Словарная работа как основной способ обогащения словаря учащихся тропами.

Словарная работа как основной способ обогащения словаря учащихся тропами
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку, по данным М.Р. Львова, до 4 класса половина новых слов входит в словарь учащихся через уроки русского языка и литературы.
В 5060-е годы XX века термин словарная работа стал пониматься очень широко. Им обозначалась любая работа над словом: подбор слов для иллюстрации грамматического правила, морфологический анализ слов, образование от данных слов тех или иных форм или новых слов и тому подобные упражнения, независимо от задачи усвоения учащимися трудных для них слов. Такое широкое понимание термина словарная работа, по мнению В.А. Добромыслова, «ведет к стиранию специфики работы, обозначаемой термином, и потому не оправдано». Он пытается четко определить круг проблем, который решается в рамках словарной работы. Под словарной работой автор понимает систематическую, целенаправленную работу в области лексики, проводимую в целях овладения учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарем. Особое внимание ученый уделяет работе над семантикой слова.
В настоящее время под словарной работой принято понимать область методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, то есть использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, то есть устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов.
Словарная работа ведётся на всех уроках: литературы, русского языка, географии, биологии и пр. Благодаря словарной работе речь учащихся так же обогащается и изобразительно- выразительными средствами, т.е. тропами.
Изобразительные средства языка всегда метки, эмоциональны, они оживляют речь, возбуждают мышление, развивают его быстроту и гибкость, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами, доступными учащимся начальных классов: над основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, перифразом), синонимами, антонимами1. Литературные тексты, читаемые в начальных классах, упражнения, содержат многочисленные и разнообразные тропы, другие образные слова. Их также нужно находить в процессе подготовки к уроку и планировать работу над ними.
Тропы это слова или выражения, употребленные в переносном смысле. Троп дает возможность кратко, но ясно охарактеризовать предмет, явление. Так, желая подчеркнуть, что кто-то очень замерз, мы говорим: У него ледяные руки.
«Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою», писал Пушкин, подчеркивая словом, Москва единство москвичей перед лицом захватчиков.
Простейший вид тропа сравнение. Оно встречается и в стихах, и в прозе. Так, в рассказе В. Осеевой «Сыновья» пение мальчика сравнивается с пением соловья: поет, как соловей. Казалось бы, этот образ доступен каждому: поет, как соловей, значит, очень хорошо поет. Но нельзя забывать, что далеко не все дети слышали пение соловья. Следовательно, есть опасность, что этот образ детьми будет усвоен формально, как языковой штамп, употребляемый в определенных ситуациях. Поэтому для знакомства со сравнением желательно взять такие примеры, где предмет, с которым сравнивается что-то, хорошо знаком детям. Так, в рассказе Г. Скребнцкого «На лесной полянке зимой» говорится: На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Сравнение снежного покрова с одеялом не только повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста, но и углубляет его понимание детьми.
Сравнения встречаются довольно часто, и обращаться к ним следует периодически, разнообразя работу. Так, в I классе представится возможность поработать над следующими сравнениями: заяц выскочит, станет столбиком вдали на снежном поле что-то двигалось к селу, слоено по полю перекатывались волны лес в росе, как в серебре; всюду жизнь и вольно и широко, точно Волга полная, течет...
В 3 и 4 классах продолжается работа над сравнениями в художественных произведениях.
Анализ сравнения не должен сводиться к одной лишь логической работе. Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, предлагаются такие задания: «Представьте себе, как тихо-тихо летят снежинки, обгоняют друг дружку... На что они похожи? Кто видел такой легкий снег? Расскажите». Дети сравнивают снег с легкими пушинками, с тополиным пухом, с лебяжьим. Целесообразны также упражнения в самостоятельном подборе сравнений, которые в дальнейшем используются в устных рассказах и письменных сочинениях. Так, учащиеся II класса получили задание найти сравнения в связи с наблюдениями природы. Дети употребили: «Дуб стоит как будто раздетый. По воде плавают желтые листья, как кораблики. У плакучей березы веточки длинные, как веревочки, висят. Листья на осине красные, как огоньки. Опенки, как малыши в детском садике. Птицы летают стаей, как туча».
