Урок Тренировочные упражнения для обогащения словаря млад.школьников с ОНР
Тренировочные упражнения для обогащения словаря у младших школьников с элементами общего недоразвития речи на логопедических занятиях в общеобразовательной школе.
Развитие речи тесно связано с развитием мышления, восприятия, представлений, памяти. С помощью речи ребёнок обозначает то, что доступно его пониманию. Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. Затем постепенно ребёнок начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств. Уже к трём годам дети усваивают слова, обозначающие наиболее простые родовые понятия (игрушки, посуда, одежда). Обобщающие названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полёт, плавание, чистота). К пяти годам нормального речевого развития дети усваивают слова, обозначающие более сложные родовые понятия (растения:деревья,травы,цветы; цвет:синий,зелёный; движения:бег,плавание,полёт).К подростковому возрасту они уже способны усваивать и осмысливать такие слова, как состояние, признак, предметность.
На логопедических занятиях решаем задачи:
---раскрытие многозначности слова;
---расширения запаса синонимов и антонимов;
---формирования правильного употребления в связанной речи.
ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
СИНОНИМИЯ
Свежий ветер (вечер)- прохладный ветер (вечер).
Свежий воротник - чистый воротник.
Свежий воздух - чистый воздух.
Свежий журнал – новый журнал.
Свежий хлеб – мягкий хлеб.
АНТОНИМИЯ
Прохладный вечер – тёплый вечер.
Чистый воздух – спёртый воздух.
Чистый воротник – грязный воротник.
Новый журнал – старый журнал. Мягкий хлеб – чёрствый хлеб.
Основная цель лексических упражнений по подбору синонимов и антонимов к слову – приучить детей к правильному и осмысленному употреблению слов в спонтанной речи. Упражняясь составлении словосочетаний и предложений, куда входят прорабатываемые слова, сначала по моделям логопеда, а затем самостоятельно, учащиеся совершенствуют навык употребления в речи простого распространённого предложения.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Развитие синонимии.
Выбрать из трёх слов два слова-«приятеля»:
среди имён существительных:
дом солдат боец
конь собака лошадь
дом улица здание
среди имён прилагательных:
грустный печальный глубокий
храбрый звонкий смелый
весёлый крепкий прочный
слабый неловкий неуклюжий
большой красивый огромный
среди глаголов:
взять схватить идти
думать ехать соображать
торопиться спешить ползать
радоваться веселиться наряжаться
Придумать слова-«приятели» к данным словам:
к именам существительным
здание(дом), хворостина(прут);
печаль(грусть) конь(лошадь);
солдат(боец) приятель(друг);
к прилагательным:
крошечный(маленький), смелый(храбрый), торопиться(спешить)
к глаголам:
льётся(течёт)
глядеть(смотреть)
торопиться(спешить)
Придумать предложения с каждым из слов-«приятелей»:
пища-корм-еда
груз-ноша-багаж
человек-незнакомец-гость
большой-громадный-огромный
быстрый-скорый-стремительный
неловкий-неуклюжий-нескладный
Игра «На что похоже?»
Ученикам предлагается подобрать похожие слова(сравнения).
Белый снег похож на(что?)…
Синий лёд похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
(Слова для справок: вата, стекло, пух, дым, слёзы, серебро).
Игра «Закончи предложение»(подбери сравнение):
Земля покрыта снегом, как…
Лёд блестит у берега, как…
Туман стелется над озером, как…
Дождинки текут по лицу, как…
Объяснить, чем отличаются слова.
Придумать предложения со словами:
Шить-вязать; мыть-стирать;
Лежать-спать; класть-ставить;
Чистить-подметать; лёжать-стоять; строить-чинить; нести-везти; рисовать-раскрашивать.
РАЗВИТИЕ АНТОНИМИИ
Выбрать из трёх слов два слова-«неприятеля»:
друг печаль враг
высокий большой низкий
ночь сутки день
длинный большой короткий
радость радостный печаль
большой низкий маленький
поднимать опускать брать
белый длинный чёрный
Выбрать из трёх или четырёх слов одно, противоположное по смыслу:
холодильник(мороженое, электроплитка, лампа, альбом);
карандаш(тетрадь, ручка, резинка, альбом);
клей(ножницы, кисточка, бумага, карандаш);
душ(мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой);
сахар(чай, арбуз, соль, чайник);
микрофон(утюг, наушники, гитара, магнитофон);
обогреватель(сумка, пылесос, вентилятор, утюг);
спички(свеча, сковорода, огнетушитель, плита).
Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»:
Слон большой, а комар…
Камень тяжёлый, а пушинка…
Золушка добрая,а мачеха…
Зимой погода холодная, а летом…
Сахар сладкий, а горчица…
Дерево высокое, а куст…
Дедушка старый, а внук…
Суп горячий, а компот…
Сажа черная, а снег…
«Сравни!»
По вкусу: горчицу и мёд
По цвету: снег и сажу
По высоте: дерево и куст
По толщине: канат и нитку
По ширине: дорогу и тропинку
По возрасту: юношу и старика
По весу: гирю и пушинку
По размерам: дом и шалаш
Игра «Сравни наоборот».
Используются слова:больше-меньше, тяжелее-легче,выше-ниже,быстрее-медленнее
Грузовик и такси. Что больше? Что меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Одеть-раздеть
Поднять-опустить
Бросить-поймать
Спрятать-найти
Положить-убрать
Дать-взять
Купить-продать
Налить-вылить
К данным словам придумать слова-«неприятели»:
трусость- заснуть-
а)день- б)войти- в)большой- г)близко-
утро- говорил- белый- редко-
восход- взял- высокий- медленно-
весна- нашёл- весёлый- рано-
зима- забыл- тёмный- темно-
добро- уронил- горький- низко-
друг- насорил- добрый- легко-
грязь- ложиться- здоровый- можно-
жара- мириться- молодой- радостно-
мир- одеваться- новый- трудно-
правда- опускать-
радость- помогать-
вдох- смеяться-
юг- залетать-
Дифференциация глаголов с приставками:
Логопед предлагает детям назвать действия, а затем придумать предложения с этими словами.
Речевой материал: входит-выходит подлетает-отлетает подходит-отходит
влетает-вылетает переходит-перебегает поливает-выливает залезает-слезает
Добавить слово, обозначающее действие.
В клетку… (влетает), из клетки…(вылетает). Через дорогу…(переходит), от дома…(отходит).
К дому…(подъезжает), от дома…(отъезжает). В стакан…(наливает), из стакана(выливает). На дерево…(влезает), с дерева…(слезает).
Подобрать слова-«неприятели»:
Журнал: новый,старый.
Дом:высокий,…
Вагон:первый,…
Река:глубокая,…
Мост:узкий,…
Задача:лёгкая,…
Сестра:младшая,…
Упражнение»Назови и сделай».
Ребёнок называет приставку, а логопед договаривает слово. Затем ученик называет слово полностью, выполняет действие или имитирует движение.
Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
за…. бегать забегать
за… носить заносить
за… ходить заходить
за… водить заводить
за… катить закатить
вы… бегать выбегать
вы… носить выносить
вы… ходить выходить
вы… водить выводить
вы… катить выкатить