Коллективизация сельского хозяйства в СССР


Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства в СССР»Тип урока: урок изучения нового материалаКласс: для 9 или 11 классов.Цели урока: 1. Узнать о состоянии сельского хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации;2. Выявить причины коллективизации, этапы и итоги;3. Воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы;4. Знать понятия «коллективизация», «раскулачивание», «кулаки»
Задачи урока:1. Обучающие: способствовать усвоению обучающимися основного фактического и понятийного материала о коллективизации сельского хозяйства;2. Образовательные: изучить события, которые привели к коллективизации сельского хозяйства, ход проведения коллективизации, значение и последствия; продолжить обучения работы с документами разного характера; продолжить формирование умения анализировать реальные исторические события, делать выводы.3. Воспитательные: формирование развитой, социально-активной творческой самостоятельной личности; продолжить формирование у обучающихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.4. Развивающие: развитие умения аргументировать, делать выводы (текст учебника, документы, воспоминания); развитие умения слушать и слушать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие абстрактного и наглядно-образного мышления; активизация познавательно деятельности в группе.
Оборудование:
На каждой парте – пакеты с документами для работы в группах, в парах, самостоятельно.
Компьютерная презентация.
Учебник.
Методы, используемые на уроке:
проблемное обучение;
дифференцированное обучение;
задание творческого характера;
метод взаимоконтроля и самоконтроля;
самостоятельная работа (работа с фрагментами документов).
Структура урока:
Организационный момент;
Этап проверки домашнего задания;
Этап изучения нового материала;
Этап закрепления материала;
Рефлексия урока;
Домашнее задание.
План урока:
1. Организационный момент;2. Повторение и опрос;3. Постановка проблемы, определение задач урока;4. Изучение новой темы:
причины, задачи и методы коллективизации;
Этапы коллективизации;
«Год великого перелома» и раскулачивание;
«Головокружение от успехов»;
Голод 1932-1933 гг.;
Итоги коллективизации.
5. Рефлексия урока;6. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент:Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих учащихся.
II. Повторение и опрос:- Что такое индустриализация?- Когда в СССР началась индустриализация?- Какова основная задача индустриализации?- Что вы можете сказать о стахановском движении?- Где проходили стройки первых пятилеток? Показать на карте. - Назовите основные источники получения средств, для проведения индустриализации?- С какими социальными проблемами столкнулась страна?- Каковы были итоги индустриализации, выделите положительные и отрицательные?
III. Постановка проблемы, определение задач урока:
- Каким путём, на какой основе шла коллективизация крестьянских хозяйств,какую роль в жизни страны, в судьбах миллионов людей она сыграла.- Задача нашего урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации: выяснить то, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации.
IV. Изучение новой темы:
Рассказ учителя:
- Сегодня на уроке мы всесторонне обсудим одну из ключевых проблем 20-30х гг. XX столетия – проблему сплошной коллективизации и раскулачивания крестьянства. Попытаемся определить свое отношение к данной проблеме, постараемся установить – соответствовали ли средства проведения коллективизации ее целям. Процесс превращения крестьян – из индивидуальных тружеников и собственников в класс социалистического общества.
- С 1926 года Советская власть приняла курс на «построение социализма в отдельно взятой стране». По мнению партии большевиков, СССР оказался в окружении вражеских капиталистических государств. Остро стоял вопрос: «Что нужно стране, чтобы выжить в окружении вражеских государств?». Стало очевидно о необходимости развития Военно-Промышленного комплекса (ВПК) и экономической независимости. - Но как добиться этой независимости? Необходимо было развитие тяжёлой промышленности, проведение индустриализации, превратить в СССР в крупную промышленную державу!- Но где взять деньги и средства для развития промышленности? Деревня рассматривалась не только, как источник продовольствия, но и как важнейший источник средств, для развития индустриализации. Следовательно, индустриализация в СССР могла быть проведена только за счёт внутренних сил – эксплуатации крестьянства.
Самостоятельная работа с документом:
- Что из себя представляло в эти годы крестьянство?