Третьеклассники в сочинении «Хмурый осенний день» употребили сравнения: «Днем темно, как будто вечером. Ветер воет, будто жалуется. Мокрые ветки согнулись, будто им тяжело, повисли». Эти сравнения создают определенное настроение, соответствующее теме сочинения.
Нередко учащиеся придумывают сравнения непоэтичные, не создающие образа, а иногда просто нелепые: «Дождь как барабан. Солнце светит, как огонь».
Во всяком художественном сравнении всегда есть субъективный элемент. Работа над сравнениями, как и над другими тропами, не должна навязываться детям. Каждое их сравнение только тогда будет представлять ценность в речевом развитии, когда оно родилось в сознании учащихся из потребности выразить, передать яркую, впечатляющую картину.
Эпитет это художественное определение, дающее яркое образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором. :
Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопросы какой? (-ая, -ое, -ие), называются эпитетами. Эпитеты употребляются чаще всего в художественном стиле. Они могут быть эмоционально окрашенными или нейтральными, но в любом случае эпитеты помогают автору нарисовать, а также читателю представить, вообразить какую-либо картину.
Эпитеты используются обычно как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений (нежности, тревоги, радости), шутливой оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов, привлекательных и непривлекательных.
Например: Кудрявый можжевельник обсыпан черными бусами. Слово кудрявый, применяемое в обычном значении к вьющимся волосам человека, здесь помогает писателю образнее, эмоциональнее обрисовать пышный, веселый, густой куст можжевельника.
«Воздух будто недвижим, золотой, медовый», пишет А. Твардовский в стихотворении «Лето».
У А. Пушкина: «.Седые туманы плывут к облакам».
Чаще всего эпитет прилагательное, но он может быть выражен именем существительным:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима.
(А. Пушкин.)
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А. Пушкин.)
Не следует любое определение считать эпитетом. Так, в последнем примере определение зимней эпитетом не является: оно просто обозначает время года и не несет в себе скрытого, образного, иносказательного значения. Следующее за ним определение скучной эпитет, так как в прямом значении это слово может быть применено лишь к живому существу, к человеку, для характеристики его настроения.
Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе предмет определен. В стихотворении И. Сурикова «Белый снег пушистый» (эпитеты снег пушистый и темный лес могут быть объяснены так: . «Снег назван пушистым потому, что он легкий, как пух, снежинки в воздухе кружатся, медленно опускаются па землю»; «В лесу темнее, чем в поле, издали лес кажется темным, зимой лес на белом снегу тоже кажется темным».
Очень важно приучать детей обращать внимание на эпитеты, сравнивать их.
Если в I классе учащиеся просто объясняют эпитеты (без употребления термина), то во 3 и 4 классах следует обращать внимание на эмоционально-экспрессивные оттенки слов, употребленных в роли эпитетов, на общее настроение, создаваемое ими.
Прекрасным примером служит стихотворение" А. Пушкина «Зимнее утро»
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
Эпитеты мутном, бледное, мрачные создают печальное настроение; эпитет великолепными рядом с определением голубыми отражает радостное настроение поэта.
Во II классе читается прекрасное своим лиризмом стихотворение А. Прокофьева «Березка»
Люблю березку русскую.
То светлую, то грустную...
Классу задастся вопрос: почему поэт употребляет такие слова для описания березки: ясная, кипучи, плакучая? Ребята отвечают, что березка бывает радостная, бывает грустная. Ее вид вызывает разные чувства и у людей. Сразу же дети получают и следующее задание: подобрать собственные эпитеты (образные слова) для описания березки. Дети приводят примеры: кудрявая, веселая, золотистая, белоствольная.
Если постоянно обращать внимание на эпитеты, то у учащихся накопится некоторый опыт их применения. Школьники начинают употреблять в пересказах, рассказах, сочинениях эпитеты, в том числе собственные (разумеется, не всегда удачные) .
Во II и III классах проводятся специальные упражнения по подбору эпитетов. Работа состоит в следующем. Учащимся предлагается подумать, как можно сказать о хорошо им знакомом предмете, например о вечернем небе, о разбушевавшемся море, о теплом ветерке. В одной из школ третьеклассники подобрали эпитеты: небо огненное, пылающее, багровое, теплое, спокойное; море грозное, свирепое, могучее, жестокое, величественное; ветерок ласковый, мягкий, нежный,
Учащимся предлагается также дать определения птицам, растениям.
