СБЕРЕЖЕНИЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ: ПРОСТО О СЛОЖНОМ
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«СБЕРЕЖЕНИЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ: ПРОСТО О СЛОЖНОМ»
Цели и задачи:
Воспитание бережного, разумного отношения каждого к природе,
потреблению еѐ богатств, понимания, что природные ресурсы не безграничны;
Создать у учащихся целостное представление об энергосбережении
как о процессе рационального расходования энергетических ресурсов;
Раскрыть возможность и необходимость личного участия людей врешении проблем энергосбережения;
Содействовать формированию культуры использования энергии и
творческого мышления для решения проблем энергосбережения
Оборудование: высказывания, пословицы, поговорки, крылатые
выражения в виде плакатов; детские рисунки на тему энергосбережения;
раздаточный материал: карточки инструкции, цветные карандаши, чистые
листы бумаги.
Ход занятия:
Доска заполнена высказываниями о воде, тепле, свете, электроэнергии и
рисунками об энергосбережении.
Воспитатель начинает с загадок:
1.В вазе солнышко живет, ваза свет чудесный льѐт!
Можно вечером играть, и читать, и рисовать…
Вот оно, магическое Солнце электрическое!
Кто поможет нам ответить, что за вазочка нам светит?
Учащиеся с удовольствием отгадывают несложную загадку –
ЛАМПОЧКА
2.Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
3.Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
4. Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)
Воспитатель: Правильно, а вот вам еще загадка:
5.Если речка по трубе прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нѐм – как мы это назовѐм? (Водопровод)
6. Он чѐрный, блестящий людям помощник настоящий, он несѐт в дома тепло, от него кругом светло. Помогает плавить стали, делать краски и эмали. УГОЛЬ
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь попробуйте определить, какой
теме мы посвятим сегодня наш воспитательский час?
Учащиеся предлагают версии.
Воспитатель: Ну, вы все правильно догадались, сегодня речь пойдет проэнергоресурсы, про то, без чего нам в современном мире уже прожить
невозможно.
Мы привыкли использовать искусственный свет, пользоваться теплом вдомах, которое дают нам теплосети, водой, которая неограниченно льѐтся из
наших кранов, и зачастую мы даже не думаем о том, что свет берѐтся не излампочки, вода – не из крана. Прежде чем попасть к потребителю все ресурсы проходят сложный путь добычи, переработки, транспортировки, доставки по энергосетям, порой за тысячи километров. В этой работе задействованы миллионы людей самых разных профессий.
Каждый энергоресурс имеет свою цену. Взрослые часто говорят, почему электроэнергия, вода, тепло или бензин стоят дорого, ведь их добывают в нашей стране? Да, ресурсы действительно бесплатны, но добыть, переработать и доставить их стоит больших денег. Строительство сетей и электростанций, огромные многомиллионные агрегаты и машины, ремонт из- за износа, после аварий или, к примеру, восстановление линий электропередачи после урагана. Вы сидите дома без света, вам темно и плохо. А в это время ремонтная бригада в любую погоду, с риском для жизни ищет место обрыва проводов, а потом восстанавливает линию. За эту работу люди получают зарплату, им оплачивают больничный, для них идут отчисления в пенсионный фонд. Для ремонта сетей энергокомпании иногда берут кредиты в банках, а там есть процентная ставка. А ещѐ в нашей стране существуют налоги. Все эти затраты и формируют тариф на свет, воду, газ и так далее. А ведь если подумать, вместе с той электроэнергией, водой и теплом мы пользуемся чьим-то трудом, временем. И когда мы бездумно расходуем воду, свет и газ, мы совсем забываем о тех людях, которые дали нам такую возможность а, кроме того, это на первый взгляд кажется, что вода, электричество и тепло – все это в неограниченном количестве. А ведь ресурсы могут иссякать и поэтому дорожать.
Получается, что это нам обходится дорого с финансовой точки зрения, а ведь эта проблема решается легко. И мы с вами сейчас попытаемся предложить некоторые варианты решения этой проблемы. Для этого воспользуемся подсказками ЭКОНОМЫЧА.
Это очень интересный выдуманный персонаж, который в своѐм сундучке длянас приготовил подсказки.
Воспитатель предлагает учащимся по одному доставать из сундучка
карточки, на которых написаны правила, соблюдение которых позволит
экономить воду, электроэнергию, тепло. Дети тянут из сундучка подсказки,
зачитывают и прикрепляют на доску.
Подсказки ЭКОНОМЫЧА
1. Перед началом зимы дом должен быть утеплѐн, нужно заткнуть все щели,
проверить, не дует ли в окна, уплотнить двери, закрыть отдушины, В доме не должно быть разбитых стѐкол. Тепло зимой нужно беречь. Оно стоит дороже всего.
2. Не стоит мыть посуду под непрерывно льющейся проточной водой.
Заполните раковину или таз, добавьте средство для мытья посуды, помойте,
а только затем ополосните еѐ чистой водой. Такой способ мытья посуды
сокращает расход воды на 50%. При использовании обычного крана много
времени и воды уходит на регулировку нужной температуры. Установка
рычажного смесителя - вклад в экономию.
3 Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.
4. Чистим зубы и экономим. Большинство людей чистят зубы, не закрываякран. При этом теряется от 8 до 40 литров воды. То же самое касается и
бритья. Лучше всего использовать при чистке зубов стакан с водой. Стакан
или ведро? Почувствуйте разницу.
5. Принятие душа вместо ванной уменьшает расход воды в 3 -4 раза.
6. На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.
7. Правильное использование стиральной машины поможет избежать лишнихзатрат. В инструкции можно найти полезную информацию о режимах
экономной стирки. Стирка с полной загрузкой самая выгодная и экономит электроэнергию.
8. Протекающие краны и сливные бачки могут в сутки уносить до 300 литров
воды!!! Все чаще на современные унитазы устанавливают систему половинного слива сливной бачок с двумя кнопками ,что экономит сотни литров.
9.Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.
10. Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.
А теперь, попробуйте продолжить четверостишия, которые я зачитаю:
Необходимо с детства привыкнуть свет беречь,
По пустякам в квартирах лампочки не жечь
Приборы электрические надо отключать,
При выходе из дома розетки проверять.
Ведь свет - источник радости, уюта и тепла,
Электроэнергия всем жителям нужна.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру. Ребята, у вас настолах лежат разного цвета карточки, я буду произносить фразы, а вы, если
согласны – поднимайте зелѐные, а если не согласны – жѐлтые:
Учащиеся внимательно слушают и поднимают соответствующие
карточки.
Совершенно не обязательно выключать воду, когда чистишь зубы,
ведь воды много – на всех хватит
Думать об экономии энергоресурсов – не детское дело, пусть
взрослые об этом думают
Когда выходишь из дома, выключай все электроприборы
Капля воды – ничего не значит, и если есть небольшая утечка вкране, то это ничего страшного – вся не вытечет
Не включай свет в комнате, пока на улице светло
Совсем не обязательно утеплять окна в зимнее время, ведь зимой
подаѐтся в дома отопление и в квартирах и так тепло
Воспитатель:
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
Молодцы, вы всѐ прекрасно поняли и сделали правильные выводы. А
теперь нам необходимо подвести итог. И в заключение нашего занятия
давайте мы сейчас придумаем знаки, запрещающие и предупреждающие на
тему «Бережное отношение к энергоресурсам» и разместим их на доске.
Запрещающие знаки в круге, предупреждающие – в квадрате.
Учащиеся рисуют знаки и вывешивают их на доску