Документ №1 «Историческая справка о состоянии крестьянства»:«К 1926-1927 году в СССР на селе проживало 80% населения. Сельское хозяйство давало более половины доходов страны. Главным источником получения средств для проведения индустриализации был экспорт сельскохозяйственной продукции за границу. Сельское хозяйство было мелкокрестьянским, крестьяне выступали в качестве мелких собственников и были главными производителями. Крестьяне, из-за жесткой политики правительства, не были заинтересованы в продаже с/х продукции государству, так как цены были занижены. В стране часто возникали кризисы хлебозаготовок, что ставило под угрозу планы индустриализации.»Документ №2 «Хлебозаготовительный кризис»:«В 1927 году резко ощутилась нехватка промышленных товаров для обмена на зерно. Низкие цены государства на сельскохозяйственную продукцию, неурожай привели к сокращению поставок зерна и других продуктов в город. Горожане раскупают продукты, крестьяне прячут хлеб. Очереди, пустые прилавки становятся обычной картиной. Государство идет на чрезвычайные меры - в деревню для «выколачивания» хлеба отправлены 30 тысяч членов партии, сам Сталин первый и последний раз отправился в сельскохозяйственные районы Сибири. Местным партработникам разрешили применять чрезвычайные меры к укрывателям хлеба - уголовное воздействие. Сталин считал, что кризис вызван нарушением экономических пропорций: слабый крестьянин кулак-саботажник. Сталин предлагает все ресурсы бросить на переустройство сельского хозяйства в коллективные хозяйства, т.е. колхозы, более соответствующие социалистическому идеалу. Другая точка зрения принадлежала Н.И. Бухарину, который был не против колхозов, но еще долго основой сельского хозяйства должны быть индивидуальные крестьянские хозяйства».
Рассказ учителя:
В1927 году хлеб не добрали, продавать заграницу было практически нечего, планы индустриализации оказались под угрозой. Одним из вариантов решения проблемы было создание колхозов, т.к. с коллективных хозяйств хлеб собрать было легче, чем с крестьянина-единоличника. Иными словами, объединение мелкокрестьянского хозяйства в крупное кооперативное хозяйство, национализация крестьянской собственности и превращение ее в коллективное хозяйство. Это явление получило название – «Коллективизация».
Коллективизация — процесс объединения мелких одиночных крестьянских хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства (колхозы), составная часть политики партии по социалистическому преобразованию общества.
В 1927 г. – XV съезд ВКП (б) – определил, что коллективизация это основная задача партии в деревне.
Работа с учебником (а так же с материалом на презентации):
- Каковы же были причины коллективизации? Причины коллективизации:
Потребность государства в огромных средствах для индустриализации.
Мелкие частные крестьянские хозяйства не могли поставлять государству в достаточном количестве продукцию сельского хозяйства.
Хлебозаготовительный кризис 1927г.
Увеличение в селе за годы НЭПа числа сельской буржуазии – кулаков, что противоречило социалистической идеологии.
Увеличение в селе за годы НЭПа числа сельской буржуазии – кулаков, что противоречило социалистической идеологии.
- Каковы же были задачи коллективизации?
Задачи коллективизации:
Перекачать средства из деревни в город для индустриализации.
Обеспечить промышленные центры дешевыми продуктами питания и сырьем для предприятий.
Превращение крестьянства в послушную, управляемую массу.
Уничтожение кулачества как враждебного класса.
- Отметим основные этапы коллективизации:
Первый этап: 1928 – 1929гг. – подготовка к сплошной коллективизации.
Второй этап: 1929 – 1932гг. – сплошная коллективизация сельского хозяйства.
Третий этап: 1933 – 1937гг. – социалистическое преобразование сельского хозяйства.
Самостоятельная работа с документом:
Документ №3 «Из речи И. Сталина на конференции аграрников-марксистов»:«Наступать на кулачество – это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс. Вне этих целей наступление есть декламация, царапанье, пустозвонство, все что угодно, только не настоящее большевистское наступление. Наступать на кулачество – это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, что бы оно не могло больше подняться на ноги. Это и называется у нас, большевиков, настоящим наступлением».
- Какова цель коллективизации в нашей стране по словам И. Сталина?- Когда должна была завершиться коллективизация?
Рассказ учителя:
В мае 1929 года V съезд Советов одобрил план коллективизации. 7 ноября 1929 года в газете «Правда» вышла статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось о сроках проведения коллективизации. По всей стране начался процесс создания коллективного хозяйства, создаются «колхозы» и «совхозы».