Выбор определений сам по себе полезен, так как развивает наблюдательность, образное мышление.
Работа над эпитетами связывается и с грамматическими темами, особенно с именем прилагательным. Учащиеся убеждаются в богатейших выразительных возможностях этой части речи.
Огромной изобразительной силой обладает метафора. Перенос значений на основе сходства, сравнения предметов и явлений называется метафорой. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним; при этом создается яркая, поэтическая картина:
Запылали алым цветом
Кисти спелые рябин...
Скоро звезды тихим светом
Упадут на дно реки.
М. Исаковскии
Здесь метафоры развернуты в целые поэтические фразы: поэт хочет сказать, что поверхность реки станет спокойной, гладкой, как зеркало, и в ней отразятся звезды; что созревшая рябина издалека заметна сквозь поредевшую листву, такая же яркая, как пламя. Метафораодни из самых действенных, активных тропов.
Нередко встречаются такие метафоры, в которых явления природы уподобляются живым существам (олицетворения), часто людям, например:
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черемух,
М. Исаковский.
Ветер здесь веселый озорник. Олицетворение часто встречается в сказках, загадках, в детской речи.
Перенос значений на основе сходства, сравнения предметов и явлений называется метафорой.
Метафорой может быть одно слово и целая картина. Наиболее развернутая метафора эта аллегория, т. е. такое изображение жизни, где все: сюжет, действующие лица, язык имеет не прямое, а иносказательное значение. Такова, например, аллегория в сказках, в баснях, где действуют обычно животные.
Метафоричность речи свойственна младшему школьному возрасту. «Солнышко спать ушло», «Собака любит загорать», «Травка пить хочет» такие выражения часты в речи дошкольников. В I классе они тоже нередки, хотя здесь уже заметен процесс освобождения языка детей от метафор, олицетворений. Дети становятся реалистами и постепенно отказываются от поэтического, сказочного восприятия мира.
Вряд ли следует бороться против этого закономерного, естественного процесса. Однако сохранить умения, связанные с употреблением метафор, создать элементарную теоретическую основу, показать роль метафор в поэтическом языке в этом и состоит задача школы.
Дети читают стихотворение А. Пушкина
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима.
В этом стихотворении .много метафор. Зима наделена способностью дышать, выть, идти. Явления зимней природы названы проказами матушки-зимы.
Первоклассникам задается загадка: Черные птички на каждой страничке. Здесь метафораэто целая картина. Дети могут ее представить, но в словесных объяснениях нередко испытывают трудности. Учительница задает вопросы:
Почему в загадке сказано черные птички? Разве на страничках сидят птички? («Нет, говорит первоклассник, это буквы!») Почему же в загадке их назвали птичками? («Они похожи на птичек, их много».) Ребята, а кто из вас умеет придумывать загадки? Скажите!
Загадки возбуждают творчество учащихся. Составленные самими детьми, они нередко представляют существенный интерес: «Впереди идет жук, а за ним жучата»; «Старик самый сильный, но никто его не видел» «На широкой дороге светлячки сидят» Как видим, все загадки эти опираются на метафоры.
Метафора не только образ, в метафоре скрыт глубокий смысл, дан намек на понимание «второго плана».
Во второй строке золотая эпитет к слову рожь. Учащиеся могут объяснить, что созревшая рожь золотистого цвета. Но четвертая прока золотые руки растят представляет собой метафорическое выражение. Объясняя его, дети говорят:
- Если кто-то умело работает, про него говорят золотые руки. Рожь растят люди, а не руки, значит, золотые руки улюдей, у 'тружеников, у колхозников.
В работе над метафорой открываются блестящие возможности для словесного и живописного рисунка.
Перед учащимися II и III классов следует иногда ставить вопрос: почему писатель сказал именно так? Это поможет детям почувствовать эмоциональные оттенки, которыми окрашена метафора. Вот стихотворение М.Исаковского «Вишня»
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь, и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Стихотворение проникнуто любовью к природе, к вишне, которая украшает дорогу, и здесь особенно уместны слова добрые: фразеологизм купаться в цвету обладает такой положительной эмоциональной окраской.

15