Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане
История
Разработала: Успанова Марьям Жукесовна
Класс: 11 БТема урока : Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане
Образовательная – дать представление учащимся об основных понятиях урока; подвести к пониманию политики Ф. И. Голощекина 1925-1933 гг., сущности и последствий сплошной коллективизации сельского хозяйства в Казахстане
Развивающая - Продолжить работу над формированием умений самостоятельной деятельности, над формированием логических мыслительных операций: обобщение, синтез, анализ, сравнение, необходимых для правильного выполнения заданий ЕНТ
Воспитательная - Способствовать воспитанию у учащихся чувства толерантности к судьбам народа, чувства ответственности за ошибки прошлого.
Тип урока: урок закрепления знаний
Метод : комбинированный, частично-поисковый
Оборудование : интерактивная доска, слайды, опорные схемы, опережающее задание , карта Казахстана
Основные понятия: ускоренная коллективизация, джут, «год великого перелома»
Ход урока :
1. Организационный момент . Приветствие.
- проверка готовности класса к уроку, проверка посещаемости
2. Входной контроль. Проверка уровня усвоения предыдущего материала.
Задание №1
Блиц-опрос:
1. Повод к началу восстания 1916 г ( указ от 25 июня 1916)
2.Территория восстания 1916 г
3. Возраст реквизированных (19-43)
4. Два очага восстания ( тургайский и семиреченский)
5. Что такое двоевластие
6. В какой период установилась Советская власть (5 мес)
7. Как называется экономическая политика в годы гражданской войны ( политика военного коммунизма)
8.Перечислите первые мероприятия большевиков ( декрет о мире , о земле)
9. Перечислите мероприятия НЭПа
10. Первая столица Каз ССР ( Оренбург)
11. Перечислите недостатки индустриализации
Задание №2
•Допишите нужные слова и даты:
•1. Видные советские ученые , изучавшие Казахстан сырьевые ресурсы в 20-30 годы__________________
•2. Автор курса « Малого Октября»_________________________
•3. Кто сказал: « Казахстан был и остался колонией..»_________________•4. Кто доказал перспективность региона Джезказгана__________________
•5. Кто был обвинен в местном национализме в ходе индустриализации ___________
Задание № 3
Составить логическую цепочку :
1. 14 съезд ВКП (б)
2. НЭП
3.1921
4. Индустриализация
5. 10 съезд ВКП (б)
6.1925 г
7.Пестковский
8. Казревком
9. 1919г
Задание № 4
Работа с картой
Показать на карте основные промышленные объекты в годы индустриализации
3. Изучение новой темы
Слово учителя:
Сегодня нам предстоит выявить причины и сущность сталинского «великого перелома», проанализировать этапы проведения коллективизации, её итоги и последствия.
Проблемное задание на урок
О коллективизации и её целях в 30-гг. говорили, что:
- Это великая революция – вторая после Октября;
- Это революция «сверху при поддержке снизу»;
- Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;
- Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми;
- Она решит продовольственные проблемы страны.
Определите к концу нашего урока, насколько соответствовали действительности и что означали на практике эти лозунги
Мини-лекция: Курс на коллективизацию был объявлен на 15 съезде ВКП (б) в 1925 г.
Основные принципы Ленинской идеи коллективизации:
1.Добровольность
2.Самостоятельность
3.Материальная заинтересованность
4.Поэтапный переход крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования
(Учитель излагает материал, учащиеся фиксируют в лекционных тетрадях основные моменты аграрной политики)
С началом индустриализации был взят курс на проведение коллективизации сельского хозяйства, задачей которой официально провозглашалось «осуществление социалистических преобразований в деревне».
Основные формы колхозного строительства в Казахстане:
В зерновых районах – сельскохозяйственная артель
В животноводческих районах – товарищество по совместной обработке земли и косьбе, где по уставу скот не обобществлялся, использование личного скота и инвентаря оплачивалось
Недостатки идей коллективизации:
Идея коллективизации сельского хозяйства с самого начала была дискредитирована жесточайшим тотальным террором;
2. Коллективизация форсировалась без учета местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно административными методами.
В совместной директиве Казрайкома ВКП(б) и Совнаркома от 25 декабря 1931г. ставилась задача -«охватить плановыми мероприятиями по оседанию в 1932 г. все оставшиеся кочевые и полукочевые трудовые хозяйства и процесс оседания завершить в 1933г.»
Решение продовольственной программы.
В связи с продовольственными трудностями 1929 г заготовке сельскохозяйственной продукции был придан характер чрезвычайной акции времен «военного коммунизма»:
•В 1931 – 1932гг – в Шубартауском районе сдали государству на мясо 80% всего поголовья скота
•Балхашскому району, насчитывавшему 173тыс. голов скота, была дана разверстка в 297тыс. единиц
•«Перегибов не допускать – парнокопытных не оставлять!» - таков был девиз, например, тургайских перегибщиков, где от миллионного поголовья скота осталось всего 98тыс. Голов.
Раскулачивание
Нарушение принципа добровольности и элементарной законности с самого начала приняли повсеместный характер. Наиболее типичными и распространенными приемами принуждения были:
А) лишение избирательных прав
Б) угроза выселения за пределы района проживания
В) превентивный арест, так сказать в «воспитательных целях»
Голод в казахской степи
•1930 – 1932 гг – голод
Причины:
1)Скопление огромного количества скота на ограниченной территории
2)Ограниченность пастбищных угодий
3)Недостаточная обеспеченность кормом скота
Работа по в группах с опорными схемами:
4.Закрепление нового материала.
Учитель напоминает детям о проблемном задании, которое было озвучено перед изучением новой темы. Учащимся предлагается высказать свою точку зрения на вопрос: насколько соответствовали действительности и что означали на практике лозунги о коллективизации и её целях. Используя опорные схемы.
1.группа . « Письмо пяти»-раскрыть суть, кому оно было адресовано
2 группа. Схема №1
3 группа Схема № 2
4 группа . Схема № 3
Рефлексия . Оценивание учащихся.
Домашнее задание Учебник Г. П. Масюковой , стр. 103-105 прочесть подготовиться к историческому диктанту.