Колхоз — производственное объединение крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществления средств производства в нашей стране с 1917 до начала 1990-х гг..Совхоз (сокращение от Советское хозяйство) — государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР. Совхоз управлялся государством.
Все крестьяне обязаны были вступать в колхозы. Весь свой домашний скот, сельскохозяйственные орудия они должны были сдать в колхоз. Земли крестьян тоже объединялись в единые колхозные поля. Теперь крестьяне ничем не должны были лично владеть, все стало общим. - Многие крестьяне не хотели идти в колхозы.- Как вы думаете, почему?- Вспомните, какие категории (слои) крестьянства существовали?- Какая категория крестьянства была против вступление в колхозы и в совхозы? Почему?- Какая категория крестьянства первой откликнулась на предложение правительства? Почему?- На имущество, какого слоя крестьянства рассчитывала советская власть?- На кого будут опираться власти в проведении коллективизации?Игра «Вступлю в колхоз» (на 18 человек; 3 карточки – кулаки, 6 карточек – середняки, 10 карточек – бедняки): Карточки для игры
Кулаки Середняки Бедняки
6 коров
15 овец
3-5 лошадей
40 курей
35 гусей
8 свиней
Инвентарь (полный комплект)
Большой земельный участок
Большой и богатый дом 3 коровы
8 овец
1-2 лошади
30 курей
15 гусей
6 свиней
Инвентарь (частично)
Приличный земельный участок
Достаточно приличный дом
1- 2 коровы (не всегда)
4 овцы (не всегда)
1 лошадь (не всегда)
10 курей (не всегда)
5 гусей (не всегда)
1-3 свиней (не всегда)
Инвентарь (скудный)
Небольшой земельный участок (либо заросший)
Скромный дом.
Рассказ учителя:
Правительство приняло решение тех, кто добровольно не вступал в колхозы, насильственно заставлять. К 1930 году в колхозах числилось 50% крестьянских хозяйств. Для оказания «помощи» местным властям в деревню было направлено 25 тыс. городских коммунистов («двадцатипятитысячники»), они принудительно заставляли крестьян вступать в колхозы. Первыми вступали в колхозы бедняки, если середняки еще не решались, то кулаки противились этому. Так одновременно с коллективизацией, начался еще один процесс – «раскулачивание».
Раскулачивание — уничтожение зажиточного крестьянства, с целью получения средств на коллективизацию.
В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Так как данный слой крестьянства противоречил идеи социализма и не желал вступать добровольно в колхозы. Но были и другие причины. Вскоре в колхозы было запрещено принимать семьи кулаков.
- Вспомним, еще раз, кто такие «кулаки»?Кулаки — зажиточные крестьяне, пользующиеся наёмным трудом, а также занятые в сфере перепродажи готового сельхозтовара, ростовщичества, посредничества.
Самостоятельная работа с документом:
Документ №4 «Раскулачивания»:
«Раскулачивание имело цель - обеспечить колхозы материальной базой. С к. 1929 года до сер. 1930 раскулачено более 320 тыс. крестьянских хозяйств, имущество стоимостью 75 млн. руб. было передано колхозам. Не существовало четкого определения кулака: это и те, кто применял наемный труд, и те, у кого было 2 коровы,2 лошади, хороший дом. Зачастую раскулачивали середняка, для оправдания ввели термин «подкулачник». За 1,5-2 года власти при помощи ОГПУ изъяли из деревни все опасные слои. Норма раскулачивания 5-7 %, на деле раскулачивали15-20%. Кулаки делились на категории с соответствующими мерами наказания: первая категория - организаторы терактов, восстаний - заключались в концлагеря или расстреливались, вторая категория из наиболее богатых кулаков и полупомещиков - выселялись в отдаленные районы, третья категория- большинство кулацких хозяйств - переселялись в пределах района, но за землями колхозов. На помощь местным властям направлены 25 тысяч членов партии для организации колхозов. Мой дед рассказывал как у них, в Ярославской, записывали в колхоз: из города приехали трое, собрание устроили, наган на стол положили и стали агитировать записываться…»
«18 июня 1929 г. из станицы Раменская пишет Сталину М. Шолохов: «Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен... Народ звереет... И как следствие умело проведенного нажима на кулака, является тот факт, (чудовищный факт!) появление на территории соседнего округа оформившихся политических банд. Дошло до того, что курей стали обобществлять... в одном селе, мужики... зарезали 125 кур, и поели курей. Хоть напоследок поесть курочки". Партийные работники, уполномоченные прибегали к следующим уговорам: Колхозница М.В. Нестеренко из колхоза им. Кирова вспоминает: - какую цифру выберешь 24 или 350?-спрашивает уполномоченный. Отец молчит. – «Ты я вижу, прикинулся непонимающим. разъясняю: в колхозе полог 24 рубля в год. а не пойдешь в колхоз - плати сразу 350 руб.... Утром если не прейдешь, мы явимся с описью».
