ПРОГРАММА для одарённых детей в области изобразительного искусства «ОФОРМИТЕЛЬ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Петровский Добринского муниципального района Липецкой области
УТВЕРЖДАЮ
директор школы:____ /Исаева Е.А./
ПРОГРАММА
для одарённых детей
в области изобразительного искусства
«ОФОРМИТЕЛЬ»
Возрастной состав обучающихся – 14 – 16 лет
Срок реализации – 1 год
Программу составила:
Попова Рита Николаевна
учитель ИЗО
2014-2015 уч.годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в школьных учреждениях условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.
На практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам с более сформированными знаниями. Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. . Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.
"Одаренный ребенок" — это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению , более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениям в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников. Согласно формулировке Всемирного совета по одаренности и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, "одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей". Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества. Многие исследователи считают, что только деятельность по потребности, а не в результате долга содействует развитию творческих способностей. Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка. В этом большая заслуга отводится учителю.
Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное — это создание условий для развития таких детей.
Программа «Оформитель» предназначена для детей среднего школьного возраста, одарённых в области изобразительного искусства.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой одарённой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа "Оформитель" способствует развитию одарённого ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору.
Программа курса рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Целью данной программы является: усиленное развитие продуктивной деятельности учащихся, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающим нормативы основной образовательной программы по изобразительному искусству.
Основными задачами являются:
Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.
Развитие стремления к углублению знаний.
Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.
Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
Формирование чувства коллективизма.
Создание комфортной обстановки на занятиях.
Развитие аккуратности, опрятности.
Структура программы состоит из 9 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 14-16 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.
Формы занятий:
беседы;
практические занятия;
индивидуальные и групповые занятия;
коллективная работа.
В результате работы по программе «Оформитель» обучающиеся должны:
понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике.
овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, граттаж, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, шрифт ) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
знать стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;
составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
работать с бумагой (бумажная пластика);
работать пером и тушью.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.3. Создавать прекрасное своими руками.4. Ценить свой труд, уважать чужой.5. Уметь применять теоретические знания на практике.6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Учебно-тематический план
№ Раздел Тема занятий Всего часов Теория Практика
Вводное занятие.
1. Рабочее место.2. Разновидности декоративно-оформительских работ.3. Материалы, инструменты, приспособления.4. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ. 1 1 1. Оформительская деятельность 1. Поздравительная открытка, стенная газета к празднику «День пожилого человека». 2 2
2. Иллюстрация 1. Правила, приемы и средства композиции.2. Сказочная тема в ИЗО.3. Иллюстрации к сказкам. 2 2
3. Шрифт 1. Краткий очерк истории развития шрифта.2. Виды шрифта.3. Классификация шрифтов:а) рекламные шрифты;б) стилизованные под письменность;в) рубленные шрифты. 4 1 3
4. Плакат. 1. Виды плакатов.2. Афиша.3. Пригласительный билет.4. Эмблема. 4 1 3
5.
Художественное конструирование 1. Открытки.2. Поделки «Встречаем Новый год и Рождество».3. Бумажные ангелочки.4. Рождественские елочные игрушки. 5 1 4
6. Орнамент. 1. Краткие исторические сведения.2. Виды орнамента.3. Построение орнамента. 3 1 2
7. Полиграфический дизайн. 1. Многообразие видов.2. От визитки до книги.3. Соединение текста и изображения.4. Шрифтовая композиция текста:а) Обложка книги.б) Титульный лист.в) Буквица.г) Концовка. 4 1 3
8. Оформительская работа 1. Стенгазета "Победе-70", 2.Поздравительные открытки 3.Сувениры. 5 1 4
9. Пластилинография. 1. Натюрморт, пейзаж. 2.Животные, насекомые. 3.Портрет.
4 1 3
Итого: 34 8 26
Краткое содержание учебных тем
№ Раздел Теоретическое описание Практическое
1. Оформительская деятельность Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. Участие в оформлении праздника ко Дню пожилого человека. Трафарет.
2. Иллюстрация Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. Выполнение иллюстраций к сказкам.
3. Шрифт. Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. 1. Создание композиции из произвольного количества букв.2. Создание композиции из линии строкового текста.3. Свободный шрифт.
4. Плакат. Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. 1.Выполнение эскизов плакатов к 70-летию Великой Победы. Театральная афиша. Эмблема школы.
