Урок по теме Роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека 5 класс


Плотникова Елена Петровна, учитель биологии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – «Гимназия №3» г.Кудымкара.
Технологическая карта урока в 5 классе «Роль бактерий в природе и жизни человека».
Предмет - Биология Класс - 5 Место в учебном плане: 2 урок по теме «Бактерии»
Тип урока: урок открытия новых знаний. Тема урока - Роль бактерий в природе и жизни человека.
Цель урока – сформировать представление о роли бактерий в природе и жизни человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.
Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия». Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики.
Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.
Словарь урока: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия. Флюорография.
Ресурсы урока:
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.- 141, (3) с.
2. Презентация: «Роль бактерий в природе и жизни человека».
3. Костюм «Чумной доктор».
4. Листы с заданиями для учащихся.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.
Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.
Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Личностные УУД: развитие интереса к изучению бактерий; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. Орг. Момент Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Мы продолжаем изучать бактерии.
2.Проверка домашнего задания.
Деятельность учителя
Ученик одной школы решил выполнить исследовательскую работу по теме: «Строение и жизнедеятельность бактерий», но учитель, проверив работу, указал на 6 несоответствий. Мы могли бы ему помочь. Вы согласны?
Проверка задания. Самооценивание. Деятельность учащихся
Учебная задача: найти 6 несоответствий.
Бактерии (от греческого «bakterion»– маленькое животное) - очень мелкие организмы.
Они живут повсюду: в земле, растениях, животных, человеке, в горячих источниках, в пресной и соленой воде.
Бактерии – микроскопические одноклеточные существа, могут образовать колонии.
Бактерии могут иметь вид палочек, шариков, кубиков и спиралевидных форм.
Вибрионы похожи на запятую, кокки – палочковидные.
У всех бактерий есть общая особенность: четко оформленное ядро.
Передвигаются за счет волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.
Сапротрофы получают органические вещества из отмерших организмов.
Размножаются бактерии делением одной клетки на три.
При благоприятных условиях образуют споры.
1-2 учащихся выделяют несоответствия.
Проверка по эталону.
3. Актуализация знаний и целеполагание
Мы сегодня совершим виртуальное путешествие в галерею, где картины посвящены бактериям.
В первом ряду представлены картины первого зала.
Как можно назвать тему выставки в данном зале?
(Многообразие бактерий)
Во втором ряду представлены картины другого выставочного зала.
Как можно назвать тему выставки в этом зале?
(Роль бактерий).
- Что мы сегодня будем изучать?
(Роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека).
-Сформулируйте цели урока.
- Роль каких бактерий будем изучать?
Чумная палочка
Бактерии гниения
Клубеньковые бактерии
Туберкулезная палочка
Молочнокислые бактерии Постановки целей урока и плана изучения темы.
Запись темы урока.
Сегодня мы с вами будем выполнять роль экскурсоводов.
-Что должен уметь экскурсовод?
(Ответы учащихся).
-Экскурсовод должен уметь находить нужную информацию, выделять главное, собирать интересные факты и составлять текст своего рассказа.
Все эти учебные действия мы сегодня будем в себе развивать.

4. «Открытие нового знания»
Организует работу по решению учебных задач.
2. Решаемая учебная задача: установить соответствие между картинами первого зала галереи и второго зала галереи. (см. рисунок)
3. Решаемая учебная задача: закончите рассказ по картине «Чумной доктор», ответив на поставленные вопросы. Используйте смекалку и эрудицию.
Чуму – одно из самых тяжелых заболеваний - вызывают чумные палочки. При чуме на теле образуются бубоны - крупные уплотнения по всему телу, в которых происходит размножение чумных палочек, повышается температура тела, лихорадит. Переносчиками возбудителей чумы являются крысиные блохи. Из истории известна Великая эпидемия чумы в Лондоне в XVII веке, во время которой умерло около 100 тысяч человек. В средние века это заболевание не лечилось, действие сводилось к вырезанию и прижиганию бубонов.
На картине изображен чумной доктор. Отличительной особенностью чумных докторов являлся особый защитный костюм с оригинальной «носатой» маской, напоминающей клюв птицы. 
-Для чего использовалась «носатая маска»?
-Для чего костюм был пропитан воском?
-Для чего был необходим скальпель?
-Для чего доктор носил с собой связку чеснока?-Для чего нужна была трость?
Кто согласится примерить костюм?
4. Решаемая учебная задача: прочитайте текст «Бактерии разложения и гниения» и текст «Почвенные бактерии» (стр.56-58) и установите соответствие между первым и вторым столбиком.
1. бактерии гниения:_____________
2. клубеньковые бактерии:____________
а) поселяются в корнях бобовых растений,
б) разрушают органические вещества отмерших растений и трупов животных
в) питаясь органическими веществами, превращают их в перегной
г) поглощают азот из воздуха
д) выделяют азотные соединения, которые используют растения
е) санитары нашей планеты
ж) вызывают образование клубеньков
з) являются сапротрофами5. Решаемая учебная задача: прочитайте текст на стр. 58 и на каждую букву подберите существительные, глаголы, прилагательные, словосочетания, которые раскрывают тему «Молочнокислые бактерии».
М
О
Л
О
К
О
Просмотр видеофрагмента «Молочнокислые бактерии под микроскопом».
6. Решаемая учебная задача: прочитайте задание, посмотрите видеофильм и впишите пропущенные слова.
На картине изображен доктор-пульмонолог, он изучает органы дыхания. Для диагностики заражения туберкулезной палочкой у детей проводят _________.
Взрослые один раз в год проходят процедуру ______________. Осуществляют решение учебных задач.
Устанавливают соответствие:
Чумная палочка – чумной доктор
Бактерии гниения –гнилое яблоко
Клубеньковые бактерии- клубеньковые бактерии
Туберкулезная палочка –флюорография легких
Молочнокислые бактерии- молочнокислые продукты
Чтение текста, обсуждение в паре.
Проверка выполнения заданий.
Примерка костюма.
Самостоятельная работа.
Чтение текста.
Установление соответствия.
1. бактерии гниения:б,в,е,з.
2. клубеньковые бактерии:а,г,д,ж.

Проверка выполнения задания.
Задание: зачитать предложения , составить рассказ.
Чтение текста.
Выполнения творческого задания.
Проверка.
Просмотр видеофрагмента «Молочнокислые бактерии под микроскопом».
Просмотр видеофильма «Сказка о том, где живет туберкулезная палочка».
Вставляют в текст пропущенные слова.
5. Физминутка. Ребятам показываются формы бактерий, выполнять определенные действия. Выполнение действий.
6. Включение нового знания в систему знаний 7. Решаемая учебная задача: выступления экскурсоводов.
При выступлении используйте фразы:
- На картине изображен…………………………….
Оцените положительную или отрицательную роль бактерий в природе и жизни человека?
Взаимооценивание.
Выступления учащихся.7. Рефлексия и оценивание
Вспомнить тему и цели урока.
Оценить меру своего личного продвижения к цели: какие знания о бактериях важны для человека?
-Чью работу сегодня можно оценить?
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, наиболее понравившиеся эпизоды урока.
Отвечают на вопрос.
Предлагают оценивание.
8. Домашнее задание
Учитель предлагает записать домашнее задание.
Домашнее задание:
Инвариантная часть: параграф 12 – читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 8.
Вариативная часть:
-сочинение «Почему на Земле жизнь без бактерий невозможна?»
-сочинение «Роль бактерий в моей жизни».