- Какую цель имело раскулачивание?- Как проходил этот процесс?- Какой слой крестьянства пострадал от этой политики?
-222544521515Анализ статистических данных:
- Проанализируй данные диаграммы. Существовала ли реальная кулацкая угроза?
Совместная работа с документом:
Документ №5 «Раскулачивание глазами очевидца»:«Со двора выгнали всю скотину и очистили все амбары и житницы. В доме выкинули всё из сундуков, отобрали все подушки и одеяла. Активисты тут же на себе стали примерять отцовские пиджаки и рубашки. Вскрыли в доме все половицы, искали припрятанные деньги и, возможно, золото. С бабушки стали стаскивать тулупчик. Она тут же и умерла. Три дня, пока покойница лежала в доме, к нам ещё не раз приходили уполномоченные, всякий раз унося с собой то, что не взяли ранее, будь то кочерга или лопата. Пока они рылись в доме, мама незаметно сунула в гроб, под голову мёртвой бабушки, наш последний мешочек с просом. Активисты, не найдя в доме денег, стали их искать в гробу у покойницы. Они нашли мешочек с просом и забрали его с собой».
- Как проходило раскулачивание по словам очевидца?
Работа с учебником (а так же с материалом на презентации):
- Какими средствами и методами советская власть боролась с кулаками?
Средства и методы борьбы с кулаками:
Административное принуждение к вступлению в колхозы.
Конфискация имущества, построек, средств в пользу колхоза.
Выселение кулачества из родных мест.
Применение репрессивных мер (вплоть до расстрела) против крестьян, отказывающихся вступать в колхоз.
Сообщение учащегося «Как же производилось переселение кулацких семей»:
«Как же производилось переселение кулацких семей? В малозаселённый край прибывали мужчины, которые строили жильё. На первый случай выдавались «голодные нормы». Люди должны были иметь свой инвентарь и хотя бы одну лошадь на 10 хозяйств. Для перевозки людей наркомат путей сообщения должен был выделить 172 эшелона по 50 вагонов в каждом. Раскулаченный крестьянин прибывал на сборный пункт с личной карточкой (Ф.И.О., год и место рождения, национальность, семья, род занятий, судимости, политическая характеристика и прочее). Для этих пунктов использовались сборные пункты военкоматов, лагеря воинских частей и т. д…. В обязанности ОГПУ входила организация пунктов, обеспечение охраны, учёт кулаков. Вагоны были оборудованы печью, окнами, 3 вёдрами. На вагон приходился староста и помощник, для обеспечения порядка. На станции двери вагона плотно закрывали, но во время движения приоткрывались. Комендант эшелона мог без предупреждения, проводить обыски, а в случае побега охрана открывала огонь. Сборные пункты и эшелоны были забиты репрессированными до предела, а местные власти всё требовали и требовали эшелоны для выселения кулаков. В холодных, нетопленых вагонах с минимальным количеством домашнего скарба везли тысячи и тысячи людей в отдаленные районы Урала, Сибири, Казахстана. Тех, кого сочли наиболее активными «антисоветчиками», отправляли в заключение.»Работа с частушками как историческим источником:
- Некоторые частушки пропагандировали положительный строй советского общества, но в большинстве случаев в юморе отражаются боль, безысходность и отчаяние крестьян, которых лишают собственности, депортируют, раскулачивают. Несмотря на кажущуюся беспросветность жизни колхозников начала 30-х, многие крестьяне были убеждены в преимуществе коллективного труда.
- Какой вывод можно сделать из приведенных частушек о коллективизации и о раскулачивании?
Плугом мучаешь скотину,Горбишь спину, а не сыт,А в колхозе мы машинуКупим в складчину, в кредит 
«Говорят в колхозе плохо,А в колхозе хорошо, До обеда ищем соху, А с обеда – колесо».
