Дикие животные нашего края
Паспорт проекта
Название: «Дикие животные нашего края»
Авторы проекта: Елизарьева Ольга Васильевна.
Вид проекта: долгосрочный, исследовательский.
Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Участники проекта: воспитатели Елизарьева О.В., дети и родители группы «Дружная семейка»
.
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей дошкольников с целью пополнения представлений о диких животных тайги.
Задачи проекта:
-формировать у детей элементарные навыки познавательно - исследовательского поведения в родной природе (обобщать, систематизировать, делать выводы);
-развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), навыки наблюдения и экспериментирования в процессе деятельности, навыки работы в команде;
-учить понимать жизнь диких животных, ее взаимосвязь с жизнью всего человечества;
- воспитывать бережное отношение к природе; формировать навыки безопасного поведения в природе; научить детей удивляться и восхищаться мудростью природы;
-создать развивающую среду в группе с помощью родителей, вовлекая их в реализацию совместного проекта;
-отражать полученные знания в различных видах деятельности: игровой, познавательно – исследовательской, трудовой, изобразительной, музыкальной, двигательной.Проблема для детей: дикие животные в жизни людей: польза или вред?
Целевые ориентиры: ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, интересуется причинно – следственными связями, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и людям, обладает развитым воображением, творческими способностями.
Словарная работа: пятнистый олень, марал, лось, изюбр, дикие козы, кабарга, соболь, бурундук, норка.
Оборудование: изображение диких животных нашего края.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1.Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.
2.Определение цели, исходя из интереса детей.
3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4.Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап:
1.Реализация комплекса мероприятий, направленного на достижение поставленной цели.
2.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
1.Подведение итогов проекта.
2.Оценка достигнутых результатов.
Распределение деятельности по этапам
1этап проекта - подготовительный
Непосредственно – образовательная деятельность.
«Как зовут медведя, лису, зайца?». Цель: помочь понять и объяснить детям происхождение названий разных животных.
«Животный мир Казачинско – Ленского района». Цель: знакомство с дикими животными нашего края. Экскурсия в краеведческий музей, просмотр презентаций о диких животных.
Совместная деятельность педагогов и детей.
Чтение литературы художественного и познавательного характера: «Белка», «Ёж» Г.Скребицкий; Н.А. Рыжова «Наука о доме»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу?»; И.С. Соколов – Микитов «У старой сосны», «Лоси»; Животные. Полная энциклопедия Ю.К. Школьник.
Беседы – рассуждения. «Чем богата наша природа?», «Кто живёт в лесу?».
Словотворчество «Сочиняем сказку о диком животном».
Дидактические игры. «Да или нет», «Необычный куб» (подбор слов-признаков), игра с мячом «О ком заботится мама?».
Сюжетно – ролевая игра «Поход в лес».
Подвижные игры. «У медведя в бору», «Лиса и зайцы».
Музыкально – художественная деятельность. Фонограмма «Звуки природы; русская народная прибаутка «Лиса по лесу ходила»; «Хитрая лиса и волк» муз. С. Бодренкова (развитие танцевального и игрового творчества); песня «Тень-тень» В.С.Калинников; музыкально-ритмическая композиция «Белочка»; Шишкин И. «Утро в сосновом лесу», художники иллюстраторы-анималисты Чарушин Е. И. «Про Томку», «Волчишко»; Радлов Н.Э «Рассказы в картинках».
Составление плана-карты диких животных нашего края. «Кто живёт в нашем лесу?»
Экскурсия в осенний лес «Унылая пора! Очей очарованье! ...».
Опыт – исследование «Чья это шубка?».
Организация познавательно – исследовательской деятельности совместно с родителями.
Экскурсия в лесничество.
Выставка из природного материала « Осень! Чудная пора!».
Акция «Подари книгу о животном» (для создания библиотеки).
Консультация для родителей « Экологическое воспитание в семье».
