 2340 ф.2- стр. 2350 ф.2
или:
(6.3.6)
Пч= Пдн + НА - НО - Нп-Пр
Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является чистая прибыль (убыток) отчетного периода, которая рассчитывается по формуле:
(6.3.7),
где:
НА - отложенные налоговые активы;
НО - отложенные налоговые обязательства;
Нп - текущий налог на прибыль;
Пр- прочее,
Пч (стр.2400)= стр.2300 ф.2- стр.2310-стр.2330 ф.2+стр.2350ф.2-стр.2360 ф.2
или:
(6.3.8)