«Горевать мне нечего,Пашу с утра до вечераА за эти трудодниТолько палочки одни».
«Мы в колхоз пошли, товарка, - Были юбки складками. А теперь мы щеголяем На заду заплатками»«Хорошо тому живется, Кто записан в бедноту, - Хлеб на печку подается, Как ленивому коту»
«Шел я лесом, видел чудо:Два крестьянина сидят.Зубы черные, гнилые,Лошадиный хвост едят» 
«Через реченьку я шла —Уточки закрякали.Бедняки пошли в колхоз —Кулаки заплакали»
«На горе стоит береза,Под березою — сугроб.Большевистские колхозыКулака загнали в гроб!»
«Как в Рахмановском колхозеЗарезали мерина.Три недели кишки ели,Поминали Ленина»
«Вставай, Ленин, умри, Сталин,Мы в колхозе жить не станем…»
Рассказ учителя:
Раскулачивание лишило деревню наиболее предприимчивых, независимых крестьян. Их судьба должна была послужить примером тем, кто не желал добровольно идти в колхоз. Кулаков выселяли с семьями, включая грудных детей, стариков. Во многих районах крестьянство оказывало сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления крестьянских волнений были привлечены регулярные части Красной Армии. Но чаще всего крестьяне применяли пассивные формы протеста: отказывались от вступления в колхозы, уничтожали скот, инвентарь. 2 марта 1930 г. в «Правде» была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что «нельзя насаждать колхозы силой». После этой статьи большинство крестьян стали воспринимать Сталина как народного заступника. Начался массовый выход крестьян из колхозов. Однако, вскоре процесс насильственной коллективизации возобновился и крестьян вновь заставляли вступать в колхозы. В сентябре 1930 г. ЦК ВКП(б) направил местным партийным организациям письмо, в котором осудил их пассивное поведение, боязнь «перегибов» и потребовал «добиться мощного подъема колхозного движения». В сентябре 1931 г. коллективные крестьянские хозяйства объединяли уже 60% крестьянских дворов, в 1934 г. — 75%.
Совместная работа с документом:
Документ №6 «Критика раскулачивания»: «…Само раскулачивание принимает зачастую нежелательную форму: вместо конфискации средств производства кулака происходит «раскулачивание под метелку». Когда забирают все предметы домашнего обихода вплоть до носильного белья, икон, квашеной капусты…»
- Какие методы коллективизации критикуются в этом документе?
Рассказ учителя:
Положение в деревне было более сложным, нежели в городе. На нее смотрели прежде всего как на поставщика дешевого зерна и источник рабочей силы. Государство постоянно увеличивало норму хлебозаготовок, отбирало у колхозов почти половину урожая. В феврале 1935 г. крестьянам разрешили иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами, до 10 овец. Индивидуальные хозяйства стали поставлять на рынок продукцию. Была отменена карточная система. Советская деревня смирилась с колхозным строем. В стране были введены паспорта, которые крестьянам не полагались, Фактически крестьяне прикреплялись к месту своего рождения, лишались свободы передвижения, выбора занятий. Результатом коллективизации стало безразличие колхозников к обобществленному имуществу и результатам собственного труда. Главной целью политики сплошной коллективизации было создание условий для перекачки средств из деревни на нужды индустриализации.
Совместная работа с документом:
Документ №8 «Голод 1932-1933гг.»:
«Самой трагической страницей в истории коллективизации стал голод 1932-1933 гг. В целом урожаи этих лет были лишь немного ниже средних многолетних и сами по себе голодом не грозили. Но для закупки промышленного оборудования требовалась валюта. Получить ее можно было только в обмен на хлеб. Хлебозаготовки 1931 г. обрекли крестьян на голодание. К лету 1932 г. деревня зерновой полосы России и Украины после полуголодной зимы оказалась ослабленной и обессиленной. На еще не вызревших полях появились "парикмахеры" - крестьяне, которые срезали ножницами колосья; когда началась уборка, появились "несуны". Зерно несли с токов в карманах и за пазухой.
7 августа 1932 г. был принят закон об охране социалистической собственности, написанный собственноручно Сталиным. Он вводил в качестве меры судебной репрессии за хищение колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества. "Закон о пяти колосках" - так называли его в деревне. К началу 1933 г. в РСФСР по этому закону было осуждено 54 645 человек, из них 2110 - к высшей мере наказания. Приговоры были приведены в исполнение примерно в 1000 случаев.