2 этап проекта – активная деятельность
Непосредственно – образовательная деятельность.
« Дикие животные». Цель: сформировать знания детей о диких животных тайги.
«Наука о доме». Цель: подвести понимание детей, что такое «среда обитания».
Совместная деятельность педагога и детей.
Чтение литературы художественного и познавательного характера: И. Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Заяц»; Г. Скребицкий «Заяц», Т.А. Шорыгина «Зелёные сказки», К. Паустовский «Барсучий нос», Загадки «Ребятам о зверятах», А. Бостром «Лисица», А. Брем «Бурый медведь», «Соболь», Я. Долэнги «Материнский инстинкт», И. Сосновский «Лось».Дидактические игры. «Узнай по описанию», «Рассели животных», «Кто, чем питается?», «Отвечай, правда ли?»
Подвижные игры. «Волк-волчок», «Охотник и зайцы», «Сокол и лиса», «Что я за зверь?».
Составление модели – схемы в описании животного в речевой деятельности.
Экскурсия в зимний лес «Ищем следы диких животных».
Опыт – исследование «Следы в лесу».
Трудовая деятельность. Уборка сухих веток и мусора возле реки Улькан.
Организация познавательно – исследовательской деятельности совместно с родителями.
Продуктивная деятельность (рисование, аппликация) «Неожиданная встреча в лесу».
Экскурсия в Казачинско – Ленский краеведческий музей.
Издание мини – книжки для малышей «Моё любимый дикий зверь».
Словотворчество «Сочиняем загадки о животных»
«Познаём всей семьёй». Цель: изучение познавательной литературы о животных тайги, вместе с родителями.
3этап - обобщающий.
Непосредственно – образовательная деятельность
«Мы нужны друг другу на земле». Цель: сформировать элементарные представления о существовании природных объектов в экосистемах. Живые – это растения, животные и люди, о некоторых правилах экологической безопасности.
«Серая Шапочка и Красный Волк» Цель: помочь понять и обратить внимание детей на то, что всё взаимосвязано в природе. Каждое животное приспособлено к определённым условиям, и если исчезнет его место обитания, исчезнет и само животное.
Совместная деятельность педагогов и детей
Чтение литературы художественного и познавательного характера. Н. Сладков «Заяц и полёвка», «Лосёнок и лосиха», «Белкин мухомор», А. Клыков «Лисица», Д. Зуев «Лесной тропой», Н.А. Рыжова «Как Медведь пень потерял».
Беседы. «Жалобная книга природы», «Кто кого ест?», «ОБЖ на природе».
Дидактические игры. «Чей хвост?», «Логические ряды», «Лес – дом для животных», «4-й лишний».Сюжетно – ролевые игры. «Лесное путешествие», «Голубой патруль».
Музыкально – художественная деятельность. Пьеса Д. Кабалевского «Зайчик дразнит медвежонка»; К. Сен-Санса «Карнавал животных»; музыкально-ритмическая композиция «Козочки и волк»; художники иллюстраторы-анималисты Семёнов И.М. «Фантазёры», Сутеев В.Г. «Сказки и картинки».
Организация познавательно – исследовательской деятельности совместно с родителями
Акция «Накорми дикое животное».
Мастер-класс. Оригами « Животное». Выставка продуктов деятельности.
Экскурсия в весенний лес.
Целевые ориентиры
Для детей
К реализации проекта относят следующие социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка:
Проявление любознательности, познании мира.
Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Проявление творческих способностей.
Склонность к наблюдению, экспериментированию.
Способность к принятию собственных решений.
Кроме того проект предполагает формирование у детей мотивационно – ценностной сферы.
Для педагогов:
Повышение теоретического уровня и профессионализма.
Организация педагогического поиска через реализацию проектной деятельности.
Самореализация.
Для родителей:
Повышение уровня взаимопонимания между родителями – детьми – педагогами.
Повышения уровня экологического воспитания в семье.