5. Художественное конструирование Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги. 1. Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок.2.Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков.3. Конструирование поделок. 4.Коллективная работа.
6.
Орнамент. Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу. 1. Зарисовка мотивов.2. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов.
7. Полиграфический дизайн. Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста. 1. Выполнение творческой композиции «Старинные книги».2. Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка).
8. Оформительская работа Оформление к праздникам. Виды и техника исполнения разными материалами. Работа с бумагой, гуашью, дополнительными способами (набрызг, растирание, шаблон, трафарет)
9. Пластилинография. Живопись с помощью пальцев. Создание композиций из пластилина. Выполнение проектов из пластилина по разным жанрам живописи: портрет, натюрморт, пейзаж.
Методическое и материальное обеспечение программы.
Презентации.
Компьютер.
Литература.
Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201
Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
«Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.
Список одаренных детей
по изобразительному искусству
№ п/пСписок учащихся
Класс
1 Коновалова Анастасия
9 класс
2 Кикина Яна
8 класс
3 Коваш Нина
10 класс
Календарно-тематический план
№ Раздел Тема занятий теория практика всего
СЕНТЯБРЬ I Оформительская деятельность
1. Вводное занятие Рабочее место. Разновидности декоративно-оформительских работ. Материалы, инструменты, приспособления. Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ. 1 1
2-3. Поздравительная открытка. Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения. Оформление стенной газеты к празднику «День пожилого человека». 2 2
II Иллюстрация
4 Правила, приемы и средства композиции. Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа. Выразительные свойства линии, основные и составные цвета. 1 1
ОКТЯБРЬ
5 Сказочная тема в ИЗО.Иллюстрации к сказкам. Просмотр презентации. Выполнение иллюстраций к сказкам. 1 1
III Шрифт
6 Краткий очерк истории развития шрифта. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. 1 1
7 Виды шрифта. Создание композиции из произвольного количества букв. 1 1
8-9 Классификация шрифтов. Создание композиции из линии строкового текста. Свободный шрифт. 2 2
НОЯБРЬ
IV Плакат.
10 Виды плакатов. Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в изображении плаката. Выполнение эскизов плаката к 70-летию Победы. 1 1
11 Афиша. Работа гуашью. Театральная афиша. 1 1
12 Пригласительный билет. Работа фломастерами. Пригласительный билет ветерану войны. 1 1
13 Эмблема. Работа гуашью. Эмблема школы. 1 1
ДЕКАБРЬ
V Художественное конструирование
14 Открытки. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Оформление новогодней открытки. 1 1
15 Поделки «Встречаем Новый год и Рождество». Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок. 1 1
16 Бумажные ангелочки. Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков. Конструирование поделок. 1 1
17 Рождественские елочные игрушки. Коллективная работа. Конструирование из бумаги новогодних игрушек. 1 1
ЯНВАРЬ
VI Орнамент.
18 Краткие исторические сведения. Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, работа по замыслу. 1 1
19 Виды орнамента. Зарисовка мотивов орнамента. 1 1
20-21 Построение орнамента. Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов. Работа гуашью. 2 2
ФЕВРАЛЬ
VII Полиграфический дизайн.
22 Многообразие видов. Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста. 1 1
23 От визитки до книги. Выполнение творческой композиции «Старинные книги». 1 1
24 Соединение текста и изображения. Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Рисуем иллюстрацию. 1 1
МАРТ
25-26 Шрифтовая композиция текста Создание книги (обложка, титул, буквица, концовка). Коллективная работа. 2 2
VIII Оформительская работа
27-28 Стенгазета "Победе-70" Оформление стенгазеты к 70-летию Великой Победы. Работа гуашью, фломастерами. Коллективная работа. 2 2
АПРЕЛЬ
29 Поздравительные открытки Оформление праздничной открытки "Письмо ветерану" 1 1
30 Сувениры. Работа с бумагой. 1 1
IX Пластилинография.
31 Натюрморт Живопись с помощью пальцев. Создание композиций из пластилина. Цветочный натюрморт. 1 1
МАЙ
32 Пейзаж Создание композиций из пластилина. Весенний пейзаж. 1 1
33 Животные, насекомые. Создание композиций из пластилина. Изображение кошки и собаки. 1 1
34 Портрет. Создание композиций из пластилина. Автопортрет. 1 1
Итого: 6 28 34