Голодом была охвачена территория около 1,5 млн. км² с населением в 65,9 млн. человек. Голодом в большей степени было поражено население деревни, чем городов, что объяснялось мероприятиями советской власти по изъятию хлеба в деревне. Общие оценки числа жертв голода 1932—1933 доходят до 8 млн. человек.»Документ №9 «Голод 1932-1933гг.»:
«Нараставший социально-экономический кризис достиг своего пика на рубеже 193 2-1933 г. г. Урожай 1932 г. был невысоким и к тому же плохо собран. Насильственные государственные заготовки 1932.Г., в результате которых из деревень была вывезена большая часть хлеба, привели к жесточайшему голоду в основных зерновых районах страны – на Украине, Северном Кавказе, Поволжье и в Центральном Черноземье. Преступная коллективизация привела к вымиранию населения Казахстана; оставшиеся в живых массами бежали в сопредельные страны. Всего в 1932-1933 гг., по наиболее достоверным источникам, от голода умерло  от 4 до 5 миллионов человек. Несколько миллионов крестьян, хотя и пережили голод, приобрели тяжёлые хронические заболевания и стали инвалидами. В голодающих районах широко распространилась преступность, включая такие крайние её формы, как людоедство. Из деревень в города, где хлеб выдавали по карточкам, устремились толпы крестьян и детей, потерявших родителей. Голоду сопутствовали страшные эпидемии. Морозная зима дезорганизовала работу железных дорог, а резкое сокращение отгрузки угля из Донбасса вызвало серьёзные топливные трудности. У крестьян падает интерес к сельскохозяйственному производству, они бегут в город. Поэтому власть вводит «прописку», отбирает паспорта. Появились «женщины-парикмахеры» – матери голодающих детей по ночам выходили с ножницами в поле и стригли колоски, чтобы их дети не умерли от голода. Появились «несуны» – когда началась уборка урожая колхозники, боясь остаться после сдачи государству сельхозпродукции без хлеба, несли зерно домой в карманах, за пазухой. В ответ – закон о «5 колосках». 7 августа 1932г. вышел «Закон об охране социалистической собственности». За сбор колосков применялся расстрел или лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. За 5 месяцев 1932г. было осуждено 55 тысяч человек, в том числе приговорено к расстрелу – 2110 человек. Среди осуждённых было много женщин.»- Каковы основные причины голода 1932-1933гг.?
Причины голода 1932-1933гг.:1. Разорение деревни раскулачиванием. 2. Неблагоприятные природные условия.3. Массовое истребление скота.4. Выполнение разорительных норм «хлебозаготовок».5. Низкая трудовая мотивация бедноты и уже не желание усердно трудится середняков.
Самостоятельная работа с картой:- Какие советские территории (республики и регионы) были охвачены голодом в 1932-1933 годах?
Работа с учебником:
-Каковы итоги коллективизации?
Итоги коллективизации:
– Замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и постоянное обострение продовольственной проблемы в стране.– Ликвидация слоя зажиточных крестьян.– Отчуждение крестьян от собственности и земли.– Уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве.– Потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве.– Перекачивание средств из села в город.– Отвлечение огромных средств от развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села.– Укрепление социальной базы сталинской диктатуры.– Ликвидация «аграрного перенаселения».– Массовый «исход» крестьян из деревень, дефицит рабочей силы на селе. – Голод 1932-1933г.г.
Вопросы для закрепления изученного материала1. Какую тему изучали на уроке?2. Что такое коллективизация?3. Назовите годы проведения коллективизации в СССР?4. Какие преобразование были проведены в деревне?5.  Когда завершилась коллективизация?6. К чему привело насильственное объединение крестьян в колхозы?7. Как вы считаете, пользу или вред принесла коллективизация сельского хозяйства в стране? Докажите свою точку зрения.
V. Рефлексия:
Закрепление знаний с помощью кроссворда1. Крестьянин - владелец крепкого хозяйства.2. Борьба с кулаками3. Создание коллективных хозяйствКлючевое слово: 4. коллективное хозяйство (колхоз)
VI. Подведение итогов и домашнее задание:
Объявление оценок за работу на уроке. Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника.