Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) на тему Гласная буква Е, звук [й’э] (1 класс) УМК Школа России


Тема: Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э].
Цель: познакомить учащихся с гласной буквой Е е; развивать речь, память, логическое мышление.
Планированные результаты: Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Е, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
УУД: К: умеют работать в паре, группе, контролировать друг друга. Л: воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Р: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения. П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; определяют особенность буквы Е.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
- Перечислите гласные буквы.
- Назовите 3 признака гласных звуков. (Поются, воздух не встречает препятствий; образуют слоги)
Речевая разминка. Фонетическая зарядка.
- Пропойте гласные звуки.
Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы познакомимся с очень удивительной гласной буквой Е, у нее бывает сразу два звука.
Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 73)
На доске картинка с изображением трех елей.
- Произнесите слово ели по слогам.
- Сколько слогов в слове ели!
- Какой первый? Какой второй?
- Какие это слоги?
- Оба слога в слове ели - это слоги-слияния. Первый слог состоит из двух звуков, образовавших слияние [й'э], но принято весь слог обозначать не двумя буквами, а одной - буквой Е. Когда мы называем эту букву, то сразу произносим два звука [й'э].
- Рассмотрите схему слова ели.
- Сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ели, в котором два звука?
Знакомство с буквой Е.
- Какой буквой обозначаются звуки [й'э] на письме?
На дворе - такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
На что похожа буква Е?
Физкультминутка.
Чтение слогов- слияний и слов (учебник, с. 73)
- Прочитайте слоги. Прочитайте слова.
(Проводится работа над значением таких слов, например: еловые, лает, роет, воет, кусает. Делается вывод: чтобы прочитать букву Е, надо произнести два звука [й’э])
- Какие два звука могут спрятаться в букве ЕР.
- Найдите слова, в которых буква Е обозначает 2 звука?
- Прочитайте правило.
-Если в слиянии после мягкого согласного слышится звук ['э], то пишется буква е.
Физкультминутка.
Закрепление знаний и способов действий.
Работа с картинкой к сказке «По щучьему велению» (учебник, с. 72)
– Узнайте сказку.
– Как зовут героя сказки? Как она называется?
– Вы узнали на иллюстрации Емелю?
– На чем едет Емеля? Что у него в санях?
– Кто бросился навстречу Емеле? Как ведут себя прохожие?
– Опишите одежду Емели и прохожих.
Работа с пословицами (учебник, с. 72)
- Как вы понимаете пословицы?
- Найдите букву Е в пословицах.
Рефлексивно- оценочный.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Что особенно понравилось?
Тема: Буква Е – показатель мягкости согласных.Цель: познакомить с обозначением буквой е гласного звука [э] после мягких согласных; развивать речь, память, логическое мышление.
Планированные результаты: Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Е, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о буква Е как показателе мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.
УУД: К: умеют работать в паре, группе, контролировать друг друга. Л: воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Р: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения. П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; определяют особенность буквы Е.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Игра «Где звук?».
- Определите позицию е в словах: Ева, след, место, песня, сетка, дело, единица, ежевика, енот, высокие, низкие, ель.Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Работа над загадкой.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает. (Лес.)
Слого-звуковой анализ слова лес.
– Произнесите слияние ле, чтобы хорошо слышался гласный звук [л’э-э-э]. Слышится гласный звук [э]. Как произносится согласный звук в слиянии, твердо или мягко? [л’э] – согласный звук мягкий.
Если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [э], то пишется буква е. Другими словами, буква е после согласных обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного звука.
Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 74)
- Рассмотрите картинку.
- Прочитайте текст. Найдите предложение о лесе.
– Какие деревья росли в лесу? Сколько лет они росли?
- Замените слово красивы другим словом. (Прекрасны, великолепны.)
Физкультминутка.
Дидактическое упражнение (учебник, с. 74)
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос какие?
- Назовите слова с противоположным значением.
Чтение слогов (учебник, с. 75)
Прочитайте слоги.
- Понаблюдайте, что общего в слогах?
- Прочитайте стихотворение.
Физкультминутка.
Закрепление знаний и способов действий.
Работа с текстом (учебник, с. 75)
Течет, течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит. (Река.)
- Рассмотрите картинку. Что изображено на картинке?
– Какая река? Какие деревья растут около реки?
– Кого видим на берегу реки? Чем он занят?
- Прочитайте текст.
- Сколько в нем предложений?
– Около чего протекает река? Что находится в реке?
– Что находится в иле и тине?
- Найдите в тексте слово, в котором: 2 слога и все согласные звуки твердые; 2 слога и все согласные звуки мягкие.
Рефлексивно- оценочный.
– Какие знания получили сегодня на уроке?
– Что было особенно интересным?
– Какие были затруднения?
Тема: Чтение слов с буквой Е (закрепление).
Цель: закрепить знания учащихся о гласной букве е; развивать речь, логическое мышление, память.
Планированные результаты: Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Е, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о буква Е как показателе мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.
УУД: К: умеют работать в паре, группе, контролировать друг друга. Л: воспринимают важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Р: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения. П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; определяют особенность буквы Е.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Игра «Слоговой аукцион».
- Придумайте слова, начинающиеся со слога е (ель, енот, ежиха, Егор, единица, ежевика и т. д.).Игра «Слоговое лото».
- Составить слова со слогами: ле, ре, е, се, ло, ет, ли, ка, са, ла. (леса, река, ели, село, лает, лиса, ела).Закрепление знаний и способов действий.
Дидактическое упражнение (учебник, с. 76)
- Рассмотрите рисунок, прочитайте слова, ответьте на вопрос какие?
Работа с текстом (учебник, с. 76)
- Какие эти предложения по цели высказывания?
- Найдите и прочитайте предложение по схеме (в учебнике).
- Составьте слова по схемам (в учебнике).
Физкультминутка.
Развитие связной речи. Составление рассказа (учебник, с. 77)
- Прочитайте слова и составьте с ними рассказ.
Дидактическое упражнение (учебник, с. 77)
- Прочитайте слова. Что вы заметили? (от имен могут образовываться новые имена по мере взросления человека - Света – Светлана, Лена – Елена)
- Составьте с этими словами предложения
Физкультминутка
Работа со звуками (учебник, с. 77)
- Прочитайте слова и предложение.
- Рассмотрите слого-звуковую схему предложения.
- Какой звук повторяется?
- Прочитайте имена. Подумайте, что общего у букв ЕиИРефлексивно- оценочный.
– Какие знания получили сегодня на уроке?
– Что было особенно интересным