Конспект урока по теме Машиностроительный комплекс России
Открытый урок географии в 9 классе
Учитель географии высшей квалификационной категории
МБОУ "СОШ №6 г. Азнакаево" РТ
Залялиева Разиля Ахатовна
Тема урока: Машиностроительный комплекс России. Практическая работа № 6 - определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения.
Задачи урока:
-Показать роль и значение машиностроения в хозяйстве страны;
-Раскрыть сложность отраслевого состава машиностроительного комплекса;
-Установить связи машиностроительного комплекса с другими межотраслевыми комплексами;
-Выявить особенности размещения и проблемы машиностроительного и военно-промышленного комплекса России;
-Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
учебники Дронова В.П.( на парту по одному),
проектор,
экран,
карты "Металлургиия России" и "Машиностроение России","Политическая карта мира",
видеофильм с ресурсов сайта "Интернетурок.ру"( http://interneturok.ru/ru/school/geografy/9-klass/bobwaya-harakteristika-hozyajstva-rossiib/mashinostroitelnyy-kompleks-sostav-znachenie-i-tehnologicheskie-osobennosti?seconds=0&chapter_id=233), "Военно-промышленный комплекс"( видео с Андреем Шиловым), презентация к уроку" Машиностроительный комплекс",
листы бумаги,
атласы,
учебники Е.М. Домогацких,
карточки-задания с заданиями практической работы №6,
таймер(в 30 секунд) в записи.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие. Подготовка рабочих мест учащимися.
II. Повторение темы прошлого урока:
Учитель: На предыдущем уроке мы с вами рассмотрели тему "Металлургический комплекс России" (на экране слайды на тему: "Выплавка металла")
Итак, ребята, блиц-опрос на эту тему. Друг за другом быстро отвечаете на поставленный вопрос, если ответа нет, значит слово передается следующему ученику. Начнем с первого ряда:
1. Из каких отраслей состоит металлургический комплекс?
2.Что называется черными металлами?
3.Из каких ресурсов получают черные металлы?
4. На какие группы делятся цветные металлы?
5. Приведите примеры тяжелых цветных металлов?
5. Приведите примеры легких цветных металлов?
6. Приведите примеры благородных металлов?
7. В чём существенное отличие цветной металлургии от чёрной?(в руде их содержится мало и они многокомпонентны)
Поработаем с картамиатласа и настенными:
1. Покажите и назовите основные базы чёрной металлургии.
2. Покажите на карте и назовите основные базы цветной металлургии.
Вопрос: внимательно посмотрев на карту, отвтеьте пожалуйста, какая закономерность наблюдается в размещении и черной и цветной металлургии? (размещены практически в одних и тех же районах).
Хорошо это или плохо?
(эффективно используются территориальные, водные, людские ресурсы и транспортные пути; рационально размещаются эти "грязные"производства).
III. Усвоение новых ЗУН:
-Какая отрасль народного хозяйства больше всех нуждается в продукции черной и цветной металлургии? Правильно машиностроение. Тема нашего нового урока: "Машиностроительный комплекс".
Перед нами сегодня цель :рассмотреть его роль и значение, состав отраслей, факторы размещения, географию и проблемы развития.
Листочки, которые перед вами, разделите на две части, кто разделил пусть передает половинку соседу по плечу. Спасибо!
Напишите, пожалуйста, знакомые вам продукцию машиностроения в течении одной минуты (1 минута-таймер),
Обменяйтесь листочком с соседом и исправьте ошибки в списке друг у друга, если они есть.
Кто хочет зачитать вслух?
Из вышесказанного сделаем вывод, что продукция машиностроительного комплекса очень разнообразна, и наверное выпускается большим количеством отраслей. Так ли это? Предлагаю вашему вниманию урок моего коллеги-учителя географии из Санкт-Петербурга - Киселевой Ольги Юрьевны. (Кто покажет С-Петербург на карте?)
ВИДЕОУРОК - (6,5 минут).
Работа с учащимися после просмотра видеоурока:
1.Какова роль и значение машиностроения в России?
2. Из каких отраслей состоит машиностроение страны? Назовите запомнившиеся.
