С.А. Диденко. Доклад. Через творчество педагога к успеху ребенка.
Через творчество педагога к успеху ребенка.
Автор: учитель физической культуры МБОУ СОШ №5 Диденко Светлана Александровна
«Любое детское открытие,
умозаключение является полноценным тогда,
когда достигнуто через творчество».
В.А. Сухомлинский
«Творчество». Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, сколько идей, планов, и радости новых открытий.
Вопрос о том, как научить человека творить, издавна волновал умы ученых. Являясь жизненной необходимостью, творчество преобразует, развивает и обогащает человека, формирует его личностную индивидуальность. Субъект не только воспроизводит то или иное действие, он стремится внести в него нечто свое, присущее только ему, и выступает как существо думающее, переживающее и чувствующее, умеющее осознать и оценить свою деятельность (Рубинштейн С. Л.). В силу того, что творчество есть открытие нового, неизвестное ранее, оно обогащает человека, раскрывает в нем новые способности (Каган М. С.).
Проблема развития творческих способностей концептуально рассматривается с различных научных позиций и находится в прямой зависимости от того, какой из аспектов выходит на первый план исследования: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс и др.
Работа с одаренными детьми – это особая педагогика, требующая от преподавателя не только владения необычными учебными программами, но и умеющего найти индивидуальный подход к одаренности своего ученика, способного увидеть и раскрыть в нем индивидуальность. И здесь большую роль играет личность самого педагога. Что поможет ребенку поверить педагогу, пробудить желание быть таким же как его педагог? Конечно, личность самого педагога.
Учитель должен уметь расположить к себе, чтобы дети могли ему открыться. Самое важное для учителя - научить ребенка поверить в себя, создать вокруг каждого ученика атмосферу добра и справедливости, чтобы каждый из них вырос счастливым и состоявшимся как личность.
Сегодня в обучении детей важна креативность, даже в любой теме по «физической культуре» можно найти изюминку, чтобы дети запомнили ее побыстрее. Чтобы ребенок внутренне раскрылся, раскрыл свой потенциал, творческие способности, необходимо на уроках и внеурочной деятельности пробуждать интерес у детей ко всему. Если не будет вспышки - не будет и запоминания. Так дети не усвоят, какой бы ни был материал - сложный или легкий. Не запомнятся исторические даты, если не приведешь пример событий, если не заостришь внимание, не свяжешь с историей. Вспышка, огонек должен быть на каждом уроке. Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, так как именно оно дает возможность школьнику быть более культурным и более целесообразно расходовать физическую энергию.
И здесь сложно спорить с тем, что только творчески саморазвивающийся педагог может быть образцом и стимулом для творческого саморазвития детей. (В.И. Андреев).
Создание творческой атмосферы в коллективе основано на хорошем знании индивидуальных возможностей и способностей каждого участника педагогического процесса, следовательно, в работе сложно отойти от выявления особенностей творческого мышления каждого.
Понятие педагогическое творчество, часто связывают с созданием новых оригинальных систем, с процессом педагогических инноваций, путей к успеху ребенка. Успех – это соединение таланта, счастья, добра и труда, умение общаться с людьми, вера в будущее, знание своих сильных и слабых сторон. Для того, чтобы добиться успеха, надо в главное дело вложить свое сердце! Без роли учителя добывание знаний не получится. Учитель должен вести детей к успеху через знания и творчество.
Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет» (Н. Рерих). Творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Продуктивность мышления, присущая творческой деятельности, предполагает гибкость и эвристичность в поиске решения задачи, с которой ранее не встречался, способность применения исследовательских методик, быстро и целесообразно преобразовать необходимую информацию.
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации.
Успешность обучения и воспитания в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя, его умения учить и воспитывать, осуществлять индивидуальный подход, развивать сильного, помогать слабому, к каждому ученику найти такой подход, чтобы было охота учиться - все это приводит к появлению у воспитанника чувства радости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т.е. состояния успеха. Оно в свою очередь, оказывает стимулирующее влияние на потребностно-мотивационную и эмоционально-волевую сферы его личности, вызывая к жизни все новые и новые потребности в позитивном успехе в учебно-познавательной и коммуникативной деятельности, увеличивая стремление самореализовать себя в классном коллективе и окружающей социальной среде.
Чтобы быть успешным учителю, а затем и ученику – надо участвовать в конкурсах, олимпиадах, научных конференциях. Несомненно успех в любой деятельности, в том числе учении, – один из самых важных источников внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Возрастает интерес и повышается успеваемость по предмету через: проектную деятельность, исследовательскую деятельность (урок - дискуссия, урок - проблемный семинар), внеурочную деятельность (школьные ученические конференции, исследовательские игры, участия в соревнованиях и конкурсах и т.д). Такая активная деятельность учащихся, основанная на поиске и решении сложных вопросов, обеспечивает развитие творческих способностей, стимулирует творческое мышление, творческое воображение и позволяет увидеть проблему с новой точки зрения.
Достижение обучающимися успеха, радости способствует формированию аналогичного состояния и у педагога, как результата его профессионально-творческой деятельности. Успех учителя - это успех всех его учеников! Из успехов учеников складывается успех учителя. Что может быть большей наградой для него, чем горящие глаза учеников, радость и удовлетворение, которое испытываешь от творческого сотрудничества. А если эти ощущения подкреплены еще и признанными победами в конкурсных испытаниях, это настоящий успех!
«Любите и принимайте личность ребенка такой, какой она есть; найдите что-то хорошее в ней и научите поверить в себя, в свою успешность, даже если в данный момент до этого еще очень далеко». Целенаправленная работа в этом направлении дает положительные результаты.