Конспект урока по окружающему миру «Водные богатства нашего края». 4 класс

Конспект урока по окружающему мир 4 класс.
Тема урока «Водные богатства нашего края».
Цели:
- сформировать представления учащихся о водоемах родного края;
- ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;
- сформировать умение работать с картой, схемой – картой;
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Задачи:
Познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной, сформировать умение работать с картой, схемой – картой;
Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать
Оборудование:
- глобус;
- схема-карта водных ресурсов Москвы;
- схема реки;
- компьютер, мультимедийный пректор, колонки;
- презентация «Водоемы Москвы», видео фильм «Река Сетунь».
Тип урока (комбинированный)
Планируемые результаты
Предметные получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный; парная, фронтальная, коллективная.


Организационная структура урока
-Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Обернитесь и поздоровайтесь, пожалуйста.
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Звучит песня «Наш край» Слайд 1
То берёзка, то рябинка
Куст ракиты над рекой
Край родной навек любимый
Где найдёшь ещё такой?
- Как называется наш край?
- Что мы уже знаем о нём?
- Какие формы рельефа встречаются в нашем крае? ( презентация детей )
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать, исследовать свой родной край.
Вам новое предстоит узнать
И друзьям потом об этом рассказать.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода
Чтоб тему урока узнать.
Кроссворд вам надо разгадать. Слайд 2-3 ( работа в группах)
 
 
 
 
 
 
К
Р
О
С
С
В
О
Р
Д
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1
Форма поверхности, имеющая крутой отсыпающийся склон. ( Овраг) . . . . .
 
 
2
 
4
 
6
7
 
 
 

2
Место, где река берёт своё начало.(Исток) . . . . .
 
 
 
3
 
 
 
 
 
 
 

3
Нижняя часть горы , холма. (Подошва) . . . . . . .
 
1
 
 
 
5
 
 
 
 
 

4
Есть у оврага , холма. Склон) . . . . .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5
Самое теплое море России. (Черное море). . . . . . . . . .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6
Форма поверхности. (Холм). . . .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7
Вся территория земной поверхности разделена на природные (Зоны) . . . . . . . .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО :
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
в -
о -
д -
о -
ё -
м -
ы -
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Изучение нового материала
- Что же у вас получилось? ( водоем) Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?     (Водоёмы нашего края)   Слайд 4
 (на экране появляется тема урока «Водные богатства нашего края»)
- Мы познакомимся с уникальными водными объектами Москвы.
 Поговорим  о красоте и многообразии водного богатства нашего края .
Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека. Познакомимся со способами охраны.
- Отгадайте загадку.
Загадка: Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
- Каким цветом обозначена вода на карте, глобусе? (синим)
- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша Земля? Почему? (Синего, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)
-Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». Слайд 5
- Где находится вода? (в водоёмах)
- Что такое водоём? Слайд 6
(Место скопления или хранения воды).
- Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.(записано на листочках , работа в парах)
Слайд 7
- Что у вас получилось? ( овраг, склон, балка.) Слайд 8
- Все оставшиеся слова – это .? ( водоемы) Слайд 9
- Одинакова ли вода в водоемах на вкус ? ( нет, вода бывает пресная и соленая) Слайд 10-11
- Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах).
- На какие 2 группы их можно разделить по происхождению? ( Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком) Слайд 12-13
- Поработаем с картой – схемой нашего края.
Узнаем, какие водоемы на ней обозначены. Слайд 14
- Какой цвет будем искать? (синий, голубой)
Да, вы правы, водоемы обозначаются этими цветами. Нам надо вспомнить еще несколько определений. Слайд 15
- Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)
-А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?
(Устье.)
- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)
- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева - левый берег и левые притоки).
Ну что ж, молодцы, мы можем работать!
- На берегу какой реки расположен наш город? (реки Москва) Слайд16 -17.
Итак, настало время побольше узнать о реке Москва.
РЕКА Москва – средняя река, находящаяся в Центральной России. Протекает по территории Московской и Смоленской областей. Москва река является левым притоком Оки, куда впадает в окрестностях города Коломны. Исток реки: Начало реки в Можайском районе, д.Старково . Слайд 18-21
Устье: река Ока, длина реки: 686 км, площадь бассейна реки: 42,5 тыс. кв. км Слайд 22
Притоки самые крупные:
Яуза (48 км) Слайд 23
Сходня (47 км)
Сетунь (38 км)
Флора реки: ряска, кувшинка. Вдоль берегов произрастают ивы, сосны, берёзы. Слайд 24
Фауна реки: чайки, утки, насчитывается до 5 видов рыб в центре, а в пригороде до 35. Слайд 25
Об этой реке существует красивая легенда. Давайте послушаем ее.
 Давным - давно, в те времена жил в этих местах князь Мосох с женой по имени Ква. Основал он на холме, который назывался Боровицким холмом, деревушку и назвал её в свою честь и по имени жены Мос ква.
В честь сына своего Я и дочери Вузы назвал князь чистую и быструю речку, которая впадает в Москву – реку – Я узой.
 (на доске) Мосох + Ква = Мос ква
                   Я + Вуза = Я уза
б) – но была еще одна легенда. В старой былине название Москвы связывают с последними словами богатыря русского «Ильи Муромца» (на доске).
Слайд 26
Смерть настигла его под холмом на берегу большой реки. И слова богатыря дали имя той реки.
Надо мощь ковать – будто гул прошел. А второй раз дошло только:
Мощь. Кова.. А на третий раз только вздох прошел:
Мос..ква
Так и стала зваться река. Москвой -  рекой.
III. Физкультминутка
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали?
(Мы отдыхали, значит, водоем - это место отдыха людей.)
А какое значение в природе имеют водоемы? Послушайте стихотворение.
Течет рекаТечет река
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Словами -ах!- не передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне!
- В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же значение имеют водоемы в природе и жизни человека? Слайд 27
IV. Практическая деятельность
Чтобы мы пользовались водными ресурсами, водоемы должны быть экологически чистыми.
К сожалению, у реки Москвы существует проблема. И о ней вы мне расскажите на следующем уроке, приготовив сообщение. А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить памятку «Правила поведения у водоема». В этом вам поможет задание №3 на стр.70 из рабочей тетради.
( работа в парах)
( После прослушивания ответов составляется общая памятка) Слайд 28.
Памятка.
Не бросай мусор в воду.
Не оставляй мусор на берегу реки.
Не мой транспорт в водоеме.
- Просмотр видеофильма про реку «Сетунь».
V.Итоги урока. Рефлексия.
- Итак, наш урок подходит к концу.
- Что нового вы узнали?
- Какое значение в природе имеют водоемы?
- Где пригодятся эти знания?
- Как ты оценишь свою работу на уроке?
VI. Домашнее задание.
Стр.145-148 прочитать, приготовить сообщение о реке по плану стр.145, рабочая тетрадь
стр.68-70.