3. Каковы связи машиностроения с другими отраслями ? Приведите примеры на примере автозавода. Какую продукцию получают машиностроительные предприятия от остальных отраслей экономики и что отдают взамен? (презентация слайд №2)
А теперь, ребята, вновь вернемся к продукции этого комплекса, которая у вас дома. Скажите, бытовые машины у вас отечественного или зарубежного производства? А автомобиле какого производства хотели бы иметь? Почему покупаете машины зарубежного производства, чем они вам нравятся? ( качество хорошее). Значит отечественного производства машины многих отраслей низкого качества (наверное из металла низкого качества, их развитию уделялось мало внимания и т.д)
А есть ли у России качественная машиностроительная продукция? Какая? Какой отрасли она принадлежит ?(вооружение-продукция военно-промышленного комплекса). Его продукция очень высокого качества, поэтому России продает продукцию ВПК на международном рынке вооружений. Страна занимает здесь второе место в мире после Соединенных Штатов Америки. Российское оружие и боевую технику активно покупают Венесуэла, Индия, Индонезия, Вьетнам и даже Китай (карта мира!)
Повышенным спросом пользуются современные системы противовоздушной обороны и боевая авиация
Вопрос: Предположите, почему среди пости 70-и отраслей, только оборонная промышленность страны выпускает продукцию, которую в мире уважают и с желанием закупают? Можно посовещаться в парах(1 минута).
Ответ: потому что, страна наша во все времена, особенно после такой жестокой Великой отечественной войны, огромное внимание уделяла развитию именно военных отраслей, все финансовые, природные и большинство людских ресурсов, научная база страны работала на военный комплекс.
Давайте посмотрим фрагмент, что же это такое - военно-промышленный комплекс? Видео - (2,10 минут).
Что вы скажете об уровне развития военного комплекса в стране? Гордимся ли мы им сегодня? Почему?
Означает ли это, что достаточно развивать только ВПК, чтобы страна была успешной или все отрасли машиностроения должны быть хорошо развиты? Зачем? (потому что это развитие машиностроения вообщем определяет темпы научно-технической революции в стране, от которой зависит уровень и качество жизни граждан страны).
Может ли ВПК помочь в развитие других отраслей машиностроения? (Конечно, ведь самые новые технологии производства и наисовременное оборудование находятся именно в сфере ВПК).
Рассмотрите карту машиностроения в атласе, скажите,в какой части страны больше всего машиностроительных предприятий? (презентация, слайд №4)
В европейской? Как думаете, почему? (рассмотрите карту "Плотность населения")(презентация слайд №5). Население, трудовых ресурсов много, еще почему? (в этой полосе плотного заселения населения находятся основные научные города, исторические города, где когда-то возникли ремесла, здесь столицы, в ВОВ отсюда на восток страны были эвакуированы машиностроительные заводы, а после войны здесь были построены новые предприятия, в основном оборонного характера.
Сделаем вывод: то есть в европейской части есть условия для размещения многих отраслей машиностроения? Как называются основные условия, от которых зависит размещение и развитие отраслей? (факторы размещения).
Каковы же они применительно машиностроения? Используя текст §15 учебника Дронова, перечислите пожалуйста факторы размещения отраслей машиностроения(презентация слайд №6)
Давайте, подробнее рассмотрим фактор трудоемкости и металлоемкости в машиностроении, выполнив небольшую практическую работу, (раздать листочки с заданием, объяснить). Используя карты атласа заполним таблицу, определим подотрасли, которые объедяются в те или иные отрасли, например, трудоемкое машиностроение - примеры отраслей, относящиеся к ним: приборостроение (работаем с текстом учебников и картами), находим приборостроение в легенде карты, по цвету значка определяем в каких городах находится приборостроение, запишем в таблицу по два примера центра(города), где размещено приборостроение (10 минут).
Группа отраслей Примеры отраслей Центры размещения(города)
Трудоемкое машиностроение
1
2
3 1
2
3
Металлоемкое машиностроение 1
2
3
1
2
3
Вывод. Укажите причины (факторы) подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.
IV. Рефлексия: Плюс, минус, интересно"
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Отметьте все «плюс» ы: что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, что может быть полезны для достижения ваших каких-то целей. Отметьте «минус»ы- все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась ненужной, бесполезной. И «интересно»: любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме.
V. Домашнее задание: прочитать параграфы 22 и 23, найти на карте машиностроения(стр. 16) центры тракторостроения, сельскохозяйственного машиностроения и транспортного машиностроения.
VI. Подведение итога урока: Кто на ваш взгляд хорошо работал на уроке, кто самый активный? Кому какую оценку выставляем?
- Обращаю ваше внимание на сайт: Interneturok.ru на котором можете самостоятельно посмотреть уроки не только по географии, но и по другим предметам!